AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

Как Запад планирует не пустить ШОС посредником в Нагорный Карабах

Москва-Баку
23.04.2015 12:42
В первых двух статьях на эту тему ("Минская группа ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту вышла в тираж" и "ШОС - новая структура для разрешения нагорно-карабахского конфликта") мы объяснили, почему Минская группа ОБСЕ больше не подходит для решения нагорно-карабахского конфликта и почему единственно реальной альтернативой в этом вопросе является Шанхайская Организация сотрудничества (ШОС).

Какие проблемы ждут впереди
Рассматривая то, как посредничество ШОС в решении нагорно-карабахского конфликта не только устранило бы западное влияние на Кавказе, но также и пошло бы на пользу всем четверым вовлеченным в проблему «игрокам», нужно не упускать из виду, что США и их европейские союзники сделают все, что от них зависит, лишь бы поставить палки в колеса участию в этом процессе ШОС и препятствовать успешному разрешению конфликта.

Ниже приводим три возможных сценария действий США и его союзников.

Переворот в Армении и продолжение войны
Соединенные Штаты славятся своим умением совершать государственные перевороты, а, с учетом недавнего визита на Кавказ Виктории Нуланд, нельзя сбрасывать со счетов, что у покровительницы Евромайдана могут иметься подобные зловещие планы и относительно этого региона. Азербайджан упорно отбивается от реализации подобного сценария – самым заметным эпизодом можно назвать закрытие в Баку редакции нелегально действовавшей радиостанции «Свободная Европа»/«Свобода». Правительство Грузии достаточно прозападное и потому упоминаемый нами сценарий не повлияет на его планы интеграции с НАТО и ЕС. Самым слабым звеном в регионе остается Армения – она наиболее уязвима с точки зрения попытки смены режима извне. Причины для возможного госпереворота очевидны: США стремятся подорвать влияние руководимого Россией Евразийского экономического союза (в который Армения вступила в начале этого года) и снова разжечь войну в Нагорном Карабахе, которая открыла бы новый фронт региональной дестабилизации, непосредственно направленный против России.

Посредничество 
ШОС 
может вполне 
вероятно привести к 
успешному 
разрешению нагорно-
карабахского 
конфликта...
Нынешнее руководство Армении не будет выступать за продолжение войны в Нагорном Карабахе без «благословения» Москвы, но, по причинам, изложенным выше, Россия настроена категорически против подобного курса. Больше того, российская Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ) гарантирует, что Армения не вторгнется в глубь Нагорного Карабаха или прилегающих к нему районов. Также подразумевается, что, в случае любого возобновления военных действий в регионе (при условии, что Азербайджан не атакует Армению) Россия не будет вмешиваться, чтобы помочь Армении. Таким образом, единственным вариантом для США и их союзников остается организация в Армении государственного переворота, который приведет к власти крайних националистов - по украинской модели, осуществляемой по указке Нуланд. Новые власти Армении не подчинятся призывам России сохранить мир, а начнут активно разжигать войну, которая не только будет иметь для региона катастрофические последствия, но и обеспечит сохранение на Кавказе американского влияния.

Шантаж со стороны Евросоюза
Чем ближе Баку движется в сторону ШОС, тем более вероятно, что Брюссель будет наращивать свою антиазербайджанскую риторику. ЕС уже распекал правительство Азербайджана за закрытие нелегально действовавших на ее территории провокационных радиостанций «Свободная Европа»/»Свобода» и за арест лиц, занимавшихся подрывной деятельностью и имевших своей целью смену режима в стране. Следующим ударом в шквале критики ЕС в адрес Азербайджана окажется угроза отложить осуществление надежд Азербайджана на евроинтеграцию.

Однако нужно понимать, что, как бы там ни было, Азербайджан, по всей вероятности, никогда не станет членом Евросоюза – достаточно посмотреть, как не заинтересован блок в настоящее время в членстве Украины или Грузии. Но, если причины не принимать в «евроряды» раздираемую войной и дьявольски изощренной коррупцией Украину очевидны, то с Грузией, которая, возможно, гораздо более сильная и более процветающая, не все так просто. Судя по последним данным, ни той, ни другой стране даже не предложат в этом году безвизового режима въезда в ЕС, что наверняка разочарует прозападные круги в обоих государствах. Единственно верным объяснением затормозившегося процесса грузинской евроинтеграции является то, что ЕС на данный момент просто достиг предела в расширении и больше не заинтересован в дальнейшем распространении влияния своих институтов – и неважно, какие причины лежат в основе такой позиции – политического или практического свойства.

Для Азербайджана невозможно сблизиться с ЕС без того, чтобы Грузия демонстративно не проделала то же самое – и все из-за географических ограничений, наложенных на Баку. Они означают, что, пока Грузия не станет официальным членом ЕС, Азербайджану не стоит принимать шантаж Евросоюза близко к сердцу – ведь его перспективы на вступление в евроблок еще более призрачны, нежели у Тбилиси. И, чем больше официальный Брюссель твердит о том, что Баку «удаляется от Европы», тем безнадежнее звучит эта риторика: неудовольствие ЕС говорит о том, что Азербайджан движется как раз в верном направлении – проводя многополярную политику, которая так пугает однополярный Запад.

Информационная война
В конце концов, США и их политические друзья наверняка прибегнут к оголтелой информационной войне против Азербайджана, чтобы противодействовать принятию им посреднической миссии ШОС по Нагорному Карабаху. Они будут осуществлять свою деятельность по трем направлениям, каждое из которых, по их мнению, в той или иной степени должно нанести урон Азербайджану:

• ухудшение имиджа Азербайджана в глазах «мирового сообщества» (читай – Запада);
• ослабление многополярных отношений Азербайджана с Россией, Китаем и Ираном;
• подстрекательство народа Азербайджана к «цветной» антиправительственной революции

Все эти три различных вектора информационной войны должны, согласно ожиданиям США, дестабилизировать страну и не дать ей конструктивно сотрудничать с ШОС. Запад опасается, что его в целом вытеснят из региона, и в особенности из переговорного процесса по Нагорному Карабаху – отсюда его стремление вбить клин между Азербайджаном и его многополярными партнерами.

Дорога вперед
Для того, чтобы наш прогноз по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта стал реальностью, необходимо, чтобы Азербайджан следовал нижеследующим рекомендациям:

Стратегическое спокойствие
Азербайджану нужно тренироваться сдерживаться, чтобы не реагировать слишком явно на любые провокации (военные, экономические, политические) с чьей бы то ни было стороны (США, ЕС, Армения). Эти провокации неизбежно усилятся в последующие месяцы и станут все более подлыми и изощренными. Однако следует помнить, что их цель – столкнуть Азербайджан с пути многополярной интеграции с ШОС и продолжить оказывать свое однополярное влияние на страну. Если Азербайджан проявит свою уравновешенность в эти непростые времена, это будет вознаграждено ему сторицей.

Осторожное любопытство
Следующий пункт повестки дня для Азербайджана – необходимо выражать заинтересованность и желание вовлекать ШОС в консультации по Нагорному Карабаху – в то же время, однако, не отвергая явно помощи Минской группы ОБСЕ и не показывая той, что ее роль в решении вопроса исчерпана. На этой стадии важно не провоцировать преждевременно США и ЕС еще больше – нужно тихонько оставить для Минской группы возможность всегда вернуться в переговорный процесс. Предполагается, что Азербайджан усилит свою дипломатическую активность в направлении ШОС и создаст, к своей выгоде, у Группы ощущение острой необходимости ее участия в решении проблемы.

Полная готовность
Итак, если ШОС решит быть посредником в нагорно-карабахском процессе мирного урегулировании, абсолютно правильно, что Азербайджан берет инициативу на себя и полностью «подписывается» содействовать этой новой попытке. Чем скорее будет продвигаться дело вперед, тем меньше будет шансов на дипломатическое затишье или на успех попыток внешних провокаций. Азербайджану, который все еще сам охраняет свои интересы в решении проблемы, необходимо проводить возобновленные переговоры с полным доверием, осознавая тот факт, что они являются единственной реальной альтернативой мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Заключительные мысли
Искренняя заинтересованность России и Китая в евразийской стабильности и их ключевая роль в делах Еревана означает то, что посредничество ШОС может вполне вероятно привести к успешному разрешению нагорно-карабахского конфликта. Исключительно важным здесь представляется то, чтобы все участники процесса воспринимали это как единственную возможность выхода из тупика, в котором проблема оказалась в итоге провала Минской группы ОБСЕ, и поступательного движения вперед, к мирному урегулированию. Соединенные Штаты и Франция препятствуют разрешению нагорно-карабахского кризиса уже многие годы. И теперь настало время для Азербайджана найти им замену в лице более прагматичного (и настолько же более влиятельного) партнера – отсюда предложение ввести в переговорный процесс Китай в рамках структуры ШОС.

Поговорка гласит: если «безумие – повторять одно и то же, ожидая при этом разных результатов», тогда безумием будет ожидать в перспективе от Минской группы ОБСЕ каких-либо положительных сдвигов. Соответственно, пришло время сменить площадку для проведения переговоров по мирному урегулированию в Нагорном Карабахе и таким образом уйти от прозападно-ориентированной структуры к новой, незападной – какую и предлагает ШОС. Конечно, нет гарантий, что новый формат будет успешным. Но он, по крайней мере, дает более многообещающий шанс к прорыву, чем прежний способ ведения переговоров. И уже одно это делает нынешнюю попытку вылечить застарелую региональную рану стоящей.