Глава МИД России Сергей Лавров прокомментировал достижение на 29-й сессии конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата COP29 в Баку увеличение ежегодного климатического финансирования со 100 до 300 млрд долларов в год. Оценку глава российской дипломатии дал в интервью «Российской газете».
Министр обратил внимание, что Запад не выполнил даже предыдущее обязательство по финансированию в 100 млрд долларов.
«Кстати, интересно будет понаблюдать, как будет исполняться взятое в Баку обязательство предоставлять развивающимся странам по 300 млрд долл. в год на «зеленые» проекты. Напомню, что Запад не соизволил выполнить прежнее обязательство по «зелёному» финансированию, которое было в три раза меньше по ежегодному объему обещанных средств», - заявил Лавров.
Также он ответил на вопрос, ведется ли диалог по климатическим вопросам в привязке к сфере энергетической безопасности и охраны окружающей среды и в других форматах, в частности, в «Группе двадцати». Лавров заявил, что ведется.
«В этих дискуссиях мы считаем своим приоритетом деполитизацию сотрудничества по климатической проблематике. Цели в данной сфере должны ставиться реалистичные, а их реализация – способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию всех стран, - заявил министр.
-Итоги работы «Группы двадцати» на энергетическом направлении можно оценить как положительные. Во многом этому способствовали эффективные усилия бразильского председательства, «освободившего» отраслевые форматы «двадцатки» от привходящих геополитических сюжетов. Так, после трехлетнего перерыва удалось принять Министерскую декларацию по энергетике, чьи положения составлены таким образом, чтобы учитывать интересы стран Глобального Юга.
Российская делегация, как и ранее, предостерегла всех участников от того, чтобы вести дело к увеличению глобального финансирования сектора возобновляемых источников энергии за счет снижения инвестиций в традиционные отрасли энергетики. Считаем, что во избежание шоков на энергетических рынках и усугубления проблемы энергетической бедности необходимо вкладывать средства во все доступные виды топлива.
Сейчас на международных площадках достаточно активно обсуждается такой вопрос, как переход к использованию низкоэмиссионных технологий. Имеется в виду, что выбросы углекислого газа (CO2) создают парниковый эффект, который, в свою очередь, ведет к потеплению климата. Делается вывод, что если ограничить эмиссии CO2, повышения температур не будет, или оно будет происходить не так быстро. В то же время, мы как профессионалы должны принимать во внимание, что далеко не все ученые придерживаются подобных оценок. Существует и «школа мысли», чьи представители на конкретных фактах и весьма убедительно показывают, что изменение климата – это циклический процесс, и, следовательно, значение антропогенного фактора в выкладках сторонников «борьбы с изменением климата», мягко говоря, сильно преувеличено.
Так или иначе, задачу «энергоперехода» мы рассматриваем в контексте обеспечения всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии. Ключевую роль в этом процессе отводим природному газу, самому чистому из всех углеводородов и идеальному «переходному» топливу.
Мы остаёмся последовательными противниками продвигаемой западными странами форсированной «зеленой» трансформации. Одержимость этой темой уже привела к необоснованному росту цен на энергоресурсы и, как следствие, рекордной стоимости минеральных удобрений. Настаиваем на выполнении развитыми странами взятых на себя обязательств по содействию развивающимся государствам».