AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Лавров проводит большую пресс-конференцию по итогам деятельности российской дипломатии в 2021 году (видео)

Лавров проводит большую пресс-конференцию по итогам деятельности российской дипломатии в 2021 году (видео)

"Москва-Баку"
14.01.2022 11:07

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в пятницу проводит традиционную большую пресс-конференцию, посвященную итогам деятельности российской дипломатии в 2021 году, сообщает «Москва-Баку».

Министр отвечает на вопросы журналистов в пресс-центре МИД.

В этом году пресс-конференция впервые проходит в гибридном формате – часть представителей СМИ находится в пресс-центре российского внешнеполитического ведомства, другие – в онлайн-режиме. 

По мнению аналитиков, главными темами станут предложения России по гарантиям безопасности в Европе, отношения с НАТО и Европой, перспективы этого вопроса и состоявшийся в этой связи на днях Совет Россия – НАТО, ситуация вокруг Казахстана. Кроме того, это российский вклад в 2021 году как посредника в нагорно-карабахское урегулирование и перспективы движения в этом направлении в наступившем году. 

О попытках подрыва Западом архитектуры международных отношений и "Саммите за демократию"

Открывая пресс-конференцию, в своем вступительном слове Лавров обратил внимание на политику западных партнеров.

«Всем понятно, что ситуация не улучшается. Накапливается конфликтный потенциал. Западные коллеги в решающей степени способствуют такому негативному развитию. Они взяли курс на подрыв архитектуры международных отношений, которые базируются на Уставе ООН и ведут линию на подмену международного права своими правилами, в соответствии с которыми они хотят заставить всех выстраивать новый миропорядок. Создаются разного рода форматы по тем направлениям международной деятельности, которые давно стоят на повестке дня универсальных органов Организации Объединенных Наций, происходит дублирование и эти узкие форматы, «междусобойчики» подаются как коалиции передовиков, которые диктуют новые подходы, «необходимые всем остальным». Те, кто не присоединяется к такого рода мероприятиям, они объявляются ретроградами, странами, которые пытаются внедрить ревизионизм в международную жизнь, хотя, казалось бы, ревизионизм – это то, чем сейчас занимается Запад. Потому что он пытается ревизовать Устав Организации Объединенных Наций. 

А мы и другие страны, которые являются нашими союзниками, стратегическими партнерами, мы как раз отстаиваем Устав ООН, его принципы, цели, структуру и защищаем его от ревизионизма.

Наиболее одиозный прожект, вы знаете, состоялся в начале декабря – так называемый «Саммит за демократию» - и подготовка этой встречи, и само мероприятие, его провозглашенные в Вашингтоне результаты – наглядный пример курса наших американских коллег на реидеологизацию международной жизни, от которой мы не так давно избавились, и курса на создание новых разделительных линий. Курс Соединенных Штатов и Североатлантического альянса откровенно провозглашен как сдерживание Китайской Народной Республики, Российской Федерации. Не прекращаются попытки искусственно расширять состав Североатлантического альянса. Втягивают туда Украину, в частности, недавно прозвучали достаточно интересные заявления от руководства НАТО, от Соединенных Штатов о том, что и скандинавские страны, которые не являются членами Североатлантического альянса, будут приветствоваться (их вхождение в Альянс – прим.ред.). Искусственное заманивание, искусственное расширение этой структуры, которая после «Холодной войны», после исчезновения «Варшавского договора», потеряла смысл своего существования. Попытки искусственно все это продлить продолжаются», - заявил Лавров. 

Об итогах российской дипломатии в 2021 году

Лавров заявил, что Москва в 2021 году максимально использовала возможности для конструктивного диалога на площадках Группы двадцати, БРИКС и ШОС, а также активно содействовала разрешению региональных конфликтов.

Глава российской дипломатии указал на то, что в ушедшем году в российском руководстве, работая "на западном векторе, активно действовали и на других направлениях российской внешней политики".

"Мы максимально использовали возможности для конструктивного диалога, которые предоставляют такие объединения, как Группа двадцати, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества. Активно были вовлечены в работу по урегулированию или содействию урегулирования конфликтов - это и Нагорный Карабах, Сирия, Афганистан, Ливия, иранская ядерная программа, палестино-израильские дела, ситуация на Корейском полуострове и в других горячих точках", - указал министр.

По словам Лаврова, в 2021 году активно развивалось интеграционное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза, укреплялся процесс интеграции в рамках Союзного государства России и Белоруссии, и "все это способствовало в том числе и продвижению инициативы" президента РФ Владимира Путина по формированию Большого евразийского партнерства.

"В Азиатско-Тихоокеанском регионе особое внимание мы уделяли также активным связям со странами - членами АСЕАН также в контексте формирования Большого евразийского партнерства, - продолжил он. - Продвигались отношения особо привилегированного партнерства с Индией и с большинством партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также с государствами Африки и Латинской Америки".

Министр особо отметил двадцатилетие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, которое отмечалось в 2021 году.

Лавров также обратил внимание на то, что в прошлом году Россия активно развивала интеграционное сотрудничество в рамках ЕАЭС в рамках идеи президента РФ о Большом Евразийском партнерстве. 

"Содействовали урегулированию различных конфликтов, в том числе нагорно-карабахского. Отмечу в этом контексте миссию ОДКБ в Казахстане. «Миротворцы помогли справить с откровенной террористической угрозой, возникшей не без влияния извне». 

Лавров обратил внимание на сотрудничество стран в борьбе с пандемией. "Спутник V" зарегистрирован уже в 70 странах. 

Также, по словам главы российской дипломатии, Россия продолжит защищать русский мир. 

В наступившем году продолжим работать по всем этим направлениям. 

Россия именно сейчас выступила с предложениями по гарантиям безопасности, потому что терпению пришел конец

Лавров, отвечая на соответствующий вопрос, пояснил, что Россия именно сейчас выступила с предложениями по гарантиям безопасности, поскольку терпению пришел конец.

"Нашему терпению пришел конец. Мы очень терпеливы. Но вы знаете же, что мы долго запрягаем? Вот запрягали мы очень долго, пора нам уже ехать. Вот ждем, когда ямщик на той повозке ответит конкретно на наши предложения", - сказал он, отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас Россия выступила с конкретными предложениями США и НАТО по гарантиям безопасности.

Лавров считает контрпродуктивным гадать, каким будет ответ США и НАТО на предложения по гарантиям. По его словам, Россия ожидает от Соединенных Штатов Америки и НАТО письменных ответов по гарантиям безопасности.

"Ожидаем ответов от наших коллег, ответов письменных, положенных на бумагу, как это сделали мы, внося свои предложения. Но тем временем, конечно, продолжим работу над тем, чтобы мы были готовы в случае любого развития событий", - сказал он. Лавров отметил, что партнеры Москвы "уяснили необходимость сделать это быстро, конкретно, на бумаге, и уяснили то, что РФ не будет ждать бесконечно".

"В целом мы убеждены, что если есть добрая воля, если есть готовность к компромиссам, то всегда можно найти взаимоприемлемое решение", - подчеркнул глава МИД. "Если наши предложения будут отвергнуты, когда это произойдет, если это произойдет, - буду менее пессимистичен - мы, конечно, оценим ситуацию, доложим президенту", - сказал Лавров и напомнил, что президент России Владимир Путин в рамках большой пресс-конференции уже говорил, что РФ "будет принимать решение с учетом всех факторов прежде всего в интересах надежного обеспечения безопасности".

Попытки "замотать" процесс

"План "замотать" этот процесс, конечно же, существует. Конечно, все понимают, что перспективы достижения согласия зависят от США. И что бы там нам ни говорили о необходимости консультироваться с союзниками, вовлечения всех членов ОБСЕ, это все, в общем-то, отговорки и попытки затянуть процесс", - заявил министр.

Глава ведомства напомнил, что, когда формировались отношения России и НАТО, "когда в контексте всех процессов между Москвой и альянсом согласовывались критические договоренности о том, как мы себя будем вести впредь в контексте конфигурации вооруженных сил и вооружений, никто не консультировался ни с ОБСЕ, ни с Европейским союзом, который сейчас очень активно устами [верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности] Жозепа Борреля обижается, почему их оставили за бортом".

"Мы хотим видеть позицию на бумаге. Постатейно, по каждому нашему пункту в обоих документах, хотим получить реакцию: это подходит, это не подходит, если не подходит, почему. Если нужно дополнить чем-то, сформулируйте поправки. Если есть что добавить, дайте нам поправки на бумаге", - сказал Лавров.

Министр также отметил, что "сейчас на устах у всех СМИ то, что западная реакция концентрируется прежде всего на безапелляционной констатации невозможности отказаться от принципа "открытых дверей" НАТО".

Лавров напомнил, как в начале прошлого года Москве и Вашингтону удалось продлить Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название - СНВ-3) на пять лет без каких-либо условий, как это и предлагала Россия. "Мы оценили этот шаг администрации [президента США Джо] Байдена в качестве одного из первых, на самом деле, после вступления в свои права "демократической администрации", - отметил министр.

Лавров подчеркнул, что по необходимости диалога по всем вопросам стратегической стабильности, по всем вооружениям, которые влияют на стратегическую стабильность, договорились Владимир Путин и Джо Байден во время встречи в Женеве в июне прошлого года.

Россия не понимает, как ЕC видит свое возможное участие в переговорах по гарантиям безопасности

 Россия не понимает, как Евросоюз видит свое возможное участие в переговорах по гарантиям безопасности, констатировал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

"Я даже не знаю, как Евросоюз видит свое участие в переговорах по безопасности. Вы сказали, возможно ли наладить какой-то канал с Евросоюзом по вопросам безопасности отдельно от США и НАТО, я не знаю, откровенно говоря", - сказал Лавров. 

О желании США создать военные плацдармы вокруг России

США и их союзники стремятся создать военные плацдармы вокруг России, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

"Позиция США и их союзников заключается в том, что они хотят обеспечить себе доминирование в Европе. Они хотят создать плацдармы вокруг РФ, военные плацдармы, хотят постоянно создавать раздражители для нас, вокруг наших границ. Еще раз обращу ваше внимание на то, с чего я начал - почитайте Хартию европейской безопасности, принятую в Стамбуле в 1999 году. Все, что сейчас заявляет и делает запад, является грубейшим нарушением обязательств, которые были взяты тогда", - подчеркнул он.

В конце 2021 года Россия опубликовала проекты договора с США и соглашения с НАТО по гарантиям безопасности. Москва, в частности, требует от западных партнеров юридических гарантий отказа от дальнейшего расширения НАТО на восток, от присоединения к блоку Украины и от создания военных баз в постсоветских странах. В среду в Брюсселе прошло заседание Совета Россия-НАТО. Встреча прошла в развитие переговоров по гарантиям безопасности между Россией и США, которые состоялись 9-10 января в Женеве. В четверг в Вене прошли консультации на площадке ОБСЕ по российским предложениям о гарантиях безопасности.

Операция ОДКБ в Казахстане вызвала изумление на Западе

Лавров заявил, что скорость развертывания подразделений ОДКБ в Казахстане вызвала изумление на Западе, помощь миротворческих сил была оценена всеми по достоинству.

"Потенциал миротворческих сил (ОДКБ) доказал свою дееспособность, по-моему, всему миру. Изумление, с которым на Западе взирали на скорость развертывания подразделений, которые были направлены из всех стран ОДКБ для помощи союзному Казахстану по просьбе президента этой страны, была, конечно, оценена всеми по достоинству, я в этом не сомневаюсь", - заявил глава российской дипломатии.

Лавров добавил, что ситуация, которая сложилась в Казахстане, продемонстрировала, что усилия, которые в ОДКБ предпринимались в последние годы по созданию миротворческого потенциала, были весьма эффективными и оказались востребованными.

Условия по делимитации границы Азербайджана и Армении сейчас обсуждаются, есть разногласия, но надо решать все вопросы

Министр иностранных дел России Сергей Лавров на большой пресс-конференции, посвященной итогам деятельности российской дипломатии в 2021 году, прокомментировал недавнюю эскалацию между Азербайджаном и Арменией.

На пресс-конференции Сергея Лаврова задававший министру вопрос представитель СМИ Армении попытался найти увязку между эскалацией на границе и, как он подчеркнул, «помощью Арменией России в Казахстане», заявив о некой якобы нервной реакции на это Анкары и Баку. Глава российской дипломатии утверждение представителя армянского СМИ опроверг.

«Честно, не видел нервной реакции в Баку, как и в Анкаре со стороны официальных лиц. В Анкаре было непонятное заявление со стороны одного из советников президента Эрдогана, который осудил действия Казахстана по приглашению ОДКБ. И мы сейчас запросили у наших турецких коллег объяснить, что это означает. Но официальные лица никаких негативных комментариев не делали, равно как и Азербайджана. Мы выступаем за то, чтобы как можно скорее приступить к делимитации границы между Арменией и Азербайджаном. Это не относится к Карабахскому региону, к вопросам урегулирования, это сугубо двусторонний вопрос, который мы уже почти год предлагаем начать прорабатывать, создав для этого комиссию по делимитации и демаркации. И предлагая себя как консультанта в этой комиссии, учитывая, что российский Генштаб и прочие структуры обладают картами, отражающими различные этапы формирования Советского Союза, изменения в нем различных границ и границ между союзными республиками.

Я буквально вчера общался с моим армянским коллегой по этому вопросу. Есть соответствующие предложения сторон, потому что, чтобы комиссию создать, нужно прежде всего договориться, на каких условиях. Эти условия сейчас обсуждаются. Там есть расхождения. Наша позиция простая: надо садиться и уже в рамках официально созданной комиссии решать все те вопросы, которые сейчас остаются еще не согласованными». 

В Сочи была договоренность принципиальная и даже была выражена надежда в ходе общения с прессой, что комиссия будет создана до конца 2021 года. Но опять же, жизнь сложнее и прогресса в том, чтобы она была прямо создана недостаточно. Но мы ведем. Вот я сказал, вчера общался с армянским коллегой, у которых новые предложения появились, передаем их в Баку. Будем смотреть, как сделать так, чтобы она заработала как можно раньше. Там расхождения о том, что нужно сделать для того, чтобы она начала работать. Это будет сложно. Мы убедились за то время, что эта тема обсуждается, что, наверное, оптимально создать эту комиссию, включив в ее повестку дня вопросы, которые нужно решать в первую очередь», - пояснил Лавров ситуацию с началом процесса делимитации границы между Азербайджаном и Арменией, договоренность о котором была зафиксирована на трехсторонних переговоров лидеров России, Азербайджана и Армении 26 ноября в Сочи". 

О формате «3+3» и встрече спецпредставителей Турции и Армении по нормализации отношений

Также Лаврова спросили об усилиях России и Турции для обеспечения стабильности на Южном Кавказе, указав в том числе на работу формата «3+3».  

«Эти усилия, безусловно, мы поддерживаем. Мы в них активно участвуем. Они способствуют нормализации обстановки на Южном Кавказе и помогают создавать условия для того, чтобы сохраняющиеся еще политические проблемы решались гораздо более активно, более плодотворно путем в том числе развития экономического и иного сотрудничества между тремя странами Южного Кавказа и тремя его большими соседями – Россией, Турцией и Ираном.

Идея формата 3+3 была активно поддержана нами, когда его первым упомянул президент Алиев, затем президент Эрдоган. И мы сразу увидели хороший объединительный потенциал в этой инициативе и сразу же с первых же дней ее обсуждения и при подготовке к состоявшейся в Москве встрече выступали за то, чтобы наши грузинские соседи также были вовлечены в этот процесс, исходя из того, что чем больше возможностей для общения, тем, наверное, лучше для решения остающихся проблем. Мы с грузинскими коллегами общаемся в рамках Женевских дискуссий по Закавказью, где обсуждаются последствия агрессии Грузии в августе 2008 года, и в рамках неофициального двустороннего канала, который создан между Москвой и Тбилиси достаточно давно. Но процессы, начатые в рамках формата 3+3, они гораздо более значимые, на мой взгляд, потому что обсуждаются в этом формате перспективы развития всего этого региона. Теперь, когда достигнуты мирные договоренности после военных действий прошлого года, когда при содействии президента России, лидеров Армении и Азербайджана подписали мирные договоренности и по завершению враждебных действий, и по развитию торгово-экономических связей, разблокированию всех маршрутов в этом регионе. Конечно, это открывает возможности, в которых заинтересованы и Турция, и Россия, и Иран, и Грузия. Я убежден. Мне кажется, в их интересах присоединиться к этому формату без предварительных условий. Можно договориться, что мы обсуждаем здесь, в этом формате 3+3 исключительно темы, которые представляют интерес для всех участников. И поскольку у нас дипломатических отношений с Грузией нет, хотя есть секция интересов, но дипотношения были грузинской стороной разорваны, у нас меньше возможностей объяснять им преимущества этой формы взаимодействия.

Мы обращались к нашим турецким друзьям, к азербайджанским друзьям с просьбой, Армения тоже может помочь, с просьбой, чтобы они все-таки объяснили нашим грузинским соседям, выгоду для них, как и для всех нас, подключения к этому формату. Такое подключение не будет их ни к чему обязывать в том, что касается их политических позиций".

Первая встреча спецпредставителей Турции и Армении в Москве

Также Лавров прокомментировал первую встречу спецпредставителей Турции и Армении, которая проходит сегодня в Москве.

"Ну и Турция и Армения действительно назначили своих специальных представителей. Россия помогала в том, чтобы такой договоренности достичь. И мы очень рады, что сегодня первая встреча проходит в Москве. Наша роль сводится к тому, чтобы помочь наладить прямой диалог, надеюсь, что это будет успешно", - отметил глава российской дипломатии.