AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Леонид Калашников: Если Армении нужно развитие – значит необходимо на деле разблокировать экономическое сотрудничество с Азербайджаном

Леонид Калашников: Если Армении нужно развитие – значит необходимо на деле разблокировать экономическое сотрудничество с Азербайджаном

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
11.01.2021 22:55

Фото: Google
Фото: Google

В Москве сегодня прошли трехсторонние переговоры лидеров России, Азербайджана и Армении - Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна. Они продлились почти 4 часа.

Это первая встреча руководителей трех стран после подписания 9 ноября исторического Заявления по нагорно-карабахскому урегулированию.

По итогам переговоров лидеры приняли совместное Заявление, в котором зафиксировали начало разблокирования транспортно-экономических связей, для чего будет создана трёхсторонняя Рабочая группа под совместным председательством вице-премьеров трех государств.

Итоги встречи «Москва-Баку» комментирует председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.

-Леонид Иванович, в начале переговоров Владимир Путин заявил, что в ходе встречи важно наметить последующие шаги по ключевым направлениям урегулирования – вопросам, связанным с деятельностью российского миротворческого контингента, уточнением демаркационных линий, решением гуманитарных проблем, охраной объектов культурного наследия, разблокированием экономических, торговых и транспортных связей в регионе, открытия границ. Насколько понимаю, прийти к взаимопониманию на встрече удалось только в вопросе торгово-экономического сотрудничества. Свидетельство ли это того, что Россия продолжает придерживаться той позиции, что путь к миру возможен через сближение двух стран за счет совместных проектов…

-Я всегда говорил перед тем, как было достигнуто военно-политическое решение нагорно-карабахского конфликта, что только лидеры России, Азербайджана и Армении могут решить эту проблему. Не контактная группа по Карабаху, а три лидера. И сейчас мы видим, что процесс урегулирования продолжается по этой же траектории, а все остальные могут внести в процесс только дополнительную политическую напряженность.

Ради чего были достигнутые договоренности по торгово-экономическому направлению? Жить в Армении сегодня тяжело: люди уезжают, заработная плата плохая. Почему? Прежде всего потому, что страна заблокирована из-за карабахского конфликта. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо было урегулировать краеугольный вопрос в связи с территориями. Мне кажется, то, что урегулирование сейчас идет по линии экономического разблокирования, разблокирования границ, лежит в парадигме всего задуманного. Если нужно развитие Армении, свободное, интересное и взаимовыгодное, то, конечно, нужно разблокировать экономику. Разблокировать экономику – значит, разблокировать границы, пути сообщения – для людей, для товаров. Мне кажется, это будет выгодно и Армении, и Азербайджану. Логично, что сразу вопрос не решится, но то, что три лидера начали об этом договариваться по самым горячим следам, принимать конкретные практические решения – это очень позитивно. То, что путь к миру продолжили шагом к транспортно-экономическому сотрудничеству - это подход не издалека, а напротив – близко, конкретно, точечно. Да, говорилось о том, что нужно сближаться по теме культурно-исторического наследия. Но это непростой вопрос, потому что проходит через психологию людей, ранит их иногда. В экономике все значительно легче. Здесь все на поверхности - выгода для людей и государств, для бизнеса. Для чего это делается? Чтобы людям было легче жить. А если хотим, чтобы жить было легче и веселее, давайте потрудимся над тем, чтобы открыть границы. Такие возможности сейчас есть. Да, все это не будет сделано враз, но будет - для того, чтобы странам задышалось, чтобы люди не бежали, работали в своей стране. Это то, что должно заботить людей и правителей стран и вектор к этому показали сегодняшние переговоры.

-Сегодня же Путин назвал трехстороннее Заявление от 9 ноября базовым документом, а его выполнение создаст необходимые предпосылки для долгосрочного и полноформатного урегулирования карабахского конфликта. Допускаете ли вы принятие в перспективе тремя странами более масштабного, глубоко детализированного документа по урегулированию?

-Я считаю, что документы должны появляться тогда, когда к ним готовы государства и их элиты, а это очень сложный процесс. Не надо торопиться, нужно спокойно работать, отшлифовывать. Торопливость может привести к тому, что завтра под влиянием каких-то сиюминутных интересов можно принять решение, а оно не будет выполняться. Мы видели, как это было с нарушением перемирия во время войны. Принимали решение, а через минуту начинали стрелять. Нужно все оставшиеся вопросы решать постепенно, но решать. 

Сегодняшние переговоры в Москве – это не то, что лидеры приехали и начали переговоры по конкретным вопросам с нуля. Все эти обсуждения велись заранее, по каким-то вопросам были достигнуты определенные компромиссы, в итоге было подписано новое Заявление. То есть переговорный процесс не останавливался, реализация ноябрьского Заявления, как видим, происходит поэтапно или параллельно. Можно говорить о том, что договоренности по торгово-экономической составляющей достигнуты сторонами довольно быстро. Прошло полтора месяца и трое лидеров уже подписывают следующее соглашение.

-Сегодня со стороны лидеров Азербайджана и Армении мы услышали совершенно разные позиции относительно, скажем так, статуса, карабахского урегулирования. Ильхам Алиев заявил, что карабахский конфликт уже в прошлом и нужно думать о будущем, о мире, о совместной жизни. А Никол Пашинян напротив, утверждает, что карабахский конфликт еще не решен…

-Конечно, позиции разные. Ясно, что Николу Пашиняну, учитывая, что Армения в этом конфликте потерпела поражение, приходится сложно. Ему приходится придерживаться определенной риторики, опираясь на свой электорат, свой народ,. Понятно, что позиции Путина и Алиева выглядят сильнее. И можно понять в этой связи попытку Пашиняна оглядываться. Он пытается придерживаться определенной политической игры. И это понимают и Путин, и Алиев, которым не нужно что-то объяснять своим народам. Они понимают, что армянскому народу нужно время, чтобы понять те выгоды, которые мирное соглашение несет. Заявления делаются с учетом ситуации в собственной стране.

-Вопрос статуса Карабаха сегодня поднимался исключительно Николом Пашиняном…

-Я неоднократно некоторым горячим головам у нас в России, которые призывали сначала решить вопрос статуса Карабаха, а потом обращаться к вопросу возвращения 7 ранее захваченных районов, говорил, что это неправильно и если кто-то рассчитывает на этот план, то он должен понимать, что он эфемерен и предполагает ущемление одной из сторон. Движение к вопросу статуса Нагорного Карабаха обеспечивается именно теми договоренностями, которые мы видим сегодня - когда стороны сначала начинают взаимодействовать в экономике, бизнесе, открыто участвовать в культурных, спортивных мероприятиях. Cейчас решение вопроса статуса Карабаха может создать политическую и, в конечном итоге, военную напряженность и борьбу. Статус должен быть установлен при взаимной выгоде для двух народов. Другого варианта нет. И Путин правильно дал понять, что путь к этому не близкий и нужно начинать с сотрудничества.

- В 2021 году нагорно-карабахское урегулирование будет занимать также особое место в российской повестке. Насколько Москве удастся устранять на пути к миру все возникающие напряженности и предугадывать «подводные камни»?

-Россия показывает всему миру и прежде всего тем, кто печется на словах, а на деле ничего не делает (я имею в виду США и Францию, которые также являются членами Контактной группы), как можно урегулировать тот или иной вопрос, не считаясь даже с материальными потерями для своей собственной страны. У нас у самих проблем полно, но отправляется на Южный Кавказ отправляются российские миротворцы, МЧС, привлекаются ресурсы для того, чтобы помочь друзьям, соседям – Азербайджану и Армении решить проблемы. Россия будет это делать и дальше. Конечно, будем на этом пути сталкиваться и с провокациями. Я же вижу, я не идеалист. В том или ином урегулировании всегда есть реакционеры, псевдопатриоты, которые осуществляют те или иные провокации. Россия не свернет с пути, на который встала, и будет всячески помогать урегулировать этот вопрос не на словах, а на деле. Нам есть, как наши действия объяснить своим гражданам. Ведь когда говоришь, что вот, мы братья и когда приходит беда, то нужно братьям помогать, подставить плечо и Россия это плечо подставляет.