AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Леонид Калашников о предстоящей встрече лидеров России, Азербайджана и Армении в Сочи и брюссельских переговорах: Никто ни у кого ничего не уведет…

Леонид Калашников о предстоящей встрече лидеров России, Азербайджана и Армении в Сочи и брюссельских переговорах: Никто ни у кого ничего не уведет…

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
25.11.2021 16:00

Фото: Google
Фото: Google

Глава Комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников в интервью «Москва-Баку» - о предстоящих переговорах лидеров России, Азербайджана и Армении в Сочи, зачем на этом фоне в середине декабря пройдет встреча президента Азербайджана и Армении при посредничестве главы Евросовета и как ее воспринимать.

- Леонид Иванович, в последнее время в армяно-азербайджанском урегулировании картина создалась, скажем так, волнительно-напряженная. Встреча лидеров России, Азербайджана и Армении намечалась на годовщину подписания трехстороннего заявления, но позже была перенесена и возникли вопросы, почему. Далее произошла первая с момента подписания трехстороннего заявления крупная эскалация, она была остановлена. После - объявлено о встрече Алиева и Пашиняна при посредничестве главы Евросовета. И, вот, наконец, все встает на свои места – завтра в Сочи пройдет трехсторонняя встреча. Какие ожидания?

- Я ждал, когда лидеры соберутся. Лидеры трех государств действительно много сделали для того, чтобы конфликт встал на путь разрешения. При всех иногда звучащих претензиях. Они очень мужественно и достойно повели себя. Президент моей страны Владимир Путин сделал максимум возможного. Но и лидер каждой из сторон – Азербайджана, Армении – сделали очень многое, несмотря на то, что порой все висело буквально на волоске. Конечно, хотелось бы подвести какой-то промежуточный итог. Нужно понимать, что взять и решить все в один момент – такого не бывает. Очень сложно выходить на мирный путь и продвигаться по нему, особенно когда конфликт между двумя государствами продолжался порядка 30 лет, сложно на этом фоне находить развязки. Очень легко снова сорваться на военные действия. Сейчас стороны стараются идти по пути мира, да, через тернии, поэтому и происходят стычки. Очевидно, что и решение вопроса делимитации будет сопровождаться очень большими преградами. Вот у России с Японией имеющиеся вопросы решаются десятилетиями. Мы не воюем, но мирного договора так и нет. Поэтому Азербайджану и Армении при посредничестве России нужно спокойно, сдержанно, понимая, что преграды будут, заниматься вопросами границ, чтобы в будущем ни у кого не было друг к другу претензий.

Многие у нас в стране, в том числе и мои товарищи-коммунисты, имеют претензии к тому, как между Россией и Норвегией произошел раздел Баренцева моря. Я лично был категорически против того, как делили Баренцево море. Или, например, как проходила демаркация между Россией и Китаем и ситуация вокруг острова Даманский. Несмотря на то, что претензии есть, все же разрешение этих вопросов принесло мир. Поэтому и Азербайджану, и Армении нужно прийти к этому. И мне кажется, что данному вопросу и будет посвящена в том числе трехсторонняя встреча лидеров России, Азербайджана и Армении.

- Вместе с тем, после трехсторонней встречи в Сочи 15 декабря на «полях» саммита «Восточного партнерства» в Брюсселе пройдут переговоры президента Азербайджана и премьера Армении при организации главы Евросовета. Вчера как раз Владимир Путин уведомил главу Евросовета Шарля Мишеля о ходе реализации трехстороннего заявления по Карабаху. Как вы воспринимаете встречу в Брюсселе? Нет ли здесь попытки ЕС увести посредническую роль у Москвы?

- Встреча при посредничестве Евросовета – думаю, это такая попытка «тройки» Россия – Азербайджан – Армения в некотором роде легитимизировать в урегулировании западное направление. Отодвинуть Минскую группу и поставить наднациональную структуру – ЕС. Наверное, это неплохо. Потому что, когда для решения каких-то конфликтов создается специальный орган – в данном случае Минская группа ОБСЕ – которая пытается быть арбитром и в итоге показывает свою полную беспомощность, ни к чему хорошему это не приводит. Пример тому, помимо Минской группы и Нормандский формат по Украине. Такие структуры зачастую не помогают, а становятся на одну из сторон.

Поэтому, не думаю, что стоит опасаться этой встречи в Брюсселе с точки зрения желания Запада перехватить инициативу у России. Потому что Россия, Азербайджан и Армения – соседи. И кто бы ни старался влезть в процесс, у них все равно ничего не получится. Потому что мы живем здесь, рядом, вместе, в одном регионе. Именно поэтому для решения всех вопросов урегулирования достаточно тройки лидеров России, Азербайджана и Армении и все, больше никого. Я никогда не видел другого пути, кроме как собраться соседям и решить все накопившиеся вопросы. А как только начинаешь привлекаться какого-то стороннего дядю, который находится за тысячи километров, то оказывается, что у этого дяди свои геополитические интересы. Я его не осуждаю. Но свои геополитические интересы он реализует жестко. Сейчас мы видим, как это происходит в отношении России, Китая. В качестве инструментов достижения своих геополитических интересов, к сожалению, используются страны, чья суверенность этого далеко живущего дядю вовсе и не волнуют – в данном случае Америку и Европу.

Мне кажется, Европа не успокоится и попытается залезать в процесс то ли с помощью французов, то ли еще кого-то. Азербайджан, Армения, Россия, на мой взгляд, это понимают и поэтому привлекли к процессу наднациональный орган – Евросоюз. Лидеры же не встречаются с сопредседателями Минской группы, и это правильно. Они видят, что в ином случае это в большей степени принесет раздор, чем поможет умиротворению.

Но если лидеры Азербайджана и Армении встретятся с главой Евросовета, пожмут руки, хуже от этого не будет. Глава Евросовета не скажет же, что он не поддерживает мирный процесс. Он скажет, что поддерживает. Скажет и скажет, но не более того.

Я считаю, что именно Россия сохранит статус главного посредника между Азербайджаном и Арменией. Никто его у нее не заберет. И Азербайджан, и Армения понимают это лучше других. Если же кто-то будет питать иллюзии в отношении Запада, реагировать на его посулы, думаю, это неприятно закончится. В частности, президент Азербайджана, умудренный опытом политик, это очень хорошо понимает. Да и Пашинян за эти годы пребывания у власти, думаю, понял, где друзья, а где враги. Но за каждым из них есть определенные силы, которые тянут то туда, то сюда.

- Мы видим по официальным заявлениям Москвы в преддверии встречи Путина, Алиева и Пашиняна фокус на важность разблокирования транспортно-экономических связей в регионе. Смогут ли стороны договориться по транспортным коридорам?

- Конечно. Только Россия, Азербайджан и Армения могут решить любой, самый сложный вопрос. При этом придется пойти на определенные издержки и компромиссы. Но другого пути у соседей нет. Другой путь – это война. Но даже после войны наступают переговоры. И если вопросы будут оставаться подвешенными, это всегда приглашение к конфликту. Между Азербайджаном и Арменией надо решать вопросы. Быстро их, конечно, не решишь, но ступать на этот путь надо и действовать на этом пути. И самый объективный здесь арбитр – это Россия и никто другой.

- Грузия на днях заявила, что отказывается от участие в региональном формате «3+3»… Может ли это как-то повлиять на взаимодействие в регионе или может работать и пятисторонний формат?

- Никак не повлияет. Формат же еще даже не был создан, лишь предложен. И то, что предложен – это правильно. Ведь все страны, зафиксированные в формате - соседи. Если посмотреть вокруг, как правило регионы в мире объединяются – и в экономике, и в военно-политическом смысле. Потому что по границам есть инфраструктура, дороги, движение товаров. Очевидно, что такое сотрудничество важно осуществлять и в регионе Южного Кавказа.

Поэтому выглядит странным, когда Грузия отказывается. Ну пусть тогда сидят там сами по себе, занимаются в одиночестве своей экономикой. Но на самом деле, отказ – это, конечно, плохо. Плохо для самой Грузии. Ведь через нее в советское время шли железные дороги, торговые пути, сейчас их можно было бы реанимировать. Ну не хочет партнерствовать - насильно же не затащишь. Не хочет – не надо, не интересно, значит. Видимо, руководствуются политическими интересами, вместо совершенно очевидных соседских отношений, развития экономики, тем, что ей скажут на Западе, точнее - в Америке. И она всем всячески это демонстрирует и прямо говорит: «Нет, там, где Россия, мы не будем». А «сосед», который за океаном, будет нам советовать. Но такой подход на благо работать не будет.