AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Мировые игроки пытаются перехватить у России инициативу Карабахского урегулирования. Мнение Игоря Коротченко

Фото: Google
Фото: Google

23 октября госсекретарь США Майк Помпео проведет отдельные встречи в Вашингтоне с главами МИД Азербайджана и Армении в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Соответствующую информацию подтвердили в министерствах иностранных дел двух конфликтующих стран. Как известно, активную позицию по карабахскому урегулированию с начала эскалации между Азербайджаном и Арменией 27 сентября пытается занимать и Турция. Вместе с тем, обе стороны нагорно-карабахского конфликта признают, что именно Россия всегда имела и имеет ведущую роль страны-посредника по урегулированию. О том, могут ли у России попытаться перехватить историческую инициативу в армяно-азербайджанском урегулировании на фоне развивающейся войны в интервью «Москва-Баку» рассказал главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

- Игорь Юрьевич, какую задачу сейчас решают Соединенные Штаты, готовя встречу с главами МИД Азербайджана и Армении. До этого мы особой активности со стороны Вашингтона в нагорно-карабахском урегулировании не наблюдали. К тому же, Помпео на фоне текущей эскалации раскритиковал военную операцию Азербайджана и сделал заявления о боевиках, переправляемых в Карабах при помощи Турции, чем вызвал критику азербайджанского МИД… То есть нейтральности здесь точно нет. К тому же на днях Трамп сделал комплементарные заявления в адрес американских армян…

- Все инициативы по ситуации между Азербайджаном и Арменией уже были озвучены – это примирение. Если у Помпео получится заставить Ереван соблюдать взятые на себя обязательства, вести себя цивилизованно, флаг ему в руки, я посмотрю, как это будет. Если у него это получится, я буду аплодировать ему. Но этого не произойдет. На мой взгляд это невозможно в принципе. Фактор, который реально заставит Армению договариваться и заключать политически обязывающие соглашения – это только фактор военной победы Азербайджана. И надо в этом совершенно четко отдавать себе отчет. Армения хочет затянуть проблему, хочет остановить боевые действия, ввести в зону конфликта наблюдателей, создать новую линию разграничения и далее еще 30 лет кормить обещаниями, что ВС Армении уйдут. В Баку это хорошо понимают.

Да, США – великая страна. И, судя по всему, она тоже хочет как-то поучаствовать в урегулировании, ну пусть поучаствуют, если что-то получится. Но что что-то получится - я сомневаюсь. К тому же, на мой взгляд, все эти действия со стороны США производятся исключительно в рамках предвыборной президентской кампании Трампа. Он уже сделал несколько комплементарных заявлений в адрес Армении. Трамп заинтересован в том, чтобы голоса армянского лобби были отданы не только Байдену, но и ему. Таким образом, инициатива Соединенных Штатов преследует исключительно предвыборные цели. Мы слышали недавние заявления Помпео и они носили не очень дружественный характер по отношению к Азербайджану. Со стороны Макрона на фоне эскалации мы тоже слышали заявления, которые в большей степени показывали перекос Франции в сторону Армении, но если французский лидер полностью лег под армянское лобби, став его инструментом, то заявления США имеют характер исключительно предвыборный. Поэтому считать, что Соединенные Штаты каким-то образом перехватят инициативу у России, не стоит. 

- За время войны между Азербайджаном и Арменией мы увидели сформировавшийся хаотичный геополитический клубок интересантов, которые в той или иной степени пытаются обозначить свою активную позицию в урегулировании. К примеру, и раньше Турция говорила, что конфликт должен быть справедливо урегулирован. Но в этот раз активность Анкары беспрецедентна. Может ли она также каким-то образом перехватить инициативу в урегулировании или это нереально ввиду абсолютного неприятия ее как посредника со стороны Армении?

- Россия заинтересована в том, чтобы Турция не вмешивалась в ситуацию, это железобетонно. Нам не выгодно, чтобы она усилилась в регионе, чтобы силовым образом влияла на ситуацию и мы это декларируем. Я не могу игнорировать мнение директора Службы внешней разведки России, который говорит, что Турция активно поддерживает ситуацию накаленной. Мы против того, чтобы в зоне конфликта были какие-то группировки, независимо от того, на чьей стороне они воюют. Мы за содействие и мирный процесс. К тому же, как вы и отметили, Турция не сможет быть посредником, поскольку в качестве такового его не воспринимает армянская сторона. При этом сегодня мы наблюдаем в российском медиапространстве очень активную информационную работу, связанную с навязыванием ложных смыслов нагорно-карабахского конфликта. Нам говорят, что это война цивилизаций, что это война христианства с исламизмом, что это попытки возрождения неоосманской империи. Послушайте, ну какая неоосманская империя в 21 веке. Это фейки, которые формируются исключительно для того, чтобы попытаться каким-то образом повлиять на то, чтобы Россия вмешалась и спасла Армению от военного разгрома в Карабахе. Вот для чего это делается. 

Интересам России соответствует мир, чтобы Азербайджан и Армения прекратили боевые действия, чтобы выполнялось соглашение о перемирии. Путин четко, еще в начале конфликта зафиксировал позицию нашей страны – что мы равноудалены от сторон конфликта, что бои идут не на территории Армении, что для вмешательства в боевые действия в Карабахе у России нет оснований. У Москвы есть военные обязательства только перед Арменией в рамках ее международно-признанных границ, в случае, если она станет объектом внешней агрессии. А в данном случае объектом внешней агрессии она не является. Наоборот, армянские войска, экспедиционный корпус Армении воюет против азербайджанской армии в Нагорном Карабахе, поэтому никакого основания для военного вмешательства России нет. 

Добавлю, что при принятии важнейших внешнеполитических решений президент Путин не ориентируется на мнения политологов, высказываемые в различных ток-шоу. Президент России ориентируется на те доклады и рекомендации, которые ему представляют МИД, Министерство обороны, спецслужбы России, аналитический аппарат его Администрации. На основании этого принимаются комплексные решения, которые облекаются в те или иные действия. 

Позиция России абсолютно прозрачна: конфликт должен решаться политико-дипломатическими средствами и мы всячеcки этому содействуем. Мы готовы предоставить нашу площадку в Москве для переговоров между Арменией и Азербайджаном на любом уровне. Мы выступаем за то, чтобы не страдало мирное гражданское население, соблюдались принципы международного гуманитарного права. Вот позиция Москвы, она абсолютно четкая, ясная, справедливая. 

Я разделяю все принципы российской внешней политики и в целом позицию России в отношении конфликта, но как эксперт все-таки хочу отметить, что пока Азербайджан не получит решающее военное преимущество в ходе боевых действий и Армения это не осознает и не поймет, что никто за нее воевать не будет, все будет оставаться как есть. 

Мы помним, как министр обороны Армении говорил, что будет новая война за новые территории, которые перейдут под армянский контроль. Армянские эксперты давали залихватские оценки, что если будет война, армия Карабаха войдет в Баку. Ну, как говорится, флаг ей в руки, пусть выходит к Баку… Но как-то пока она откатывается назад. 

Россию не получится втянуть в конфликт, как бы кто ни старался. Это вне наших интересов. И воевать за Пашиняна в Карабахе мы не будем, особенно после ракетных ударов по Гяндже... Целенаправленные санкционированные удары по мирным городам – это такая вещь, которую, извините, никто не забудет и ни на что это не спишешь. Ведь сразу ставятся вопросы - ты отдавал приказ? А если не ты, то кто? С этим надо разбираться.

- В недавнем интервью лидеры Азербайджана и Армении подтвердили, что в принципе готовы к переговорам в Москве. Сделано это было, как и до этого момента, с оговорками и условиями с каждой стороны. Насколько на ваш взгляд такая встреча реальна в ближайшее время?

- Такая встреча возможна только в одном случае, если Армения даст обязательства тогда-то покинуть пять оккупированных районов Азербайджана и тогда-то покинуть еще два оккупированных района. Собственно, в этом случае, наверное, и возможна встреча лидеров, которые и подпишут этот исторический документ. А когда это произойдет, будет зависеть от ситуации на фронте.

- Но Россия, как показывает сегодняшняя ситуация, все же стремится поставить точку в конфликте. Неоднократно Сергей Лавров в последние недели заявлял об имеющихся на столе переговоров базовых принципах, которые, он надеется, стороны конфликта в итоге согласуют.

- Действительно, Россия старается разрешить этот затянувшийся конфликт. Как мы знаем, переговорный процесс за все эти десятилетия носил очень долгий и кропотливый характер. 

Президент Азербайджана дал недавно интервью ТАСС, в котором зафиксировал много интересных вещей в связи с базовыми принципами. Очевидно, что все эти наработанные за годы принципы должны быть воплощены в жизнь. Очевидно, что в основе урегулирования, как минимум, должна работать формула, что Армения уводит свои войска с семи оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха. И далее реализуются остальные пункты – разблокировка транспортных коммуникаций, прочее, статус Нагорного Карабаха определяется позже. 

Встреча двух лидеров в Москве должна произойти в момент, когда Армения и Азербайджан будут готовы подписать cоглашение, основанное на этих принципах. Все сейчас ждут Ереван, но, судя по заявлениям Пашиняна, заключать соглашение он не хочет. Тянет время, выражается невнятно или наоборот крайне внятно, когда призывает Россию провести «контртеррористическую операцию» в Нагорном Карабахе, читай: российские войска должны воевать за Нагорный Карабах и остановить азербайджанское наступление. Но спрашивается, с какого перепуга мы должны вмешиваться в ситуацию военным путем. Мы не собираемся воевать в Карабахе за Пашиняна. 

Раздаются призывы, давайте высадим российский десант и базу в Карабахе сделаем. С какой стати? Соответствует ли это российским интересам? Нет. Нагорный Карабах и районы вокруг него – это территория Азербайджана с точки зрения норм международного права.