Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко в интервью «Москва-Баку» о том, почему в этом году так и не был подписан мирный договор между Азербайджаном и Арменией.
- Почему в этом году так и не удалось добиться подписания мира между Азербайджаном и Арменией?
- Были большие ожидания, что в 2022 году мирный договор между Азербайджаном и Арменией будет подписан. Однако вторая половина года, особенно последние месяцы показали, что армянское руководство избрало конфронтационную модель поведения и наряду с неисполнением своих обязательств по трехстороннему заявлению и последующим договоренностям, достигнутым на высшем уровне, прибегла к тактике масштабных провокаций – как политических, так и военных в отношении азербайджанской стороны.
В последние недели Ереван буквально фонтанирует негативом. Именно поэтому все надежды на подписание мирного договора между Баку и Ереваном, движение вперед по ключевым пунктам урегулирования оказались в этом году только надеждой. Очевидно, это сознательная политика, которая характеризовалась и тем, что Армения в течение года активно пыталась вовлечь в ситуацию в урегулировании внешних игроков. Она сделала ставку на Францию, США, на почившую в бозе Минскую группу ОБСЕ, в целом на западные страны, Евросоюз, а также на то, что усилия международной армянской диаспоры будут также влиять на политические настроения в ключевых столицах мира. Последние события не дают оптимизма и на 2023-й год.
- Видимо, с этой же политикой Еревана связаны и последние срывы Арменией трехсторонних переговоров – как в Брюсселе на уровне лидеров Азербайджана, Армении и главы Евросовета, так и на прошлой неделе в Москве на уровне российского, азербайджанского и армянского глав МИД.
- Полагаю, да. Что касается Брюсселя, здесь Пашинян захотел усилить свои позиции на переговорах, поэтому поставил обязательным условием присутствие на них президента Франции, главного в мире политического лоббиста армянских интересов. Как мы знаем, Франция заняла абсолютно неконструктивную позицию по армяно-азербайджанской нормализации. В этом году мы наблюдали со стороны Франции ряд скандальных антиазербайджанских демаршей. Это и нападение на посольство Азербайджана во Франции. И антиазербайджанские принятые Сенатом и Национальной ассамблеей Франции заявления, в которых в абсолютно наглой, циничной форме поддерживаются сепаратистские устремления армянского населения, проживающего в Карабахском экономическом районе Азербайджана. Это и деструктивная деятельность армянского лобби во Франции.
Пашинян активно сотрудничал с французской стороной.
Вспомним также визиты в Ереван директора ЦРУ и директора британской внешней разведки МI6, активную деятельность западных центров силы. Пресловутую наблюдательную миссию Евросоюза на армяно-азербайджанской границе. Активные попытки Еревана пробить размещение вместо российских миротворцев в Карабахе некий многонациональный контингент НАТО. Все это, естественно, не играло на мирный процесс. Такая политика сопровождалась и резкой эскалацией Арменией различного рода вооруженных провокаций. Все это очень серьезным образом дестабилизировало обстановку. Включая и последние события, когда Арарат Мирзоян отказался приехать в Москву на встречу с главой МИД Азербайджана при посредничестве министра иностранных дел России. Причем сделал это совершенно в хамской форме, что вызвало соответствующую реакцию со стороны главы российского МИД.
Это и хамские заявления в непозволительном тоне в адрес российского миротворческого контингента со стороны премьер-министра Никола Пашиняна, на что были вынуждены реагировать официальные представители Кремля и МИД России. Все это крайне негативно сказалось на атмосфере и возможностях мирного урегулирования. Очевидно, Ереван сознательно избрал такую тактику поведения. Но кроме негатива это абсолютно ничего не принесет никому, включая и саму Армению.
Ситуация в Лачинском коридоре также намеренно спровоцирована Арменией. Этот вопрос при наличии воли армянской стороны уже можно было бы решить. Судя по заявлениям, которые были сделаны Сергеем Лавровым, МИД России признает, что проблема незаконной экономической деятельности армян на рудниках в Карабахе - предмет для возможного обсуждения. Лавров отметил, что мирный договор может решить все вопросы. Незаконную деятельность на территории Карабахского экономического района Азербайджана ведут армянские фирмы, конечными бенефициарами которых являются некие офшоры и западные бизнесмены. Идет не просто разграбление природных ресурсов Азербайджана, но он сопровождается ударом по экологии. Если по поводу этой незаконной деятельности Арменией устраивается истерика, значит кому-то это нужно. Это показывает, что видимо есть заинтересанты в Ереване, потому что такого рода деятельность приносила их организаторам десятки миллионов долларов ежемесячно. И когда сейчас осуществлять разграбление и вывоз золота становится невозможным, очевидно, есть те, кто от этого сильно пострадал.
- То есть Армения не хочет идти к миру, хочет отбросить урегулирование назад?
- Армения намерена, очевидно, продолжать свою тактику проволочек, провокаций, демагогии, политических и военных провокаций для того, чтобы не выполнять свои обязательства по урегулированию. Мотивы поведения Пашиняна абсолютно понятны. Для него главное – удержать личную политическую власть, поскольку он уже вкусил ее прелести и возможности ее конвертации в конкретные финансовые "бонусы" для себя и своей семьи.
В этом плане Армения действует традиционно, последовательно, абсолютно в духе той политики, которую она проводила и до того. Идет время, меняется региональная и международная ситуация, меняется баланс сил в регионе, наступает новая политическая реальность, а в поведении Армении ничего не меняется. Ментальность армянских политических элит остается такой же, какой она была. Армения "очухалась" от военного разгрома двухлетней давности, от капитуляции и вновь демонстрирует "зубы", пытаясь расставлять везде капканы и выжимать слезу из западных элит и рассказывать всему миру чуть ли не о начале «геноцида» армян в Карабахе, что является абсолютной ложью и несусветным бредом.
Запад в течение 2022 года также использовал Армению в качестве своего инструмента выдавливания России из армяно-азербайджанского урегулирования, Южного Кавказа, региона ее традиционного присутствия и влияния. Это с одной стороны. С другой стороны, Запад и Армения хотят постараться столкнуть Россию и Азербайджан, спровоцировать большой вооруженный конфликт в регионе, чтобы сорвать нормальное функционирование транспортного коридора "Север-Юг", столь важного для РФ.
- Сергей Лавров по итогам переговоров 23 декабря в Москве с азербайджанским коллегой заявил, что нет повода не подписывать мирное соглашение, поскольку вся база для этого есть, принятое в Праге заявление дает возможность решить все вопросы. Это такой сигнал Армении?
- Традиционно МИД России делает все возможное для нормализации отношений между Баку и Ереваном. Понятно, что мирный договор должен базироваться прежде всего на взаимном признании сторонами территориальной целостности. Армения же стремится обвешать данный тезис различными уловками, которые сведут к нулю сущностную ценность мирного договора в армянском исполнении. Есть 5 принципов, которые были сформулированы президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и которые должны стать фундаментом, основой мирного договора между Ереваном и Баку. Это, в том числе, базовое признание территориальной целостности Азербайджана без каких-либо изъятий, без претензий на некий статус армян, проживающих в азербайджанском Карабахе. Пашинян продолжит заниматься уловками. Заявлять о своем устремлении к миру, но де факто действуя вразрез.
- При этом же в МИД России в очередной раз заявили, что мирное соглашение не должно быть привязано к какому-то сроку. Здесь важнее эффективный результат. Как можно интерпретировать такую позицию?
- Это можно интерпретировать в том числе и так, что в 2023 году ничего подписать не удастся. Ну как можно интерпретировать, когда одна из ключевых сторон - Армения не явилась на декабрьские переговоры в Москве. На самом деле это не просто демарш, это такой публичный показатель неуважения Армении к России. Ничего не мешало Арарату Мирзояну приехать и участвовать в переговорах, искать какие-то компромиссы, насколько они возможны.
Сам факт того, что Армения отказалась от этих переговоров – это продолжение той же политики. Мы помним, что на саммите ОДКБ в Ереване Никол Пашинян отказывался подписывать все ключевые документы. Теперь глава МИД Армении отказался приезжать в Москву на переговоры, которые были очень важны, потому что на европейском треке пока горит красный свет и встречи в ближайшее время там вряд ли возможны. Это сознательная политика Еревана, политика повышения ставок, провоцирования Москвы и попытки Армении заниматься военно-политическим шантажом в отношении России. Такого рода поведение не соответствует принципам добрососедских отношений, сотрудничества между Москвой и Ереваном. Армения показывает России "зубы" и хочет демонстративно хлопнуть дверью. Это не разовая акция, а продуманная, заранее спланированное долгосрочное деструктивное поведение.
- Что будут делать Россия, Азербайджан в этих условиях?
- Первое, что должны делать Россия и Азербайджан – осознавать опасность ситуации и действовать так, чтобы не дать возможность нашим противникам реализовать свои устремления и интересы. Есть ряд заинтересантов и в России в том числе на разных уровнях, и извне в лобовом столкновении между РФ и Азербайджаном. Понятно, что идет массированная кампания. Идет борьба за будущее, за идеи, смыслы трехстороннего заявления. Я считаю, что Москва в данном случае должна руководствоваться собственными национальными интересами и здоровым прагматизмом.
Азербайджан для России – один из ключевых торгово-экономических партнеров на постсоветском пространстве. Надежный союзник. Плюс в свете всех новых реалий – в том числе через него будет возможно бесперебойное функционирование коридора «Север-Юг». Важность наших взаимоотношений на перспективу в этом году показал целый ряд событий. Это Российско-азербайджанский межрегиональный форум, прошедший в Баку в рамках визита Михаила Мишустина, Каспийский экономический форум, Веронский евразийский экономический форум. Это заинтересованность наших крупнейших энергетических компаний к взаимодействию с Азербайджаном в различных форматах. Наши отношения с Азербайджаном крайне ценны для РФ. России и Азербайджану даже в самых острых моментах нужно видеть общий знаменатель. И не дать возможности ни эмоциям, ни лоббистам армянских интересов испортить наши взаимоотношения.
Считаю, что ключевым является доверительность отношений, сложившихся между лидерами наших стран. Поэтому несмотря на попытки в информационном поле столкнуть Россию и Азербайджан, у инициаторов этих попыток ничего не получится.
Для России чрезвычайно важна концентрация на вопросах специальной военной операции. Поэтому те, кто пытается раздуть новый конфликт на Южном Кавказе, втянуть туда Россию и Азербайджан, либо преследуют армянские интересы, либо пытаются создать второй фронт в Закавказье. Мы должны это пресекать абсолютно на всех уровнях.
- В преддверии неформального саммита лидеров СНГ в Санкт-Петербурге Дмитрий Песков сообщил, что трехсторонняя встреча Путина, Алиева и Пашиняна не запланирована. Правда позже с его стороны было сказано, что могут быть трехсторонние кулуарные контакты… И сегодня Владимир Путин на двусторонней встрече с Пашиняном такие трехсторонние контакты подтвердил.
- Я думаю, что и Владимир Путин и Ильхам Алиев были абсолютно готовы провести официальную продуктивную трехстороннюю встречу, на которой можно было бы решить многие вопросы. Очевидно, что армянская сторона не просто не готова, она не хочет такой встречи. Все возможности для движения вперед есть, то, что такая встреча не произошла официально, полагаю, это также осознанная позиция Еревана. Возможно, позже Пашиняну все же дали понять, что он должен выполнять договоренности, должны решаться все проблемные вопросы. Поэтому кулуарные переговоры могли и состояться.
В любом случае логика истории просто принудит и заставит Армению признать реалии, которые сформировались после Второй Карабахской войны и подписания трехстороннего соглашения. Вопрос, по какому сценарию и какой ценой. Но рано или поздно это произойдет. Издержки и цену, если она будет слишком велика, заплатит Армения. И все претензии армянскому народу надо будет предъявлять политическому руководству его страны.