AZN = 50.33 RUB
USD = 85.57 RUB
EUR = 93.61 RUB
Новости дня

A
Политолог Андрей Быстрицкий: Азербайджан – самостоятельная, самодостаточная страна, окрепшее государство для того, чтобы принимать суверенные решения

Политолог Андрей Быстрицкий: Азербайджан – самостоятельная, самодостаточная страна, окрепшее государство для того, чтобы принимать суверенные решения

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
06.03.2025 16:32

/upload/iblock/a14/a141823b33a128a3d04e52d15215815d.png

Председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий комментирует «Москва-Баку», как геополитические изменения в мире могут отразиться на Южном Кавказе.

-Андрей Георгиевич, сегодня в определенной степени геополитическая ситуация может поменяться в сторону нормализации отношений России и США. Недавно глава МИД РФ Сергей Лавров выступал в Госдуме, обозначил приоритеты российской внешней политики. Среди них — по-прежнему углубление отношений со странами СНГ, построение евразийской безопасности, сближение с государствами глобального Юга, более справедливый мир и многополярность. В связи со сближением Москвы и Вашингтона, может ли что-то поменяться во внешнеполитической концепции России и как нормализация отношений может отразиться на Южном Кавказе?

-Концепция внешней политики России останется прежней. Ни одной рациональной причины противоположному нет. Российская внешняя политика не исключает положительных отношений с Америкой. РФ никогда не рвалась к плохим отношениям с Западом, у нее не было таких целей, их нет и сейчас.

Россия продолжает держать курс на большее развитие отношений со странами глобального Юга. Вектор будет положительный, с продвижениями.

Все в глобальном плане имеет отношение в мире ко всему. Очевидно, если отношения России и Америки хотя бы частично восстановятся, если будет выход на позитивный тренд, то понятно, что это повлияет на настроения элит и на Южном Кавказе.

Потому что Трамп не будет ни на чьей-либо стороне в Закавказье. При этом активность западных европейцев в регионе возрастет и уже возрастает.

Если говорить о конфигурации отношений внутри региона, то здесь еще больше каждой стране надо будет думать о своих интересах.

Все государства на Южном Кавказе очень разные с точки зрения своей политики. Если говорить об Армении, то и при Байдене ее поддержка больше была просто символической, чем реальной.

Фактор Пашиняна… мне трудно это объяснить, но это медицинский факт. Он все время очень настойчиво озвучивает политическую риторику, в которой выдает желаемое за действительное. Реальной поддержки со стороны Байдена Армении не было. Как и со стороны европейцев. Это больше мистика. Сейчас, при Трампе, этой мистики будет меньше и поддердки еще меньше.

Грузия в последнее время ведет себя очень самостоятельно. Грузинским властям удалось сплотить вокруг себя население.

Азербайджан – довольно самостоятельная, самодостаточная страна, окрепшее государство для того, чтобы принимать суверенные решения, решения, которые нужны именно Азербайджанской Республике, а не кому-то еще.

Если национальная элита той или иной страны консолидирована и знает, что нужно государству, то разные геополитические дрязги на страну не влияют.

Думаю, не надо гиперболизировать значение пребывания у власти в США той или иной администрации на Южный Кавказ. Даже у Трампа между его словами и делами разница довольно велика.

Да, демократическая администрация Соединенных Штатов была активнее республиканцев на Южном Кавказе. Администрация Трампа подчеркивает, что не хочет быть стороной какого бы то ни было конфликта и намерена сосредоточиться на внутриамериканских делах. Это логика рационального управления, национального целеполагания в рамках того, что республиканская администрация считает плохим и хорошим. Хорошее для них в данном случае выражается не столько в приверженности каким-то ценностям на декларативном уровне, логика Трампа заключается в том, что с угрозой надо договориться. Нужно найти консенсус, потому что многие угрозы становятся таковыми, если с ними неправильно обращаться. Второй вариант для Трампа – отреагировать силой.

-Отношения России и Азербайджана. Что вы можете сказать о текущем состоянии и о будущем?

-Преодолеть сложности – это всегда перспективно, география всегда остается географией, история – историей, люди – людьми. Связей у наших стран очень много. И даже при чьем-то сильном желании их разрушить – этого не получится.

Как можно преодолеть проблемы? Необходим переход в разумное, адекватное информационное соcтояние и в Росcии, и в Азербайджане. По обе стороны хватает людей, которые сознательно или бессознательно играют на какую-то эскалацию отношений. Зачем они это делают? В большинстве случаев из эгоистических соображений, из желания, как им кажется, продвинуться в какой-то своей политической карьере.

Нужна информационная прозрачность и адекватность подачи материала. Те, кто играет в информационном пространстве, во многом и искажают происходящее, и еще больше вредят отношениям.

Серьезные трения в наших отношениях связаны с трагическими событиями. Между тем, жизнь не стоит на месте. И все во многом находится в руках больших элит – и России, и Азербайджана, как я и сказал, в том числе и в информационном плане.

Посмотрим, как удастся справиться с вызовами. Шансы на это высоки. Есть позитивная динамика. Да и время лечит. Прекращение горячей фазы конфликта на Украине сыграло бы также в плюс отношениям между Россией и Азербайджаном.