AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB

A
Политолог Игорь Коротченко о переговорах в Москве глав МИД России и Азербайджана

/upload/iblock/1b1/1b18e5f5554a3bafcf062b85397bc7c0.png

Переговоры глав МИД России и Азербайджана Сергея Лаврова и Джейхуна Байрамова прошли сегодня в Москве на фоне активнейших контактов последних месяцев между двумя странами на самых разных уровнях.

Как заявили в преддверии московских переговоров в МИД России, «Азербайджан – важный партнер и союзник России на Южном Кавказе и в Каспийском регионе».

Встреча прошла в развитие реализации Декларации о союзническом взаимодействии, подписанной лидерами двух стран в феврале этого года, в том числе через призму международной ситуации.

Так стороны обсудили один из центральных стратегических проектов для Москвы в условиях потери отработанных транспортно-логистических цепочек, ориентированных на Запад - реализацию транспортного коридора «Север-Юг». Азербайджан является одним из основных участников коридора, а сегодня играет вместе с Россией и Ираном центральную роль в реализации его участка Решт-Астара. Как заявил глава российской дипломатии Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров в Москве с азербайджанским коллегой, на текущий момент по данному вопросу идет интенсивная проработка, «дискуссии оживились» и скоро журналисты услышат новости по данной тематике.

Кроме того, Россия и Азербайджан продолжают работать над функционированием в Азербайджанской Республики российской платежной системы «Мир». Уже три азербайджанских банка с данной системой работают.

Традиционно – одним из центральных вопросов переговоров стала армяно-азербайджанская нормализация.

Лавров вновь подтвердил, что Россия готова способствовать продвижению в этом вопросе по всем направлением и еще раз указал на то, что принятый лидерами Азербайджана и Армении в Праге документ фиксирует опору в нормализации отношений между двумя странами на Устав ООН и Алма-Атинскую декларацию и это, по его словам, значительно упрощает ситуацию с урегулированием. Ранее на пресс-конференции 1 декабря Лавров заявлял, что если следовать данным документам, Карабах является частью Азербайджана.

При этом глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов снова переподтвердил важность роли России в качестве посредника в нормализации отношений между Баку и Ереваном. Вместе с тем, Байрамов в очередной раз констатировал, что прогресс в армяно-азербайджанском урегулировании имеет ограниченный характер. Также глава азербайджанской дипломатии сообщил, что Азербайджан недавно передал армянской стороне третий список комментариев относительно принципов мирного соглашения и то, что Баку рассчитывает на проведение до конца года третьей встречи с армянским коллегой по данному вопросу.

На этом фоне Сергей Лавров также прокомментировал переговоры между азербайджанской стороной и российскими миротворцами по вопросу незаконной добычи в Карабахе полезных ископаемых. По словам Лаврова, «на земле» представители ведомств Азербайджана ведут работу с участием российского миротворческого контингента. «Как и в других случаях, все вопросы, возникающие у азербайджанских соседей и коллег по теме выполнения договоренностей трехсторонних заявлений, имеют для нас приоритетное значение. Российские военные «на земле» этим активно занимаются», - заявил министр иностранных дел России.

Без названия (26).pngИтоги переговоров «Москва-Баку» комментирует генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко. 

- Сегодняшние переговоры глав МИД в Москве показали - Россия и Азербайджан смотрят в одном направлении - и в вопросе скорейшей нормализации отношений между Баку и Ереваном и в вопросе движения вперед в условиях меняющегося мира.

Москва прилагает все необходимые усилия для того, чтобы быть эффективным посредником на треке урегулирования между Азербайджаном и Арменией. И визит министра иностранных дел Азербайджана в Москву, и его переговоры с Лавровым важны с точки зрения достижения долгосрочного мира на Южном Кавказе.

Мы знаем, что попытки Армении втянуть в переговорный трек такую страну как Франция, занимающую откровенно антиазербайджанскую позицию, закончились тем, что Баку отказался проводить переговоры на брюссельской площадке.

Поэтому встреча в Москве Лаврова и Байрамова – это подтверждение готовности Баку и дальше вести переговоры с Арменией с опорой на российское посредничество. А российское посредничество еще раз подтвердило: основной для мирного договора может быть взаимное признание Азербайджаном и Арменией территориальной целостности, а также то, что Карабах – это Азербайджан.

Но нужно учитывать и то, что в России есть силы, которые не смотрят в одну сторону с Азербайджаном. Таковы реалии российской политической системы.

Как бы там ни было, Россия и Азербайджан подписали Декларацию о союзническом взаимодействии. Есть трехстороннее заявление лидеров России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 года и последующие заявления. Вектор российской политики совершенно четко обозначен в этих фундаментальных документах.

Россия рассматривает Азербайджан в качестве своего важнейшего стратегического партнера и союзника на постсоветском пространстве. Азербайджан - ключевой участник проекта мультимодального транспортного коридора «Север-Юг», крайне важного для России.

Сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился в Баку с помощником российского лидера Левитиным. Они обсуждали «Север-Юг» и Зангезурский коридор. И тот, и другой проекты очень важны для России.

В лице Баку мы видим надежного проверенного партнера, который выполняет свои обязательства. Политическая репутация Ильхама Алиева такова, что если он что-то сказал, это будет выполнено. Все в Москве это прекрасно осознают. Как друзья, так и противники Азербайджана.

В современных международных отношениях такая черта политика очень редкая и важная. На фоне экономических санкций, введенных Западом, Азербайджан также показывает себя надежным другом и эффективным партнером. В этом ценность наших отношений.

Заявление Сергея Лаврова о том, что Россия решает вопросы, вызывающие озабоченность у Азербайджана в связи с невыполнением пунктов трехстороннего заявления. Это крайне важно. Как мы сегодня услышали, командующий российскими миротворцами в Карабахском экономическом районе Азербайджана заявил, что с азербайджанской стороной обговорено создание в Лачинском коридоре мини-таможни. Исходя из того, что Россия на всех уровнях признала и продекларировала: Карабах – это Азербайджан, любая незаконная деятельность, в том числе по разработке природных ресурсов, добыче драгоценных металлов в Карабахском районе является незаконной. Примечательно, что конечными бенефициарами этой добычи являются западные компании. Это все абсолютно незаконная деятельность. Поэтому требования со стороны Баку экологического мониторинга абсолютно справедливы.

Я и эксперты, которые со мной работают, публично высказали свои предложения по режиму Лачинского коридора, заявили о необходимости установления таможенного и пограничного контроля для того, чтобы прекратить бесконтрольное перемещение лиц, грузов, закрыть попадание на территорию Карабахского района Азербайджана иностранцев, пресечь нелегальный трансфер грузов. Сейчас мы видим, что началась практическая реализация данных предложений. И это является подтверждением эффективности влияния экспертов, аналитических центров на практические процессы урегулирования. Могу с большим удовлетворением воспринять эту новость. Мы свою позицию довели в том числе до российских центров принятия решения. И это пример эффективной экспертной дипломатии, поскольку служит делу мира и движения к подписанию мирного договора между Азербайджаном и Арменией.

2023 год будет переломным в армяно-азербайджанском урегулировании. Потому что за прошедшие два года с момента подписания трехстороннего заявления Армения ничего не сделала. Более того, в этом году она стала стремиться пересмотреть трехстороннее заявление при помощи Запада. Но это ей не удается. За 2023 год нужно сделать все то, что не было сделано за два предыдущих года.

В 2023 году мы в России ожидаем подписания мирного договора между Баку и Ереваном на основе тех пяти принципов, которые были сформулированы Ильхамом Алиевым. Эти принципы полностью отвечают нормам международного права, Уставу ООН.

Базовое условие, чтобы в регионе Южного Кавказе наступил мир – это подписание мирного договора.

Также должен быть осуществлен запуск Зангезурского транспортного коридора. Россия безусловно заинтересована в запуске данного проекта, что бы ни кричали армянские лоббисты. В этом заинтересован в большей степени не Турция, как они все время это хотят подать, а именно Россия. Особенно в условиях блокады нас со стороны Запада.

Россия должна в 2023 году сделать все необходимое, включая меры политического, экономического воздействия на Армению, с тем, чтобы коридор был запущен. Нужно стремиться к тому, чтобы вопрос был решен. Все обязательства, взятые на себя Арменией, должны быть выполнены в полном объеме.

Нужно выводить из Карабахского района Азербайджана незаконные вооруженные армянские формирования. И еще одна из задач экспертного сообщества на 2023 год – подготовить четкую «дорожную карту», как регион будет возвращаться под администрирование азербайджанской стороны. А далее - как будет осуществляться подготовка к получению карабахскими армянами азербайджанского гражданства.

Если же Армения, как и в этом году, продолжит блокировать переговоры, реализацию договоренностей, привлекать для этого западных партнеров, она в конечном итоге при всех своих попытках не получит никаких бонусов от такой модели поведения. Более того, вооруженные провокации будут заканчиваться так, как они заканчивались до сих пор – азербайджанским ответом. 

Политическая консолидация усилий Москвы и Баку, экспертов, должно дать свои позитивные результаты. Хотя процесс будет непростой. Нужно будет решать и проблему влияния армянского лобби.