Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в комментариях «Москва-Баку» - о новом всплеске сближения Армении и Франции и чем это грозит Южному Кавказу.
-Дмитрий Владимирович, Франция продолжает укрепляться в Армении, более того, на армяно-азербайджанской границе в Сюникской области. На днях там открыл офис почетного консула Франции. Как можете это прокомментировать?
-Обычно, как известно, посольские, консульские учреждения направлены на то, чтобы обслуживать интересы граждан той страны, к которой они относятся, на территории другого государства. Никаких представителей Франции в Сюникской области Армении до такой степени, чтобы открывать на границе целое консульское учреждение, никогда не было и нет в настоящий. Вывод – значит его открыли не для того, чтобы помогать гражданам Франции решать в Армении какие-то свои вопросы, а с геополитическими целями – продолжать усиливать французское влияние на Южном Кавказе через Армению, укрепляться здесь, обозначивать здесь сферу своих интересов. Сюникская область крайне важна для Армении и для Запада, это действительно такая своего рода стратегическая точка для разных сил. Мы видели, что здесь в 2022 году Иран открыл свое генконсульство, намерена открыть Россия, хотя Армения в этой связи явно Москве вставляет палки в колеса. То есть Сюникская область сегодня является отражением борьбы разных геополитических сил в Закавказье. На данном примере это очень хорошо видно.
Чего хотят здесь Армения, Запад, в частности, Франция – не допустить открытия Зангезурского коридора, не допустить контроля над ним пограничников ФСБ России. Запад желает контролировать все транспортные связи, которые есть в мире, в том числе на Южном Кавказе, его позиция заключается в том, что нет ничего в мире не может решаться без западного контроля, без его участия. На Западе не ставят целью мирное урегулирование в Закавказье, они просто хотят быть модераторами этого процесса, желательно подвесить его на бесконечность. Они хотят держать руку на пульсе региона, контролировать его, принимать за региональные государства решения. Недаром Зангезурский коридор, прописанный в трехстороннем Заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении от 9-10 ноября 2020 года, Ереван в итоге превратил в его альтернативу, а на самом деле не его, Запада – «Перекресток мира», который так проталкивает идею транспортного сотрудничества при посредничестве Армении с Европой. Это ведь все не просто так, и этот «Перекресток мира» - не идея Пашиняна. Конечно, Западу очень интересен Южный Кавказ, Каспийский регион с точки зрения реализации и контроля над стратегическими проектами. Эдакая очередная «колонизация».
И в данном случае, естественно, Армения, все больше впуская в Закавказье западных «партнеров», ставит под удар безопасности, раскола Южный Кавказ. Но я уже неоднократно говорил, что Пашинян поставлен в регион западными силами. Его поставили у власти для того, чтобы реализовывать западную стратегию в регионе. Он - механизм реализации этой стратегии. Никакими другим как подчинение Западу - его действия быть не могут, потому что его выбрали как инструмент реализации этого проекта.
-Насколько далеко Франция уйдет вперед в реализации своих геополитических задач на Южном Кавказе?
- Пашинян поставлен для того, чтобы Армения в итоге в перспективе стала членом НАТО, подала заявку в Евросоюз, начался процесс ее включения в ЕС. Чтобы Армения окончательно стала «смотрящим» в Закавказье. Уже на армянской территории размещена миссия ЕС, буквально по всей Армении. Это по сути практически те же базы НАТО. Миссию никто убирать из Армении, естественно, не будет. Также в будущем Армения выйдет из ОДКБ. И это будет абсолютно западно ориентированная страна.