Председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников в интервью «Москва-Баку» дал свою оценку перспективам армяно-азербайджанского урегулирования на фоне «бойкота» Армении Москве.
- Леонид Иванович, как вы можете охарактеризовать то, что мы сейчас видим в российско-армянских отношениях. Как дошли до такой своеобразной ситуации?
- На самом деле, с момента прихода к власти в Армении нынешнего руководства я опасался именно такого развития событий. Мы помним, как говорили о «соросятах», и как перед приходом к власти данной команды с их стороны звучали заявления о необходимости выхода из структур с российской составляющей. И когда весной 2020 года в Армении люди вышли на улицы, меня отправил туда Володин поговорить со всеми. Говорил я в том числе и с Николом Пашиняном. Я спрашивал его по поводу заявлений, которые он в том время озвучивал. Меня на тот момент удовлетворил его ответ, что все заявления были пылу политической борьбы. При этом, как мы помним, движение будущего, а теперь и – давно действующего премьера называлось «Елк», что в переводе на русский означает «Выход». И это интерпретировалось в том числе как выход из пророссийских структур – ЕАЭС, ОДКБ.
Да, наверное, за время пребывания данной команды у власти можно было понять какие-то отклонения в сторону Запада в связи, в том числе с наличием армянской диаспоры во Франции, США. Но сегодня Пашинян стал «мельчить», что для руководителя государства неприемлемо. И это меня наводит на следующие мысли: c одной стороны, действующий премьер Армении за 5 лет своего пребывания у власти действительно возмужал и стал лидером, понимающим политические реалии, с другой стороны, сегодня мы видим в реальности все те опасения, которые у меня были, получается, мои опасения были не зря? А может быть воспользовались ситуацией, когда у России возникли свои проблемы и они отвлекают от погружения в развитие ситуации в Закавказье?
Моим твердым убеждением по-прежнему остается то, что все остающиеся проблемы в армяно-азербайджанской ситуации решать трем соседям – России, Азербайджану и Армении, осталось прежним. И если в процесс вмешиваются внерегиональные игроки – США и Евросоюз, то жди беды. Это все мы сейчас видим своими глазами: армяно-американские учения на территории Армении, предстоящая ратификация Римского статута, попытки на словах оскорбить Россию.
Власти Армении в последнее время именно Россию пытаются обвинить в самых разных возникающих у страны проблемах. Вот эти тезисы Еревана, что, дескать, Карабах – не их проблема, а, по сути, проблема России, что они признали территориальную целостность Азербайджана, при этом Армению что-то не устраивает и она предъявляет нам претензии, именно мы, дескать, должны разобраться. Хотя с ситуацией вокруг Карабаха готов и может разобраться Азербайджан.
Помочь окончательно разобраться в ситуации мы как сосед, как страна региона, естественно, хотели бы помочь.
Это и регулярные заявления со стороны Еревана, что российские миротворцы там «неэффективны». Рассуждения о необходимости, видимо, размещения в Карабахе западных миротворцев. Азербайджан их туда не допустит. Карабах и самим Ереваном теперь признан азербайджанской территорией, так что к чему все эти попытки армянской стороны все время подставить подножку России по каким-то проблемам. Это и раньше все «сквозило». Вчера Пашинян заявил, что дескать, после ситуации на Украине Армения не может полагаться на Россию с точки зрения безопасности.
Чем закончится приход к власти этой команды, для меня было понятно еще 5 лет назад. Думаю, сегодня мы видим реализацию того плана, который Америка для себя задала тогда, эти самые 5 лет назад, и целью которого была и есть дестабилизация на Южном Кавказе. Видимо, дождались момента. Да, ситуация непростая. Все это осуществляется руками некоторых армянских политических деятелей, которые ориентируются на интересы не собственной страны, а интересы Запада.
- Президент России на днях на Восточном экономическом форуме заявил, что Ереван сам признал Карабах азербайджанским. Что это означает для будущего урегулирования и какие теперь перспективы?
- Это означает ровно то, что сказал президент. У Еревана довольно хитрая позиция: мы признали территориальную целостность Азербайджана, при этом в Карабах никого не пускаем, гумпомощь пропускаем выборочно. При этом в Карабахе якобы умирают от голода. Ну а Россия должна, по их заявлениям, решать. Это, мне кажется, довольно провокационно.
- Гумпомощь-то уже для Ханкенди встала в очередь… Но ведь сепаратисты сами ее не хотят…
-Если есть какие-то проблемы, если понадобится, сам Азербайджан обратится к России… И мы будем их решать дальше. Межнациональные проблемы всегда непростые. Определенно, все, что мы видим, идет в рамках американского плана.
- Три года не выполняются пункты трехстороннего заявления российского, азербайджанского и армянского лидеров…
- Не выполняются. Теперь заинтересанты дождались конфликтной ситуации с участием России и пытаются ситуацию в Закавказье усложнить. Что тут сказать, друзья, как говорится, познаются в беде…