AZN = 40.52 RUB
USD = 68.74 RUB
EUR = 78.43 RUB
BRENT = 54.91 USD

Профессор МГИМО Владимир Сухой: Азербайджан и Евразийский перекресток

Профессор МГИМО Владимир Сухой: Азербайджан и Евразийский перекресток

"Москва-Баку"
31.08.2017 16:27

/upload/iblock/49d/49db8c60c1cd1ba7f4d93910d27a036a.jpg

На форуме «Евразийская неделя», который прошел недавно в Астане, объявлено, что переговоры Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Ирана по созданию зоны свободной торговли находятся на завершающей стадии. Интенсивные переговоры с Ираном ведутся восемь месяцев. Переговоры идут, в основном, по трем направлениям. Первое — это сам текст соглашения, то есть регуляторная база, которая будет определять правила игры. Это очень важно в связи с тем, что Иран не входит во Всемирную торговую организацию (ВТО) и поэтому Тегерану необходимо взять на себя очень большой пакет эквивалентных ВТО правил торговли. Второе и третье направления - договоренности о пошлинах на промышленные и сельскохозяйственные товары.

Почти все правила торговли между ЕАЭС и Ираном на сегодняшний день определены. Остается договориться по отдельным группам товаров, по которым пока нет взаимного согласия сторон. Если в ближайшее время договоренности будут достигнуты, то есть все шансы к октябрю этого года объявить о завершении переговоров и приступить к подписанию соглашений.

Необходимо отметить, что Иран находится в числе стран, приоритетных для ЕАЭС с точки зрения создания зоны свободной торговли. Президенты стран Евразийского экономического союза, в состав которого входят Россия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия и Армения, неоднократно высказывались за углубление отношений между ЕАЭС и Ираном.

Иранские экспортеры также давно присматриваются к евразийскому рынку. Как сообщает иранское агентство «Фарс», заместитель министра торговли и президент Организации по продвижению торговли Ирана Моджтаба Хосротадж в ходе недавней встречи с представителями государственного и частного бизнеса заявил, что иранские экспортеры должны внимательно изучить евразийский и российский рынки, чтобы облегчить вывоз своей продукции. В ходе встречи Хосротадж и иранские бизнесмены также рассмотрели пути достижения льготного тарифного соглашения с Евразийским экономическим союзом, а также подготовки почвы для свободной торговли со странами этого союза.

В конце июля посол Ирана в России Мехди Санаи и заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов указали на необходимость расширения торговли между Тегераном и Москвой, между Ираном и ЕАЭС. На встрече в Москве Санаи и Моргулов также изучили пути укрепления и активизации сотрудничества между ИРИ и ЕАЭС, создания новых экономических проектов для расширения связей.

Помимо Ирана, заинтересованные взоры в сторону Евразийского экономического союза направляет и Турция. На днях, на 86-й Измирской международной многоотраслевой ярмарке министр экономики Турции Нихайт Зейбекчи анонсировал подписание в перспективе таможенного соглашение с Евразийским экономическим союзом.

"У нас есть предложение, которое заключается в том, чтобы Турция начала переговоры с Евразийским экономическим союзом о подписании таможенного соглашения. Не нарушая соответствующих договоренностей с ЕС, Турция хочет наладить и другое сотрудничество с ЕАЭС", — заявил Зейбекчи.

"Есть много секторов сотрудничества — нефтехимия, сельское хозяйство и другие отрасли, — в которых содержится нераскрытый потенциал, – добавил министр. - Соглашения о свободной торговле с Россией и ЕАЭС приведут к новому уровню партнерства".

На фоне активного сотрудничества Москвы и Анкары подобные заявления турецкого министра можно воспринимать как шаг к усилению взаимодействия Турции с ЕАЭС. Безусловно, подписание Турцией таможенного соглашения с ЕАЭС позволит Анкаре открыть новые пути сотрудничества в транспортной и энергетической сферах, решить существующие проблемные вопросы в сфере поставок сельхозпродукции в Россию. Подобное решение Турции не удивляет и в связи с тем, что на протяжении многих десятилетий Турция ведет безуспешные переговоры о вступлении в Европейский союз.

Движение Турции в сторону Евразийского союза вызывает вполне закономерный вопрос: а может ли этому примеру последовать Азербайджан? Как в перспективе может строить отношения с ЕАЭС Баку?

Армения уже высказалась негативно по поводу любого сотрудничества Анкары и Баку с Евразийским союзом. В Ереване назвали абсурдным желание Турции подписать соглашение с ЕАЭС.

Возможное подписание Тегераном и Анкарой таможенных соглашений с ЕАЭС в принципе способствует укреплению тройственного союза Россия-Азербайджан-Турция и треугольника Россия-Азербайджан-Иран. На этом фоне сближение Баку с Евразийским союзом отнюдь не исключено. С другой стороны, Баку не склонен слепо повторять решения других региональных государств, пусть даже и братской Турции, поскольку ведет независимую, многовекторную политику и ни в какие союзы в принципе не вступает.

К тому же, Азербайджан не может пока серьезно рассматривать вхождение в ЕАЭС из-за присутствия в этом союзе Армении и нерешенности нагорно-карабахского конфликта. Действительно, членство в ЕАЭС Армении, армяно-азербайджанский конфликт - важные аргументы, на которые нельзя закрывать глаза. Нормальное функционирование Баку в рамках ЕАЭС возможно только после урегулирования нагорно-карабахского конфликта и открытия границ с Арменией.

В целом же для реализации сотрудничества в рамках треугольников Россия-Азербайджан-Турция и Россия-Азербайджан-Иран совсем не нужно членство всех этих стран в ЕАЭС. Это сотрудничество и так уже идет. У Азербайджана есть транспортные проекты – развязки Север-Юг, Восток-Запад, в которых он активно сотрудничает и с Россией, и с Турцией, и с Ираном. Через территорию Азербайджана проходят различные транспортные артерии. Грузы из Китая проходят через территорию Центральной Азии, Южного Кавказа, Турции и потом направляются в Европу. И это - самый короткий путь. И здесь выигрывают все. Так что по этим проектам есть полное взаимопонимание, потому что они отвечают интересам и Азербайджана, и России, и Турции, и Ирана. Это тот самый альянс, который сохранится на длительную перспективу и будет приносить огромную пользу всем перечисленным государствам.