AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Баку и Отец Нации (видео)

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Баку и Отец Нации (видео)

22.03.2019 14:21

О современных политических династиях в Казахстане и Азербайджане и многочисленных параллелях в развитии двух ведущих государств на постсоветском пространстве и в Евразии размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

Отставка бессменного президента Казахстана и одного из самых влиятельных и авторитетных политиков на евразийском пространстве, которую мировые СМИ назвали «политическим землетрясением в Средней Азии», вызвала лавину откликов как на Востоке, так и на Западе. В каждой стране по своему интерпретируют наследие архитектора нового казахстанского государства, политическая биография которого вместила сразу несколько исторических эпох, проводят свои параллели, извлекают свои уроки. Но в мире есть немного государств, для которых Нурсултан Назарбаев, которого в его собственной стране любовно называют Елбасы или «Отец Нации», значил бы так много, и был бы так дорог, как для Азербайджана.

Подтверждением этого стал состоявшийся уже после отставки Назарбаева его телефонный разговор с Ильхамом Алиевым, который выразил огромное сожаление в связи с его уходом, высоко оценил роль первого президента Казахстана в развитии стратегических отношений между двумя братскими странами, и договорился продолжать с ним контакты.

Есть все основания сделать вывод о том, что столь сильное взаимное притяжение Астаны и Баку, не ослабевающее и сохраняющееся на протяжении десятилетий, неслучайно.

Его определяют сразу несколько ключевых факторов.

Дело не только в том, что казахстанский «Отец Нации» сумел выстроить особые отношения с политической династией Алиевых и стоял у истоков стратегического партнерства Баку и Астаны, подтверждением чего стало награждение его высшим знаком отличия Азербайджана – орденом «Гейдара Алиева». 

Если говорить о постсоветском пространстве в целом, то при внимательном рассмотрении выясняется, что у казахстанской и азербайджанской модели есть немало общего.

Во-первых, это устойчивая политическая система, в которой сохраняется преемственность как лидерства, так и последовательного политического курса.

Во-вторых, это внятная долгосрочная стратегия развития, оптимально учитывающая огромный, еще не до конца осознанный потенциал Евразии, простирающейся от Западной Европы до Китая и включающей в себя Среднюю Азию и Закавказье. Тем более что оба государства к тому же являются членами «каспийской пятерки», что накладывает на них особые обязательства.

И, наконец, в-третьих, это динамичная многовекторная внешняя политика, ориентированная на уважительное и равноправное партнерство с мировыми и региональными державами, с центрами глобального миропорядка.

В общем, это две постсоветские истории успеха, опыт которых сегодня многократно перекликается и дополняет друг друга в самых разных областях жизни современных Азербайджана и Казахстана – от внешней политики до образования и культуры.

Представители плеяды бывшей советской партийной элиты, сформировавшейся в годы СССР, Нурсултан Назарбаев и Гейдар Алиев в решающий момент возглавили свои республики, чтобы проекты новых независимых государств, возникших после распада Союза, состоялись, а не стали провалом, фальстартом.

Нельзя не признать: и в том, и в другом случае опыт постсоветской модернизации оказался успешным. Это позволило избежать метания из стороны в сторону, мучительных, конфликтных поисков пути развития и тяжелых травм, связанных с утратой бывшей советской идентичности, политических потрясений и бархатных и совсем не бархатных революций.

За годы независимости Казахстан не только построил рыночную инновационную экономику, но и обеспечил соблюдение прав национальных меньшинств. При этом можно с уверенностью сказать о том, что лично Нурсултан Назарбаев с его непререкаемым авторитетом «Отца Нации» стал символом и гарантией языковых и культурных прав всех ее членов.

В Казахстане никогда не могло произойти то, что сегодня происходит на Украине и в ряде других бывших советских республик, пытающихся построить национальное государство путем вытеснения русского языка, русской культуры и ставки на титульную нацию. Обратите внимание: даже свое заявление об отставке Нурсултан Назарбаев сделал на русском языке! Точно также в Казахстане по определению всегда были невозможны прихотливая перелицовка общей советской истории, попытки забыть подвиг ветеранов, создание новых национальных мифов о собственном величии и превосходстве. Мифов, не подкрепленных ничем и отвлекающих от решения реальных проблем. 

Столь бережное отношение к русскому языку и русской культуре мы наблюдаем сегодня и в Азербайджане.

Как и Астана, Баку всегда считал Москву центром евразийской интеграции, а не некой силой, преисполненной зловещих имперских амбиций и навязывающей свою волю другим.

Встав у истоков государственного строительства у себя дома, Нурсултан Назарбаев и Гейдар Алиев никогда не тянули национальное одеяло на себя в ущерб другим республикам.

Напротив, они пытались всемерно укреплять интеграцию внутри Содружества независимых государств, способствовать утверждению в нем центростремительных, а не центробежных тенденций. Не удивительно, что когда несколько лет назад в Казахстане вышла книга о Гейдаре Алиеве, вступительное слово к ней написал лично Нурсултан Назарбаев. Он назвал Гейдара Алиева «человеком с большим сердцем, человеком, чьим именем могла бы гордиться любая нация». Кроме того, президент Назарбаев тогда особо отметил большую роль, которую Гейдар Алиев сыграл в укреплении дружественных отношений не только между Казахстаном и Азербайджаном, но и в становлении Содружества независимых государств.

Уже позднее, при Ильхаме Алиеве, когда в мае 2005 года Нурсултан Назарбаев посетил с государственным визитом Баку, Азербайджан и Казахстан подписали Договор о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях.

Проводя многочисленные параллели и аналогии между Азербайджаном и Казахстаном, нельзя не сказать и о схожей международной роли двух государств, пытающихся стать мостом между Востоком и Западом, развивающих масштабные инфраструктурные проекты и делающих ставку на многостороннюю дипломатию на самых различных площадках, среди которых ООН далеко не единственная. В этой многовекторности и состоит главный смысл внешней политики Астаны и Баку. 

При Нурсултане Назарбаеве Казахстан стал оплотом геополитической стабильности в неспокойном регионе, поддерживая хорошие отношения со своими соседями, Россией и Китаем, и одновременно позиционируя себя партнером Запада.

Время от времени Астана предлагала стать и становилась авторитетным посредником, активно включавшимся в урегулирование международных кризов и конфликтов.

Так, когда урегулирование сирийского конфликта в определенный момент зашло в тупик, а переговоры в Женеве потеряли смысл, появилась идея возобновить сирийский диалог в столице Казахстана.

В свою очередь, Азербайджан сумел выстроить стратегические партнерские отношения с Россией и при этом начать интеграционное сближение с Евросоюзом. Весьма перспективным считают сотрудничество с Азербайджаном и в Вашингтоне. При этом внешняя политика Баку делает возможной встречи в азербайджанской столице представителей высшего военного командования США и России.

Еще одним свидетельством готовности Азербайджана сыграть консолидирующую роль в современном мире в этом году стало его председательство в Движении неприсоединения, в которое входит более 120 государств мира. Напомним, что Казахстан имеет в Движении неприсоединения статус наблюдателя и активно поддерживает его инициативы.

И наконец, самое главное – Азербайджан и Казахстан явили примеры современных политических династий на постсоветском пространстве, цементирующих государство и нацию.

Преемником Гейдара Алиева стал его сын Ильхам.

В свою очередь, после отставки Нурсултана Назарбаева спикером Сената – третьим лицом в государстве стала его старшая дочь Дарига. При этом ни для кого не секрет, что многие в Астане уже сегодня видят Даригу будущим главой казахстанского государства, которое создал Отец Нации и ее отец.