AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Навигатор для карабахского мира (видео)

Итоги первой встречи главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова с новым главой МИД Армении Зограбом Мнацаканяном и ее последствия для урегулирования в Нагорном Карабахе анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"  

Состоявшаяся на этой неделе на полях саммита НАТО в Брюсселе встреча глав МИД Азербайджана и Армении – первая после произошедшей в мае этого года смены власти в Ереване, вызвала новый всплеск рассуждений о том, какая дорога ведет к многострадальному карабахскому миру. Выход на политическую сцену новых лиц, одним из которых и стал министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян – новый партнер главы азербайджанской дипломатии Эльмара Мамедъярова на переговорах по Карабаху, вызывает главный закономерный вопрос: могут ли лица быть новыми, а подходы остаться старыми?

Вопросов сегодня звучит все больше. Не станем ли мы свидетелями повторения тех ходов, которые наблюдали в период правления Сержа Саргсяна, когда буксующее карабахское урегулирование безнадежно увязало в своей колее все глубже? Вести переговоры ради переговоров, чтобы тянуть время, водить кого-то за нос? И вообще, как долго все это может продолжаться, учитывая, что время от времени эксперты предупреждают об угрозе сползания к силовому сценарию, который может стать реальным, если дипломатия потерпит окончательное фиаско?

Оценивая итоги первой встречи министров Мнацаканяна и Мамедъярова в Брюсселе, российские эксперты в один голос поспешили заявить о том, что, дескать, никакого прорыва на ней не произошло, да и не могло произойти. Тем не менее, по их мнению, важно уже то, что два министра «просто познакомились».

Скажем прямо: на некие прорывные договоренности в Брюсселе, куда помимо глав МИД двух стран прибыли премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев, никто и не рассчитывал. Для того, чтобы понять это, не нужно быть экспертом. Тем более, что лидеры двух стран, за которыми останется последнее слово в переговорах по Карабаху, пока не спешат проводить личную встречу: на вопрос о возможности ее проведения в Баку и Ереване отвечают уклончиво.

В последние недели возможность пообщаться у Никола Пашиняна и Ильхама Алиева была уже дважды – вначале во время открытия чемпионата мира по футболу в Москве, а затем на этой неделе в Брюсселе, где по инициативе сопредседателей Минской группы ОБСЕ и состоялось знакомство министров Мнацаканяна и Мамедъярова.

Однако ту ситуацию, когда прорыва по Карабаху по-прежнему нет, а встреча Пашиняна и Алиева пока не стоит в повестке дня, не следует драматизировать. Тем более, что новый партнер Эльмара Мамедъярова на переговорах уже назвал целью Еревана после произошедшей смены высшего руководства республики «сохранение динамичности переговорного процесса».

Поступающие на протяжении последних двух месяцев сигналы из Еревана выглядят весьма противоречивыми и пока не позволяют сделать однозначный вывод о том, каким образом армянская сторона намерена добиваться «динамичности переговорного процесса». Никол Пашинян продолжает удивлять, и в этом смысле не стал исключением и последний саммит НАТО в Брюсселе, накануне которого он заявил, что не поедет на саммит Североатлантического альянса, если формулировка по нагорно-карабахскому конфликту в итоговом документе саммита не будет устраивать Ереван.

Предложение это, как и следовало ожидать, в Брюсселе оставили без внимания. Во-первых, карабхской проблемой уже занимается Минская группа ОБСЕ, во-вторых, Североатлантический альянс в своем нынешнем состоянии не может справиться и с другими международными кризисами и проблемами в области безопасности, альянс раздираем внутренними противоречиями и к тому же имеет проблемные отношения с Россией, способной стать ключевым международным посредником между сторонами карабахского конфликта.

Так что карабахский орешек – старейший и сложнейший конфликт на постсоветском пространстве, НАТО явно не по зубам.

До этого Никол Пашинян удивил предложением усадить за стол переговоров в качестве отдельной стороны представителей самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики и тем самым отойти от того формата, который существует вот уже более двадцати лет под эгидой Минской группы ОБСЕ.

Понятно, что в Баку на это не согласятся, да и в ОСБЕ эту инициативу вряд ли одобрят.

Любопытно, что мимо карабахской темы не прошел и сын Никола Пашиняна Ашот Пашинян. Буквально за день до того, как его отец улетел на саммит НАТО, которому в Ереване предложили наконец-то задуматься о Карабахе, Пашинян-младший отправился в Карабах, как он сам объяснил, «служить на передовой». Ашот Пашинян пояснил, что принял это решение много лет назад, но вот, как видим, озвучил его только сейчас, когда всеобщие взоры устремлены на его отца.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что карабхский вопрос остается для нового армянского лидера, прежде всего, средством мобилизации армянской элиты и общества и инструментом укрепления своих позиций внутри страны. Отсюда и поездки Никола Пашиняна в Карабах, и его призывы изменить формат переговоров, и стремление обратить на эту проблему внимание НАТО. Последнее, кстати, явно не вызовет энтузиазма в Москве. Как и присутствие на саммите НАТО лидера Армении -- государства, вместе с Россией входящего в Организацию Договора коллективной безопасности -- ОДКБ. Конечно, можно возразить, что на встречи НАТО раньше ездил и Серж Саргсян, но нюанс в том, что тогда отношения Москвы и Брюсселя все же не были столь откровенно конфликтными, враждебными, как сегодня.

И все же не столь уж важно, куда ездят и что говорят Никол Пашинян и его окружение именно сегодня. Главное – что будет завтра. Очевидно, что новое армянское руководство находится в поиске, оно запускает пробные шары – один шар за другим, зондирует почву, делая жесткие заявления и тем самым, как бы прощупывая партнера по будущим переговорам – может ли Баку пойти на какие-то уступки? Однако азербайджанское руководство уже дало понять, что от выполнения четырех резолюций Совета Безопасности ООН, принятых еще четверть века назад – в 1993 году, все равно не уйти. И ничего принципиально иного изобрести будет невозможно. При этом в Баку реагируют на импровизации и зигзаги нового армянского руководства весьма спокойно, понимая, что главный разговор – впереди.

В этой ситуации есть все основания полагать, что новое армянское руководство в итоге проявит готовность к содержательным, или как говорят дипломаты, субстантивным переговорам. Необходимо понимать: джинн перемен в Армении уже выпущен из бутылки, загнать его назад не удастся, но ведь перемены во внутренней политике рано или поздно влекут за собой и изменение внешней политики. Разве не так?

Так что констатирующие отсутствие прорыва по Карабаху «говорящие головы» явно делают акцент не на том.

Дорога к карабахскому миру давно известна, навигатор включен, так что пора взять его в руки и начинать движение.

Как говорится, дорогу осилит идущий.