AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Новое обострение в Армении

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Новое обострение в Армении

23.04.2018 19:14

Антиправительственные акции в Армении, приуроченные к утверждению новым премьер-министром экс-президента Сержа Саргсяна, комментирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку» 

Нечасто попадающая в сводки мировых новостей Армения пережила драматичную неделю, заставившую журналистов и экспертов на постсоветском пространстве и далеко за его пределами попытаться ответить на вопрос, что же реально происходит в этой закавказской республике. Избежавшая собственной бархатной революции, в отличие от Грузии, Киргизии и тем более, от Украины, Армения долгие годы выглядела эдакой тихой заводью, что, впрочем, не мешало и ей время от времени взрываться. На этой неделе ситуация взорвалась накануне утверждения новым премьер-министром экс-президента Сержа Саргсяна, которому бросил вызов его давний непримиримый оппонент, профессиональный «борец с режимом» Никол Пашинян. Казалось бы, ничего не предвещало политической бури и уличных митинговых страстей. Парламенту Армении всего-навсего предстояло осуществить несложную процедуру: проголосовать за избрание Сержа Саргсяна новым премьер-министром, в руках которого после проведения конституционной реформы 2015 года и перехода к парламентской форме правления сохранятся основные рычаги власти. Учитывая, что кандидатуру Сержа Саргсяна выдвинула правящая коалиция из Республиканской партии и партии «Дашнакцутюн», имеющая необходимое большинство в парламенте, никаких препятствий для благополучного перемещения Сержа Саргсяна из президентского кресла в кресло премьера и сохранения его в роли человека номер один в Армении не должно было возникнуть. 

Однако неутомимый Никол Пашинян – журналист с незаурядным талантом уличного оратора и депутат оппозиционной партии “Елк”, решил любой ценой сорвать процедуру голосования в парламенте, которая должна была стать финальной точкой в создании новой системы власти после конституционной реформы 2015 года. С конца марта Пашинян безуспешно пытался раскачать ситуацию в стране, а уже накануне голосования 17 апреля вместе со своими сторонниками пошел в «последний решительный бой» против властей уже в самом Ереване. В день голосования он объявил о сложившейся в Армении «революционной ситуации» и о начале «бархатной революции». 

Десять лет назад, в 2008 году армянской оппозиции так и не удалось реализовать сценарий «бархатной революции» и помешать правлению Сержа Саргсяна, продолжавшемуся десятилетие. Тогда в столице Армении прошли также массовые выступления недовольных результатами президентских выборов, в которых победил Серж Саргсян. В 2008 году режим прибег к разгону демонстрации, а потом применил огнестрельное оружие против народа, тогда 10 человек погибли, сотни людей были арестованы и приговоры к разным срокам заключения. 

Не получилось сделать это и в апреле 2018-го, когда непримиримый «борец с режимом» Никол Пашинян в новых условиях попытался взять отложенный во времени реванш. 

Тем не менее, нельзя не признать: после массовых протестов 2008 года в эти апрельские дни для армянских властей прозвучал уже второй звонок, второй тревожный сигнал. 

И это не только мое личное мнение. Сошлюсь на выводы своих коллег, ведущих российских экспертов, также пытающихся в эти дни разгадать армянскую головоломку. 

«Политическая многоходовка, нацеленная на пролонгацию пребывания у власти третьего президента Армении Сержа Саргсяна, натолкнулась на определенные препятствия», -- прокомментировал события в Ереване доцент РГГУ Сергей Маркедонов. Эксперт обращает внимание на проблемы легитимности армянской власти, которые возникали еще десять лет назад во время передачи власти от Роберта Кочаряна к Сержу Саргсяну и после «четырехдневной войны» с Азербайджаном апреля 2016 года. «Оппоненты власти полагают, что премьер и правительство с низким уровнем легитимности не смогут отстаивать национальные интересы страны», -- считает Сергей Маркедонов. 

А вот мнение директора Института стратегических оценок Сергея Ознобищева, изложенное в интервью газете «Коммерсантъ». «Конституционная реформа в Армении фактически была направлена на то, чтобы под видом преобразований сохранить существующий в армянской политике статус-кво. Статус-кво, с одними и теми же действующими лицами, одними и теми же подходами ко всем ключевым проблемам – от конфликта вокруг Нагорного Карабаха до вопросов социально-экономического развития и отношений с внешним миром». 

Однако консерватизм уместен в тех случаях, когда, по крайней мере, есть что консервировать. В случае же с Арменией отсутствие реальных реформ грозит стагнацией с обнищанием населения и нарастающей в обществе усталости от отсутствия реальных перемен, считает Сергей Ознобищев. 

С этими мнениями трудно не согласиться. 

Хочется надеяться, что никакой «бархатной революции» в Армении не произойдет и в будущем: такой сценарий был бы кошмаром и для самой республики, и для ее соседей, в интересах которых – существование сильной, процветающей, предсказуемой, договороспособной Армении, а не нового потенциального очага дестабилизации. Однако, учитывая, что история независимого армянского государства, при всех внешних переменах, который год ходит по кругу, и ее главными героями остаются одни и те же персонажи – Серж Саргсян и его соратники, Никол Пашинян и его сторонники, остается неудобный вопрос: что же дальше?