AZN = 54.85 RUB
USD = 93.25 RUB
EUR = 99.36 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Сердце Азии бьется в Баку. О растущей роли Азербайджана в азиатском регионе (видео)

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Сердце Азии бьется в Баку. О растущей роли Азербайджана в азиатском регионе (видео)

"Москва-Баку"
04.12.2017 12:51

О растущей роли Азербайджана в активизации политического диалога и экономического сотрудничества в азиатском регионе размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

Уходящий, 2017 год завершается целой серией крупных международных событий, позволяющих оценить степень интеграции на европейском и азиатском континентах и лучше понять, кто есть кто в мировой и региональной политике и экономике. Считанные дни после саммита «Восточного партнерства» в Брюсселе, в котором Азербайджан принимал участие в качестве одного из гостей «общеевропейского дома», Баку принимает в «азиатском доме» членов представительного регионального форума «Сердце Азии - Стамбульский процесс».

Европейская интеграция идет своей дорогой, азиатская – своей, тем не менее, в 21-м веке эти дороги пересекаются, и все чаще. Новым подтверждением этого стал тот факт, что сопредседатель форума «Сердце Азии - Стамбульский процесс» Азербайджан по итогам завершившегося в Брюсселе саммита Восточного партнерства подписал с Евросоюзом дорожную карту сотрудничества в рамках проекта Трансъевропейской транспортной сети. Реализация этого инфраструктурного мега-проекта позволит создать к 2050 году новую транспортную систему на территории Евросоюза, в которую войдут 94 морских порта, 38 аэропортов и около 15 тысяч километров железных дорог.

Но Азия не хочет быть отстающей от Европы. Она предпочитает роль догоняющей, протягивающей свои железнодорожные ветки, строящей собственные морские порты, логистические центры и транспортные хабы. Азия хочет показать Европе и остальному миру, что она тоже способна на многое.

В связи с этим вполне логично предположить, что только что зарядившийся энергией проекта «Восточного партнерства» и европейской интеграции Баку теперь передает эту энергию интеграции своим партнерам уже по региональному форуму «Сердце Азии - Стамбульский процесс».

Напомню, что на платформе форума «Сердце Азии» сошлись 14 государств из нескольких соседних регионов – Закавказья, Центральной и Южной Азии, Среднего Востока, Персидского залива. Регионов, фактически представляющих собой сообщающиеся сосуды. Среди государств-членов этого регионального объединения – Китай, Индия, Пакистан, Иран, Турция, Саудовская Аравия, а также бывшие советские республики. Особый вес форуму придает участие в нем России, позиционирующей себя центром большой Евразии, и имеющей тесные торгово-экономические связи с Азербайджаном.

Что же касается роли Азербайджана, то в последние годы она претерпела радикальную трансформацию. Присоединившийся к Стамбульскому процессу в 2012 году, за пять лет своего членства в нем Баку сумел стать одним из лидеров азиатской интеграции, не потерявшись в тени таких гигантов как Китай, реализующий собственные мега-проекты, такие как «Один пояс, один путь» или Саудовская Аравия – экономический локомотив Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Какую же роль в азиатской интеграции сегодня играет Азербайджан, и какой будет эта роль завтра?

Организаторы форума «Сердце Азии» этого года обращают внимание на то, что Баку предлагает качественно новые возможности для развития трансрегиональной инфраструктуры.

Эта инфраструктура включает в себя уже введенную в эксплуатацию железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, новый Бакинский международный морской торговый порт, логистические центры на Каспийском побережье, сеть железных дорог, объединяющих Азербайджан с Ираном, а также реализацию проекта Север-Юг.

Напомню, что проект Север-Юг обеспечит доставку грузов из Азии в Европу в две раза быстрее, чем через Суэцкий канал.

Но это еще не все. На повестке дня - развитие различных инфраструктурных, энергетических и транзитных проектов, в том числе, прокладка железной дороги Афганистан-Таджикистан-Туркменистан, а также реализация транспортного проекта Lapis Lazulis, который пройдет через Азербайджан.

О транспортном коридоре Lapis Lazulis, названном так в честь редкого полудрагоценного камня глубокого синего цвета, встречающегося только в двух странах мира – Афганистане и Чили, необходимо сказать особо.

Евроазиатский коридор Lapis Lazulis начинается в северо-западной афганской провинции Фарьяб, граничащей с Туркменистаном, а также в западной провинции Герат, продолжается на туркменской территории, затем через Каспийское море приходит в Баку, соединяя столицу Азербайджана с Тбилиси и находящимися на территории Грузии портами Поти и Батуми. Придя из Грузии в турецкие города Карс и Стамбул, Lapis Lazulis должен найти свои конечные пункты назначения в Европе.

Что касается Армении, то она пока довольствуется ролью статиста-скептика, все еще по большей части посмеивающегося над интеграционными устремлениями соседей и пребывающего в гордом одиночестве. Но представления о том, что у Азербайджана ничего не получится, которые звучали в Ереване на протяжении последних лет, сегодня могут вызвать лишь улыбку.

В этой ситуации если просто и дальше продолжать смотреть, как мимо идет караван региональной интеграции, то можно так и остаться на обочине.

Впрочем, есть и другой вариант – стать не статистом, а участником процесса. Для реализации этого сценария потребуется создание прочной системы региональной безопасности, предполагающее решение карабахской проблемы. В связи с этим в который раз приходится напомнить, что счастье и процветание одних на несчастии других все равно не построишь.

Впрочем, в раздираемом противоречиями и конфликтами азиатском регионе начинают понимать эту непростую истину. Подтверждение этого – платформа «Сердце Азии», которая становится важным инструментом активизации политического диалога и многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Призрак интеграции перестал быть призраком не только в Европе, но и в Азии. Когда бег становится более быстрым, сердце начинает биться все чаще.

В эти дни «Сердце Азии» отчетливо бьется в Баку.