AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Россия - наиболее нейтральный и заинтересованный посредник в карабахском урегулировании в отличие от США и Европы. Российские эксперты

Россия - наиболее нейтральный и заинтересованный посредник в карабахском урегулировании в отличие от США и Европы. Российские эксперты

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
26.10.2020 17:55

/upload/iblock/eb9/eb98fba13649c2647af70f92f125fe4f.jpg

На днях в Вашингтоне прошли отдельные встречи госсекретаря США Майка Помпео с главами МИД Азербайджана и Армении. Кроме того, в столице США отдельные встречи с министрами иностранных дел двух конфликтующих стран провел первый заместитель госсекретаря Стивен Бигэн, по итогам которых госдепартамент опубликовал совместное с главами МИД Азербайджана и Армении заявление о возобновлении гуманитарного перемирия между сторонами конфликта с 8 утра 26 октября.

На этом фоне президент США Дональд Трамп заявил, что нагорно-карабахский конфликт – очень легкий и его легко решить.

Вместе с тем, третье соглашение о гуманитарном перемирии между Азербадйжаном и Арменией, достигнутое при поддержке США, как и два предыдущих, сорвалось.

Стоит добавить, что незадолго до визитов глав МИД Азербайджана и Армении в Вашингтон Дональд Трамп сделал комплементарные заявления в адрес американских армян, а госсекретарь США Майк Помпео на фоне текущей эскалации раскритиковал военную операцию Азербайджана и сделал заявления о боевиках, переправляемых в Карабах при помощи Турции, чем вызвал критику азербайджанского МИД. Напомним, что 3 ноября в США пройдут президентские выборы.

Действительно ли президент США намерен решить нагорно-карабахский конфликт или это лишь политический шаг в преддверии скорых выборов «Москва-Баку» рассказали эксперты.

Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко считает, что на фоне новой войны в Карабахе некоторые игроки из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ пытаются воспользоваться ситуацией. 

«Было бы странно, если бы они не попытались воспользоваться. Это было понятно с весны 2018 года, когда американцы активно поддерживали незаконный приход Никола Пашиняна к власти в Армении. Для них было важно поставить Пашиняна у власти как потенциального антироссийского политика и они это сделали.

Конечно, Трамп не решит нагорно-карабахский конфликт. У него особо и задачи такой нет. Задача другая. Всем становится понятно, что Пашинян проигрывает эту войну и главе правительства этого не простят по двум причинам. Во-первых, по причине самого факта военного поражения. Во-вторых, после всех громких заявлений Никола Пашиняна о непобедимости армянской армии, нежелании вернуть и пяди земли в Карабахе, в Армении может произойти если не революция, то как минимум, «дворцовый переворот» в результате которого Пашинян может быть смещен и к власти возможно прийдет менее проамериканский политик. Поэтому американцы сейчас заинтересованы в навязывании режима прекращения огня, чтобы спасти премьер-министра Армении и сыграть, что называется, эту партию в ничью. Вот это американская сверхзадача на сегодняшний день.

В США, как известно, крупная армянская диаспора и она, конечно, ждет, что Трамп вмешается в конфликт на стороне Армении. Поэтому голоса армянских избирателей для Дональда Трампа были бы не лишними. Для него в эту последнюю предвыборную неделю очень важно показать заботу об Армении. В президентской кампании в США фактор армянской диаспоры играет важную роль, потому что она одна из крупнейших в мире. Именно поэтому, следуя решению политических задач, Помпео подверг критике Азербайджан за военную операцию в Карабахе. При этом, заметьте, что Армению никто не обвиняет, что она довела ситуацию до войны, денонсировав соглашение 2016 года. Это страны Запада почему-то забывают. Очевидно, что мы здесь имеем дело с политикой двойных стандартов и открытой поддержкой со стороны Запада курса Никола Пашиняна.

На самом деле, все всё прекрасно понимают. Даже Ильхам Алиев сказал, что мы хотя и ценим усилия американских партнеров, вместе с тем, президент Азербайджана дал понять, что Америка далеко и не каждый американец найдет на карте Карабах. Но здесь тоже тонкий вопрос - смотря какой это американец. Если какой-нибудь Джон из Техаса, то действительно вряд ли. А вот если это представитель армянской диаспоры, проживающей в Нью-Йорке и Вашингтоне, то он очень даже хорошо найдет Карабах. То есть здесь надо понимать о каких американцах идет речь. И эти американцы заинтересованы, чтобы Трамп показал, что он защищает их Армению.

Азербайджан заведомо понимает суть «инициатив» США, но отказ от таких по сути безрезультатных встреч он видит политически некорректным, это настроит против него Запад, а Баку в этом абсолютно не заинтересован. К тому же, цель операции Азербайджана – заставить Армению вернуться к выполнению планов 2016 года по демилитаризации и возвращению ему территорий. Ко всему прочему, Азербайджан встречей глав МИД в США показывает, что он в принципе готов к мирному диалогу. И он к нему действительно готов с 2016 года, что всячески и демонстрирует. И здесь для Азербайджана важно показать, что Армения как раз к мирному урегулированию конфликта не готова.

Если говорить о посредниках по Карабаху в целом, то мы видим, что другой сопредседатель – Франция тоже несколько не нейтральна в карабахском конфликте. Вспомним, насколько влиятельна армянская диаспора Франции. Макрон совершенно четко работает в интересах своих армянских избирателей. И это не просто чисто этнические армяне - вы подумайте, сколько за десятилетия во Франции возникло смешанных семей. Поэтому армянское лобби во Франции гораздо более влиятельное, чем в Соединенных Штатах.

Россия же из всех сопредседателей на сегодняшний день показывает самую умеренную позицию, показывает, что она готова предоставить площадку для диалога и той, и другой стороне. И никто иной, как Владимир Путин сказал, что «ситуация, при которой значительная территория Азербайджана утрачена, не может продолжаться вечно». Лавров регулярно говорит, что вот есть Мадридские принципы, подразумевающие, что Армения должна вернуть территории.

Как будет развиваться дальнейший сценарий новой Карабахской войны зависит от масштабов военных успехов азербайджанской армии. Если Азербайджан добьется крупных успехов, то либо Армения пойдет на переговоры, либо там произойдет смена власти и новая власть, естественно, пойдет на переговоры. При этом Пашинян может попытаться объявить Нагорный Карабах независимым. Он надеется, что в благодарность за антироссийскую позицию страны Запада простят ему эту выходку. Тогда он заключит соглашение об оказании Карабаху военной помощи. Но это вряд ли случится.

Россия не собирается давить на Азербайджан в том, чтобы он скорее завершал операцию по возвращению территорий, учитывая, какую позицию по отношению к Москве показал за время своего пребывания у власти Пашинян. Поскольку Пашинян блокировал ОДКБ и открыто говорил, что он хочет в большую Европу, и что его партнеры находятся в Брюсселе, Париже и Берлине, я думаю, что Кремль это прекрасно помнит и никто не желает спасать «бархатного» премьера.

Нельзя не упомянуть и о роли Турции в вопросе текущей войны в Карабахе, а роль у нее очень интересная. Турция постоянно ведет диалог с Россией, я не исключаю, что задача Анкары – прорваться в состав посредников по решению нагорно-карабахского конфликта в Минскую группу. Теоретически такой вариант вполне возможен. Я думаю, что Азербайджан может захотеть поставить в качестве контрбаланса Турцию. Армения будет протестовать. Но вопрос, насколько она будет способна протестовать, если потерпит военное поражение или она будет хвататься за любой переговорный формат. Вот так стоит вопрос на сегодняшний день.

Что бы у нас в информационном пространстве ни говорили, но Турция призывает к диалогу с Россией по Карабаху и заявляет, что она желает его продолжения. А вот, например, из Франции мы ни разу не слышали, что Париж хотел бы диалога с Россией по Карабаху. Про Вашингтон я уже даже не говорю. И самое интересное. Стоит обратить внимание, что президент Армении почему-то поехал в Брюссель просить помощи по Карабаху у НАТО. Ничего себе союзник России, который открыто просит помощи у Альянса, разыгрывающего в Восточной Европе сценарии войны с Россией.

Мне кажется, Пашинян себе создал искусственную реальность, в которой страны НАТО готовы умирать за Армению и вдохновил его на такую реальность апрель 2015 года, когда возник конфликт между Меркель и Эрдоганом, когда Германия заявила о признании геноцида армян. С этого момента у него возникла надежда, что ради Армении Запад готов бросить Турцию. И теперь они видят крах своей иллюзорной реальности, которую для себя создали».

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников также указывает на то, что любая текущая активность Дональда Трампа связана с предстоящими президентскими выборами. 

«Все его действия направлены на то, чтобы 3 ноября победить. Других вариантов у него нет. Все красивые заявления, демонстративные действия, какая-то работа на телевизионную аудиторию – все это нацелено на одно – собрать голоса избирателей. 

Известно, что в США сильнейшее армянское лобби и если задача Трампа сделать все, чтобы эти избиратели за него проголосовали, поэтому он будет этому сегменту любыми способами подыгрывать. Да, раньше Трамп делал комплементарные заявления в адрес Азербайджана, говоря о важности его для сохранения энергетической безопасности Европы. Сейчас в Вашингтоне стали звучать более приятные слова в адрес армян. Да, перекос виден. Но исходя из предвыборной гонки, это вполне логично. Сейчас вопрос стоит не важности стратегических экономических союзов, не стратегического влияния на баланс энергетических ресурсов в мире, здесь и сейчас стоит вопрос необходимости десятков-сотен тысяч голосов на выборах и борьба идет именно за них. Есть возможность каким-то образом перетащить их для голосования в кандидаты президента от Республиканской партии, это будет сделано. А стратегические планы на ближайшие 5-10 лет вперед никто сейчас не рассматривает. Это сейчас не актуально. К ним вернутся через полторы недели. Поэтому говорить о серьезности его шагов сейчас не стоит. После того, как выборы состоятся, новый или старый хозяин Белого дома будет уже медленно, вдумчиво решать международные вопросы.

Думать, что Трамп решил показать, что он может решить конфликт, то это тоже не совсем так. К нему просто приходят политтехнологи и говорят, чтобы несколько миллионов жителей США проголосовали за нас, нужно сказать то-то и то-то. И Трамп это говорит. Или ему скажут, к примеру, что есть в Соединенных Штатах представители Филиппин, и чтобы они нас поддержали, нужна такая-то цитата. И так далее. Здесь все идет в копилку создания одной большой мозаики поддержки республиканцев на выборах.

О действиях Франции как сопредседателя Минской группы ОБСЕ на фоне текущей войны между Азербайджаном и Арменией, нужно судить исходя из того факта, что в этой стране самая большая армянская диаспора в Европе. Поэтому Макрон реагирует на запросы граждан Франции армянского происхождения. И это понятно, логично. Поэтому мы и увидели недавний конфликт между Баку и Парижем. С другой стороны, Франция в свое время активно интересовалась вопросами Центральной Азии. Но роль ее в данном регионе стремительно падает. У Франции никаких прорывов нет. Она полностью проиграла ситуацию с влиянием в Сирии, которое когда-то было. Заметно ослабли отношения с Турцией. Абсолютно никакая ситуация с Израилем. У Франции действительно большие проблемы с внешней политикой, очень серьезные проблемы. Она проигрывает по целому ряду фронтов. Поэтому Франция хочет как-то заявить о себе как о международном игроке в том числе на карабахском треке. У Макрона другая ситуация нежели у Трампа, ему нужно повысить свое влияние в Евросоюзе. Желание занять место Великобритании крайне велико. Но чтобы его реально занять и стать вторым игроком в ЕС после Германии на фоне Brexit, кроме попыток через заявления, нужна демонстрация реальных возможностей. А этого пока нет.

Россия на фоне остальных посредников по Карабаху выглядит наиболее адекватным, нейтральным и заинтересованным посредником. У нее, в отличие от других игроков-посредников, что называется, сейчас сковородка не подгорает. У Москвы нет задачи решать сиюминутные вопросы, не задумываясь о последствиях, ей не нужно что-то быстро продемонстрировать, не нужно делать громкие заявления, чтобы на это кто-то обратил внимание, как США или Франции. Поэтому Россия действует последовательно, играет в долгую последовательную игру. У нее долгосрочные интересы. Путин на днях заявил, что Армения и Азербайджан - равные партнеры для России, что война между ними – это для нас боль и горечь. Президент подчеркнул, что занимать ту или другую сторону Россия не будет, вместе с тем отметив, что неправильно, когда часть Азербайджана отторжена на протяжении десятилетий. Это в очередной раз показывает, что территориальную целостность Азербайджана никто под сомнение не ставит. И самостоятельное восстановление Азербайджаном своей территориальной целостности никто не рассматривает как препятствие для заключения мира. Сначала территориальная целостность – затем мир, об этом говорили многие политики.

Те предпринимаемые со стороны стран Запада попытки сказать свое слово в карабахском урегулировании не являются стремлением перехватить инициативу у России. Здесь каждый лидер - что США, что Франции решает свои задачи. Если вдруг получится неожиданно переиграть Россию, то и хорошо. Но самоцели такой нет. Это решение своих политических задач здесь и сейчас. 

Если говорить о Турции, безусловно, это большая страна, имеющая влияние во всем регионе Передней и Средней Азии. Конечно, никогда нельзя говорить о том, что влияния Турции нет. Почему его вдруг не должно быть, почему Турцию кто-то должен не рассматривать как серьезного крупного игрока и как у серьезного крупного игрока у нее есть свои интересы. Тем более, что Турция напрямую граничит с Арменией и для нее это наиважнейший элемент взаимодействия в регионе. Спокойствие на этой части границы для Турции крайне важно. Складывается впечатление, что все попытки противопоставления России и Турции – это такие фейковые новости, которые пытаются запустить из ряда источников для того, чтобы стравить две страны. У России и Турции есть возможность договориться. Здесь взвешенная позиция присутствует больше, чем конфронтация. Прямая война не нужна никому – ни Турции, ни России. Турция – член НАТО, НАТО – блок с ядерным потенциалом, Россия – член ОДКБ, ядерная держава, доводить до точки кипения ситуацию никому не нужно. Москва и Анкара всегда будут стараться договариваться.

Россия не будет давить на Азербайджан, чтобы он заканчивал операцию по возвращению территорий. Москва имеет взвешенную позицию ко всем сторонам конфликта. Идут переговоры и с азербайджанской, и с армянской стороной, прорабатываются подходы. Уже были попытки установить перемирие, есть попытки договориться о начале полноценных мирных переговоров и Россия будет стараться добиться того, чтобы в ближайшее время эти полноценные мирные переговоры начались. Мы надеемся, что в данной ситуации здравый смысл все-таки восторжествует и армянская сторона выйдет на переговоры. В России в этом заинтересованы».