AZN = 55.48 RUB
USD = 94.32 RUB
EUR = 100.28 RUB
Новости дня

A
Российский эксперт: Пашинян искажает суть карабахского конфликта и сам факт оккупации территорий

Фото: President.az
Фото: President.az

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью Общественному телевидению Армении заявил, что в вопросе нагорно-карабахского конфликта «ни о каких территориальных уступках речи не идет, поскольку нет вопроса территорий, есть вопрос безопасности» и заключил: «Вокруг этого вопроса мы и готовы вести переговоры». Комментируя свои недавние публичные дебаты с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым по карабахскому вопросу на Мюнхенской конференции по безопасности, глава армянского Кабмина вдруг заявил: «С мая 2018 года Баку пытается убедить международное сообщество в том, что у Армении якобы деструктивная позиция в вопросе Карабаха. А наш диалог с Алиевым на глазах международного сообщества продемонстрировал прямо противоположное: в карабахском вопросе у Азербайджана деструктивный, в том числе достигающий степени расизма подход", - сказал Пашинян и еще раз переподтвердил, что теперь, после дебатов в Германии, Армения заявляет о формировании нового содержания карабахского вопроса, которое он условно называет "мюнхенскими принципами".

На этом же фоне президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе государственного визита в Италию назвал прозвучавшие заявления Пашиняна противоречивыми и опровергающими друг друга. «Армения выступает с очень разочаровывающими, опровергающими друг друга и противоречивыми заявлениями. Однажды руководитель Армении сказал, что Нагорный Карабах – это Армения. Затем сказал, что Нагорный Карабах – независимое государство. И то, и другое не отражает действительность. Нагорный Карабах – это Азербайджан. Об этом говорят история, нормы и принципы международного права. Территориальная целостность Азербайджана, включая Нагорный Карабах, признается и принимается всем миром. Поэтому урегулирование конфликта возможно только на основе норм и принципов международного права, в рамках территориальной целостности Азербайджана», — сказал глава Азербайджана. А ранее в Мюнхене азербайджанский лидер констатировал: «Азербайджан никогда не терял надежду на то, что благодаря переговорам можно вернуть территории. Но, если из-за действий армянской стороны переговоры будут сорваны, то последуют ответные действия».

82918135-680591.jpgСтоит ли воспринимать заявление Никола Пашиняна как реальный отказ от ведения переговоров, которые бы привели к результату – урегулированию конфликта, или такие все громче звучащие тезисы – очередная пропаганда в преддверии так называемых «президентских выборов» в самопровозглашенном Карабахе, «Москва-Баку» свою точку зрения выразил директор Института политических исследований Сергей Марков.

«Для Никола Пашиняна сейчас самое главное – добиться того, чтобы его человек победил на предстоящих 31 марта «президентских выборах» в Карабахе и премьер-министр Армении увеличил свою власть, у него появилось бы больше возможностей для использования нового руководства Карабаха для продвижения своих идей. Одновременно был бы нанесен очень серьезный удар по позициям главного политического конкурента Пашиняна – «карабахскому клану», который тесно связан с бывшей правящей Республиканской партией. Для того, чтобы добиться голосования за своего кандидата, необходимо быть популярным среди армянской общины Нагорного Карабаха. Именно поэтому премьер-министр Армении пытается выглядеть жестким, делать какие-то резкие заявления, наподобие того, что мы ничего не отдадим и вообще, что дескать, такого вопроса даже не существует. Он ищет соответствующие аргументы.

Безусловно, довольно радикальные заявления премьер-министра Армении заводят в тупик переговорный процесс по нагорно-карабахскому урегулированию, а значит делают малореализуемой деблокаду Армении, а следовательно – также малореализуемыми экономические проекты Никола Пашиняна. Как следствие - падение популярности Пашиняна среди населения.

Но если конкретно анализировать каждый заявленный Пашиняном тезис, можно совершенно четко увидеть, что в его словах рационального мало, а превалирует эмоциональная составляющая. Это такие хаотичные предложения из серии «А давайте найдем что-нибудь еще, потому что нам лично это не подходит». Это как если бы человек пришел в туристическое агентство, ему дали глобус и предложили выбрать страну, в которую он хотел бы полететь. Турист бы посмотрел-посмотрел и спросил: «А другого глобуса у вас нет»? Нет, другого глобуса для Пашиняна нет и ему придется иметь дело с этим глобусом. 

Я не могу сказать, что прислушиваться к тому, что говорит премьер-министр Армении не надо и что его слова не имеют никакого значения и ничего за собой не несут. Нет, прислушиваться к заявлениям главы страны надо всегда. Но и надо понимать, что в этом конкретном случае слова премьер-министра Армении не несут рационального зерна, у него нет конкретных рациональных предложений по урегулированию конфликта, нет фактических аргументов, подкрепляющих его тезисы, их заменяют хаотические метания. Никол Пашинян заявляет, что якобы формируется новое содержание карабахского вопроса – и переподтверждает придуманные им недавно так называемые «мюнхенские принципы». Он их что, хочет поставить в противовес Мадридским принципам? Это уже каламбур какой-то получается. Премьер-министр Армении говорит о том, что теперь якобы формируется новое содержание карабахского вопроса. Получается, он признает, что до этого тоже было содержание. Он что считает, по его мановению посредники должны отказаться от тех имеющихся договоренностей, документов, зафиксированных принципов, которые лежат в основе урегулирования? Такого не будет. Посредники не допустят. Выходит так, что он в определенной степени бросает вызов всему тому наработанному багажу переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию, что накопился до его прихода к власти, а также посредникам. Он искажает саму суть карабахского конфликта, выпячивает вопрос безопасности, опуская и даже искажая сам факт оккупации территорий. А факт оккупации и необходимости вернуть Азербайджану территории зафиксирован в резолюциях Совбеза ООН, как можно поспорить с принятыми резолюциями. 

Что же касается вопроса безопасности, о котором говорит премьер-министр Армении, то вопросы безопасности есть везде, но для них не требуется захват чужих территорий.

Никол Пашинян совершенно беспочвенно обвиняет Азербайджан в расизме. Это выглядит просто как пустое, выскочившее в никуда слово. Обвинять в расизме многонациональный, поликонфессиональный Азербайджан довольно странно. Это совершенно противоречит фактам, логике. В Азербайджане и сегодня живет порядка 35 тысяч армян. А есть ли азербайджанцы в Армении? Нет. Армения в принципе моноэтнична. В отличие от Армении, идея мультикультурализма является официальной государственной идеологией Азербайджана. 

Сегодня большая проблема состоит в том, что нагорно-карабахский конфликт буквально въелся как в азербайджанское, так и армянское общества. Это конфликт не только между государствами, который вылился и в информационную плоскость, это конфликт между народами, что очень опасно, так как усложняет процесс примирения. Необходимо в больше степени наладить обмен мнениями, взаимодействие между обществами Азербайджана и Армении. В Азербайджане не раз заявляли о готовности к урегулированию конфликта, к тому, что в Карабахе армяне и азербайджанцы будут жить вместе на равных правах.

При этом вполне допускаю, что Никол Пашинян хочет сделать своего рода зигзаг – сначала с его стороны звучат такие радикальные заявления. Но все это на самом деле является своего рода прикрытием и попыткой прощупывания почвы относительно готовности населения к урегулированию конфликта и компромиссу с Азербайджаном. Пашинян специально делает такие заявления, потому что понимает, что если он вдруг скажет напрямую, что все, мы возвращаем территории Азербайджану, против него могут встать радикальные элементы в Армении. Если на выборах в Карабахе победит его человек, то армянский премьер может двинуться в сторону реализации Казанской формулы в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Но сделать это будет не очень легко, так как все-таки карабахский конфликт всегда являлся козырем среди разных сил в Армении.

Но важно понимать и то, что пока Армения не покажет свою конструктивность, не пойдет на урегулирование, Азербайджан не пойдет на ее деблокаду. Азербайджан рассматривает блокаду в том числе, как инструмент для принуждения Армении к компромиссу по нагорно-карабахской проблематике. Ильхам Алиев предупредил, что Азербайджану, если Ереван продолжит придерживаться такой тупиковой позиции, придется перейти к иным методам воздействия. Сегодня армия Азербайджана превосходит по мощности, силе, оснащенности армию Армении. Если Ереван будет блокировать процесс, Азербайджан может перейти к силовым методам и его международное сообщество оправдает. Потому что нельзя терпеть бесконечно”.