AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Российский эксперт: При блицкриге в Карабахе армянской диаспоре останется лишь наблюдать за ходом событий

Российский эксперт: При блицкриге в Карабахе армянской диаспоре останется лишь наблюдать за ходом событий

Олег Белозеров    "Москва-Баку"
23.10.2018 13:58
/upload/iblock/cd6/cd69ebfccb85361819a05269f7ced719.PNG

После того, как парламент Армении согласился на самороспуск, после того, как сторонники премьера Никола Пашиняна на выборах в Ереване завоевали 80 процентов голосов, будущее Армении на ближайшие годы просматривается более четко. Судя по всему, шаткие времена в республике завершаются и править в ней в ближайшие годы точно будет Пашинян, опираясь большинство в парламенте.

В этой связи эксперты вновь начали строить долгосрочные прогнозы относительно судьбы собственно Армении и оккупированного армянскими войсками Карабаха в частности. Как известно, общий расклад сил вдоль линии фронта в этом регионе уже давно и неуклонно складывается в пользу Азербайджана.

Усиление Азербайджана идет сразу по двум направлениям – демографическом и военном. Как известно, население самой Армении и особенно население оккупированных земель сокращается. При этом население Азербайджана молодеет, а население Армении стареет. В 2016 году лиц призывного возраста в Азербайджане было 800 тысяч человек , в Армении же – всего 225 тысяч.

По данным Military Balance, численность Вооруженных сил Азербайджана в 2016 году достигала 126 тыс. человек. А в целом в его силовых структурах состоит 250 тыс. человек. Армия Армении составляет лишь около 45 тыс. человек. Численность формирований сепаратистов Нагорного Карабаха – около 20 тыс. человек, из них половина – это призывники из Армении.

Также общеизвестно, что приток нефтедолларов позволяет Баку непрерывно наращивать не только численность армии, но и оснащать ее самым современным вооружением. Если в 2001 году, по подсчетам российского АСТ-Центра, военный бюджет Азербайджана составлял $300 млн, то уже в 2013 году он достиг $3,7 млрд и равнялся всему государственному бюджету Армении. При этом также общеизвестно, что армянские войска оснащены в целом устаревшим, еще советским оружием.

О том, есть ли шансы, что за годы своего правления Пашиняну удастся переломить негативные для Армении тренды, в интервью порталу «Москва–Баку» рассуждает независимый эксперт Дмитрий Верхотуров.

– Дмитрий Николаевич, как вы предполагаете, сможет ли новый режим в Армении переломить нынешний демографический тренд? По расчетам ООН, население Армении сократится в 2030 году до 3 млн человек и до 2,7 млн в 2050 году. Население Азербайджана, напротив, увеличится до 10,7 млн к 2030 году и до 11 млн человек к 2050 году.

– Сокращение населения Армении на 300 тысяч человек к 2050 году? Я думаю, что сокращение населения будет идти значительнее и быстрее.

Армянская демография несколько маскируется тем, что диаспора создает маятниковую миграцию, когда люди то уезжают из Армении, то приезжают снова, а также, когда армяне, живущие постоянно в диаспоре, приезжают, чтобы припасть к родной земле. Потому, думаю, что если провести перепись летом, а потом зимой, то они дадут ощутимо различные данные.
Я думаю, что вообще бессмысленно вести разговор о демографии Азербайджана и Армении в контексте вероятной карабахской войны. Во-первых, потому что перевес и так уже есть, и он ощутим. Во-вторых, потому, что экономические (и военно-экономические тоже) показатели двух стран несопоставимо разные с перевесом в пользу Азербайджана.

– Если Баку примет решение провести блицкриг и силой восстановить контроль над Карабахом, успеет ли Пашинян провести набор призывников и резервистов в армию? Ведь это будет явно непопулярный шаг.

– Войны не выигрываются одной лишь демографией. Наличие призывного контингента – вещь очень важная, но далеко не единственная из необходимых для победы в войне.
Войны выигрываются артиллерией, а точнее, сочетанием пушек и самолетов. Две трети потерь во Второй мировой войне было от огня артиллерии. Ее применяли массировано, до 400-500 стволов на километр фронта. Этот артиллерийский удар в буквальном смысле сметал укрепления противника.

Фронт в Карабахе протяженностью около 100 км по фронту, то есть потребовалось бы 3000 гаубиц и реактивных установок для достижения такой плотности артиллерийского огня. Еще авиационные бомбы вдобавок.

Армении просто нечем ответить на такую плотность артиллерийского огня, а укрепления будут уничтожены. Я думаю, что при таких условиях война закончится за сутки или двое.

– Но у Еревана есть очень крепкий тыл – это диаспора. Считается, что диаспора даже больше, чем жители собственно Армении, требует удерживать Карабах любой ценой. Сможет ли диаспора быстро собрать существенные деньги и даже добровольцев и наемников для помощи сепаратистам в Карабахе?

– Для Пашиняна новая карабахская война - это очень нежелательный вариант. Пока относительное перемирие, он может жонглировать карабахской риторикой, что мол, «мы не отдадим» и все такое. В условиях войны он должен начать массовую мобилизацию и попытаться отстоять Карабах, но помимо чисто военных и военно-экономических моментов, есть еще и политические, в частности позиция России. Москва не желает там нового крупного военного конфликта. То есть Пашинян должен пойти на крайне непопулярные меры либо же он моментально обратится в предателя и перестанет существовать как политик.

Диаспора, может и стремится помочь. Но есть обстоятельства. Во-первых, пушки не рублями заряжают. Деньги, сданные диаспорой, еще надо обратить в вооружение и боеприпасы, а сделать это не столь просто. Во-вторых, давать денег на Карабах и самому поехать туда, с риском сложить голову, – это большая разница. Я думаю, что далеко не все армяне в диаспоре выберут второй вариант.

В-третьих, им надо еще приехать в Армению. А сколько самолетов принимает аэропорт Еревана в час? То есть добраться в Армению потребует столь долгого времени, что при быстротечной мобилизации на этот диаспоральный ресурс можно не рассчитывать. Если же попробовать собрать их заранее, то их надо где-то разместить и снабжать, что вызовет резкий рост военных расходов, что тоже неприемлемо.

При суточном блицкриге армянской диаспоре останется лишь наблюдать за ходом событий со стороны.

– Значит, растет вероятность того, что постепенное изменение демографического баланса в пользу Азербайджана однажды приведет к тому, что количество перейдет в качество и Азербайджан попросту вернет свои земли силой?

– Судьбу Карабаха решит еще одна война. Я в этом уверен, поскольку переговоры давно зашли в тупик и даже не собираются оттуда выбираться. А в войне победа будет у той стороны, у которой будет подавляющее превосходство в артиллерии и авиации.

– Если вернуться к краткосрочным прогнозам, можно ли сказать, что период смуты в Армении завершается? Похоже, после победы сторонников Пашиняна на выборах в мэрию Еревана, вопрос теперь только в том, с каким счетом Пашинян победит в декабре и насколько послушным премьеру будет новый парламент?

– Вряд ли Пашиняна ожидают безоговорочная победа на парламентских выборах и послушный парламент. То, что, сам по себе роспуск парламента состоялся при соглашении партий, очевидно. И на выборах будет весьма острое соперничество за голоса. На мой взгляд, это будет интересная избирательная кампания.

Пашинян также может сколотить в новом парламенте коалицию, хотя бы поначалу, чтобы утвердить состав правительства.

Выборы в мэрию Еревана и успех на них сторонников Пашиняна был связан, на мой взгляд, с тем усиленным маневрированием по карабахскому вопросу, которое он предпринял в последние месяцы. Тем самым он возбудил снова к жизни старые надежды значительной части армянского общества, что их со временем возьмут в Европу вместе с Карабахом, и вообще: «Европа нам поможет».

Как я уже не раз говорил, этот путь тупиковый, и Пашинян мог бы обрести реально широкие перспективы как политик, как национальный вождь, если бы обеспечил возврат Карабаха. На родине его, мягко говоря, не поймут. 

Поскольку Пашинян пока не торопится войти в число политических мучеников, он ездит на карабахской риторике, дающей ему политические очки.