AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

A
Российский эксперт: Реванш радикальных пронатовских сил в Грузии может создать проблемы для всего Кавказа

Российский эксперт: Реванш радикальных пронатовских сил в Грузии может создать проблемы для всего Кавказа

Олег Белозеров    "Москва-Баку"
28.10.2018 18:43
/upload/iblock/86c/86c61150f5f950d5e9fff95970c22412.jpg

Воскресные выборы президента Грузии завершились объявлением второго их тура, чего, впрочем, и ожидали многие эксперты. Второй тур был почти неизбежен, поскольку за пост главы государства состязались сразу 25 кандидатов, причем с похожими программами. 

Неожиданным для многих оказались цифры, которые набрали два главных соперника – Саломе Зурабишвили и Григол Вашадзе. Весь период предвыборной гонки фаворитом считалась Зурабишвили, которую поддерживала правящая партия «Грузинская мечта» и лично ее лидер, самый богатый грузин в мире Бидзина Иванишвили. Однако в итоге, как объявил ЦИК, ее разрыв с соперником составил всего один процент (38,7 против 37,7), что не может не тревожить «Грузинскую мечту». Ведь третье место занял кандидат Давид Бакрадзе, набравший около 10 процентов, а его электорат по своим взглядам ближе к Вашадзе, чем к Зурабишвили. 

Таким образом, перед «Грузинской мечтой» возникла реальная перспектива во втором туре проиграть президентские выборы. Впрочем, на курс правительства, которое опирается на твердое большинство в парламенте, такой проигрыш прямо не повлияет. Президент Грузии после этих выборов лишается последних полномочий, в том числе и права определять внешнюю политику, и окончательно превращается в символическую фигуру. Тем не менее, может ли по итогам второго тура выборов измениться расклад сил в треугольнике Тбилиси – Москва – Баку? Усилится или ослабнет влияние Запада на Южном Кавказе. Как известно, именно через территорию Грузии Азербайджан поставляет свой газ на Запад, и такая ситуация создает взаимную зависимость для всех региональных игроков.

Напомним, что все фавориты предвыборной гонки когда-то входили в команду президента Михаила Саакашвили, более того, все трое занимали при Саакашвили пост министра иностранных дел. Однако Зурабишвили быстро поссорилась с президентом и сразу ушла в оппозицию. А вот Вашадзе и Бакрадзе до конца оставались его соратниками и ассоциируются у рядовых грузин именно с именем Саакашвили. При этом, Саакашвили предпочитал дружить с Азербайджаном, приветствовал проект прокладки газопроводов и железной дороги из Баку в сторону Турции и Евросоюза. Даже когда политики в Евросоюзе пытались оказать нажим на Баку, Саакашвили в ту пору не позволял себе к ним присоединяться.

Сегодня лозунги всех трех ведущих кандидатов на пост президента Грузии в том, что касается внешней политики, совпадают – все они выступают за сближение с Евросоюзом, США и НАТО и осуждают Москву за поддержку «сепаратистов» в Абхазии и Южной Осетии. Разница в их риторике касается только России. Зурабишвили позволила себе заявить, что августовскую войну 2008 года все же начал Саакашвили, что противоречит сложившемуся в тбилисской элите мнению о том, что Грузия в той войне только защищалась. Соперники Зурабишвили использовали это ее заявление как повод, чтобы в предвыборной риторике называть ее «промосковским» политиком.

На самом деле, ни одного из 25 соискателей президентского поста нельзя назвать пророссийким, – кто бы не победил, Москва и Тбилиси вряд ли смогут в ближайшие годы заключить мирное соглашение, считает директор российского Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

«Однако в случае избрания политика-женщины, наши отношения, – совершенно точно, – станут более ровными, появятся шансы для их улучшения. В Грузии всегда велика была роль женщин, которые умиротворяли темпераментных грузинских мужчин. В политике это видно. Известные грузинские политики-женщины – более уравновешенны, более прагматичны, чем политики-мужчины», – заявил он порталу «Москва-Баку».

«Не секрет, что среди грузинских избирателей преобладает позитивное отношение к северному соседу. Другое дело – отношение политиков, которые во времена Саакашвили и даже раньше прочно подсели на гранты, другие преференции от западных фондов. В результате западные структуры осели в Грузии и плотно контролируют там элиту. То есть противоречие налицо. Благодаря некоторым маневрам правящих кругов, в Грузии удается сохранять некоторый национальный консенсус по этому поводу. Тем не менее, на выборах это различие проявилось», – подчеркивает российский политолог.

«Кстати, судя по итогам парламентских выборов, влияние прозападных радикалов постепенно снижается, а итоги президентских выборов показывают, что кандидат, ориентированный на многовекторную политику, на нормализацию связей с Россией, набирает много голосов», – подытожил Лепехин.

«Процесс примирения России и Грузии может занять еще многие годы. Наши отношения были очень сильно отравлены примерно с 1994 по 2011 годы. По сути мы стали враждебными государствами. Для примирения, возможно, понадобится частичная смена поколений политиков во власти», – предполагает в интервью порталу «Москва-Баку» эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко.

С тех пор, как на парламентских выборах 2012 года победила «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили, прекратилось бряцание оружием. Возникла и шаг за шагом стала укрепляться партия, выступающая за компромисс с Москвой, отмечает он.

«Такие настроения растут и среди рядовых жителей Грузии, которые прекрасно помнят свой уровень жизни в Советском Союзе, когда они работали на один большой рынок. И они видят, каков их уровень жизни сейчас. Кроме того, постепенно нарастает и разочарование в партнерстве с Евросоюзом. Сухопутной границы нет, грузинское продовольствие на рынках ЕС не очень хотят видеть Румыния, Болгария, Греция и Италия. Евросоюз не смог предоставить грузинам свой большой рынок для экономического рывка. Так что волей-неволей судьба Грузии – это искать какой-то компромисс с северным соседом», – пояснил Фененко.

Другие политологи тоже согласны в том, что в грузинском народе преобладает желание нормализовать отношения с Россией.

«Об этом говорят все опросы. Это очевидный факт, который не требует доказательств в виде выборов», – отмечает старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО Николай Силаев. – Правда, избиратели Григола Вашадзе в целом настроены к России более негативно. Его кампания была построена, среди прочего, на острой критике в адрес Кремля».

Но успех Саломе Зурабишвили не будет означать, что настроения в пользу восстановления отношений с Россией стал слишком сильным. Ее избрание никак не повысит шансы на то, что в ближайшие годы Москва и Тбилиси смогут заключить мирное соглашение.

«Во-первых, президентская должность отныне не играет сколько-нибудь существенной роли в политике Грузии. Во-вторых, и это главное – на выборах обсуждаются, в первую очередь, внутриполитические вопросы», – сказал эксперт порталу «Москва–Баку».

Николай Силаев уверен, что по итогам выборов никак не изменятся и отношения Тбилиси с другим ключевым региональным игроком – Азербайджаном. «Баку для Тбилиси остается очень важным партнером. Грузия во многом зависит от Азербайджана. Я имею в виду поставки энергоносителей, имею в виду тот факт, что SOCAR c 2009 года считается крупнейшим налогоплательщиком Грузии», – напомнил эксперт.

«Да, Грузия очень сильно зависит от поставок азербайджанских энергоносителей из Азербайджана, но мы можем вспомнить, что Грузия также сильно зависела от аналогичных поставок из России, – возражает Алексей Фененко. – Украина тоже очень сильно зависела от России. Но это никак не помешало распаду наших отношений. Поэтому я бы на экономику ставку не делал».

Большой плюс заключается в том, что сейчас у Тбилиси и Баку нет больших пограничных вопросов друг к другу, отмечает Фененко. «Реванш радикальных пронатовских сил в Грузии может создать проблемы и для Баку, и для всего Кавказа. Победители могут заключить ситуативный союз с прозападным руководством Армении против Азербайджана», – сказал он, уточнив, что имеет в виду фигуру Григола Вашадзе.

«Власть в Грузии сегодня находится в руках бизнесменов. Поэтому: если ситуация в отношениях Тбилиси и Баку и может измениться, то только в экономическом поле. Но сегодня между ними нет серьезных экономических противоречий, – добавляет Владимир Лепехин. – Понятно, что есть силы, заинтересованные в ухудшении этих отношений. Уже используются рычаги для нажима со стороны Армении. Не исключено, что для наступления на Азербайджан эти силы попытаются использовать в качестве плацдарма и Грузию». Однако, в случае избрания Вашадзе, «с уверенностью на 100 процентов» Лепехин предрекает перемену тона в отношениях с Баку, – уже по чисто политическим, а не экономическим причинам. 

«Запад хочет положить в свою копилку не только Грузию и Армению, но и Азербайджан. Причем, Азербайджан – куда более ценный приз для Запада, чем Армения и даже чем Грузия, – в силу своего геополитического положения, в силу ресурсов. Поэтому давление в таком случае усилится», – предсказывает российский эксперт.