В Баку продолжает свою работу климатическая конференция ООН, в которой активно участвует и российская делегация. В интервью «Москва-Баку» специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов рассказал, с какими предложениями российская делегация выступила на СОР29.
- До приезда в Баку вы заявили, что Москва на СОР29 представит свои предложения по созданию международного углеродного рынка. Можно подробнее рассказать об этих предложениях?
- Вы знаете, часть этих предложений уже реализована, и, прежде всего, благодаря азербайджанской стороне - хозяевам СОР29, потому что они сумели убедить партнеров подписать 2 документа по 6-ой статье Парижских соглашений, которые сегодня реально будут прообразами и создадут возможность развития углеродных рынков. Что очень долго стояло на месте. И сейчас, на базе этих документов, уже можно серьезно подумать о том, что эти углеродные рынки могут заработать как на уровне государств, так и для компаний, предпринимателей. Мы также пытаемся делать это на уровне всех стран-участников ООН, что, конечно же, имеет сложности, и поэтому лучше нам это делать с теми, кто близок нам по духу, с теми, кто одинаково понимает многие вопросы экономического развития. Поэтому мы предлагаем создать единый углеродный рынок и сегодня конкретно занимаемся этой инициативой в рамках ШОС. Азербайджан является страной-участником этого диалога. Мы ведем переговоры и с ним, и с другими участниками диалога, и с теми, кто является членом ШОС. Это было бы первое такое серьезное изменение, которое касалось наших стран. ЕС такой рынок уже создал, но они оградили себя колючей проволокой через углеродный налог, который они собираются брать с других стран за экспорт к ним углеводородов и не только - также с ряда продуктов, где есть углеводородный след. А мы хотели бы создать равный рынок, в котором в одинаковой степени заинтересованы все страны. Чтобы зеленые проекты по снижению выбросов или просто экологические проекты могли бы происходить в одной стране, а финансировать, покупать их могут компании, которые пока еще не могу себе позволить снизить углеродный след в своей продукции. Сейчас такая же работа проводится в рамках БРИКС, нам кажется было бы возможно создать единый углеродный рынок среди его стран-партнеров.
Сегодня мы используем каждый день на СОР29 для того, чтобы проговорить с национальными представителями, делегациями, вопросы создания совета стран-партнеров по созданию углеродного рынка в рамках ШОС и БРИКС.
- Вчера на СОР29 был подписан меморандум о создании в Азербайджане «зеркального» карбонового полигона. Как вы думаете, какие еще проекты могут быть обсуждены и осуществлены между Россией и Азербайджаном?
- На СОР29 огромное количество компаний, общественных объединений, некоммерческих партнеров, которые обсуждают те или иные проекты. Это и биоразнообразие, и различные альтернативные виды энергии. Сегодня, я думаю, есть много потенциальных проектов, которые могли бы способствовать тому, чтобы наша планета не нагревалась так быстро, как она делает в настоящее время. Хочу сказать, что нам нужно больше ориентироваться на проекты, связанные с адаптацией, потому что все равно же происходят эти изменения. Мы никуда не денемся от этого и поэтому должны быть к этому готовы. Денег на адаптационные проекты выделяется очень мало. Созданный при ООН фонд не наполнен деньгами, их там только на 10%. Поэтому это направление мы считаем очень важным. В Азербайджане прекрасно понимают, что происходит с Каспийским морем, к тому же идет опустынивание земли. Все мы являемся заложники Земли, тех изменений, которые будут происходить в ее климате. И мы должны быть к этому готовы. Единая система оповещения, мониторинга, прогнозирования изменений климата - вот это все должно работать на весь мир или хотя бы на группу стран - наших партнеров.