AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Строгий взгляд Путина. У России есть несколько острых вопросов к Пашиняну - политолог

Строгий взгляд Путина. У России есть несколько острых вопросов к Пашиняну - политолог

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
11.09.2018 20:03

/upload/iblock/1fb/1fb8397c0232b0f9b319a5739559ee2f.jpg

Прошедшая в Москве 8 сентября встреча президента России Владимира Путина с премьер-министром Армении Николом Пашиняном оставила после себя больше вопросов нежели ответов. По итогам встречи Кремль ограничился сухим сообщением, что встреча прошла, «обсуждались ключевые вопросы развития союзнических российско-армянских отношений, а также сотрудничество на евразийском пространстве, в частности в ЕАЭС и ОДКБ». Никаких более широких комментариев Кремль так и не дал. После рабочей встречи с премьером Армении Путин поехал на открытие концертного зала «Зарядье» в одноименном культовом парке. Пашиняна с собой не пригласил.

Москва подошла к освещению прошедших переговоров крайне осторожно, если не сказать, что практически полностью перевела их в закрытый формат. Зато сам премьер Армении после переговоров не скупился на заявления, вдруг взяв на себя всю «информационную нагрузку» относительно того, о чем же все-таки договорились Москва и Ереван. Пашинян не скупился на эпитеты, заявлял, что отношения Армении и России «блестящие», что в них открыта новая страница и они вышли на «беспрецедентный» уровень, а те, что были раньше, не раскрывали весь потенциал. Также глава армянского правительства анонсировал официальный визит Путина в Армению в конце этого года или в начале следующего. На этом фоне Пашинян сделал и ряд жестких заявлений в адрес Азербайджана, относительно нагорно-карабахского урегулирования и статуса Азербайджанской Республики в ОДКБ. 

Москва же по итогам визита армянского премьера так и не проронила ни слова. Зато всем запомнился суровый взгляд Путина во время переговоров с новым премьером Армении. Самые громкие заявления Никола Пашиняна по итогам визита в российскую столицу прокомментировал  «Москва-Баку» директор Института политических исследований Сергей Марков.

82918135-680591.jpg-Сергей Александрович, заявления Пашиняна по итогам и во время встречи с Путиным иначе как эйфорийными не назовешь. Но это на поверхности. Как кризисные российско-армянские отношения вдруг, если верить заявлениям премьера Армении, оказались идеальными. Если Кремль молчит, значит не все так просто…

-Заявлениями, сделанными во время разговора с Путиным и после, Пашинян своей главной целью ставит успокоение общественности Армении, которая обеспокоена ухудшением российско-армянских отношений. С одной стороны, большая часть населения Армении поддерживает политику Пашиняна, с другой стороны, хочет сохранения отношений с Россией. Здесь периодически и проскальзывает противоречие. Пашинян до парламентских выборов в Армении пытается балансировать между Россией и Западом. Он всем свои поведением говорит народу: «Успокойтесь, никакого противоречия нет и поддерживайте меня, Пашиняна». Он ведет политическую пропаганду. Но такая пропаганда не решает конфликты, возникшие между Москвой и Ереваном. У России на момент встречи Пашиняна с Путиным в Москве к новым армянским властям было несколько острых вопросов. Первый вопрос касается состава правительства Армении. Уж слишком много в правительстве оказалось лиц, которые считаются друзьями США. Для стратегического союзника это неприемлемо. Второй вопрос - в России с тревогой относятся к попыткам политической мести новых властей Армении в отношении прежней власти. Когда Пашинян пришел к власти, он обещал, что мести не будет. В связи с этим главный вопрос возник у Москвы после ареста генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. Перед тем как запустить процесс по Хачатурова у Пашиняна была великолепная возможность решить эту проблему. Он мог позвонить Владимиру Путину и сказать, вы знаете, мы хотели бы отозвать генерала Хачатурова, заменить его другим человеком. И потом уже Хачатурова могли бы задержать, судить. Но арестовать действующего генсека ОДКБ – это громкая пощечина России. В Москве это восприняли, как желание навредить.

Во время встречи с Путиным Пашинян снова пытался ставить свои условия. Подчеркнул, что дескать, Россия и Армения не должны лезть во внутренние дела друг друга. При этом он тут же зафиксировал, что потенциал военно-технического сотрудничества между Москвой и Ереваном раскрыт не полностью. То есть Пашинян ставит Москве условие - вы в наши дела не лезьте, но в тоже самое время хочет от России увеличения поставок вооружений. Конечно, Москве не нравится, что в Ереване идут аресты людей, которые обеспечивали какие-то пророссийские решения. Если Армения хочет получать от России оружие, обеспечивала безопасность, готовила офицеров, она должна учитывать российские интересы. Так не бывает, ты - мне, а я плевать хотел на твои интересы. Просто так это не проходит.

Пашинян по итогам переговоров указывал на некие уникальные личные отношения между ним и Путиным. Честно говоря, если у Пашиняна с Путиным и сложились личные отношения, то исключительно плохие… Просто это еще один способ армянского премьера направить послание своим избирателям.

Какой Москва сделала вывод по итогам визита Пашиняна, пока неизвестно. Официальные лица должны зафиксировать этот вывод, полагаю, в ближайшее время. Но то, что первый официальный визит Путина в Армению после смены власти в Республике может пройти в конце года или даже в начале года – а это довольно далеко, говорит о том, что отношения пока не вышли из кризиса. Пока этот кризис управляемый, не выплескивающийся сильно наружу. Но тем не менее, это кризис. Условия для визита Путина в Армению пока не сложились. Это понятно еще и потому, что Путин сейчас, уже второй раз за месяц встретится с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым – 25 сентября пройдет его официальный визит в Баку. А визит в Армению в самое ближайшее время в графике российского президента не числится.

-Пашинян на фоне и после визита в Москву еще с большей жесткостью сделал ряд заявлений по Азербайджану и нагорно-карабахскому урегулированию. В частности, он снова заявил, что переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию застопорились из-за якобы регулярной военной риторики и так называемых «угроз» со стороны Баку. Также Пашинян заявил, что в переговорах должен участвовать Нагорный Карабах, поскольку он, Пашинян, от имени Карабаха вести переговоры не может. И вообще, ранее формат урегулирования конфликта был «неправильным», по его словам, из-за отсутствия за столом переговоров сепаратистов...

-Пашиняну нужно продержаться у власти до выборов, поэтому он использует риторику, которая должна вызвать чувство патриотизма у населения Армении. Он хочет расширять свою базу поддержки, поэтому пытается опереться на патриотическую эйфорию. Пашинян делает громкие заявления по Карабаху и идет даже дальше бывшего премьера Сержа Саргсяна, чтобы ответить на обвинения его противников в том, что он проявляет мягкость в нагорно-карабахской проблеме.

Армянский премьер специально предлагает новые форматы для того, чтобы не вести переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию. А обвинения в адрес Азербайджана звучат исключительно для того, чтобы переложить ответственность с себя на противника. И переговоры застопорились не из-за Азербайджана, а потому что Никол Пашинян хочет усложнить процесс с целью получения внутриполитической поддержки.

Пашинян постоянно ставит предусловия для переговоров. А в таких условиях переговоров быть не может.

Также очевидно, что если вдруг Нагорный Карабах привлекут за стол переговоров, в них должна будет участвовать и азербайджанская община. Изменение формата переговоров в любом случае их осложняет.

Интересно и то, что Пашинян делает порой противоречивые заявления. Так армянский премьер жестко заявил, что если между Арменией и Азербайджана произойдет война, то ОДКБ должна будет помочь армянской стороне. Но послушайте, вот только сейчас всё тот же Пашинян заявлял, что Нагорный Карабах должен быть стороной переговоров, пытался провести черту между Арменией и Нагорным Карабахом. А тут заявляет, что ОДКБ должна защитить Армению… или Нагорный Карабах!? ОДКБ не может защищать Нагорный Карабах. Он сам себе противоречит.

Пашинян упускает следующий момент: Россия признает Нагорный Карабах частью Азербайджана. Если войска Азербайджана окажутся на территории Армении, то ОДКБ может защитить Ереван. Но если последует военная операция Азербайджана на его же территории – оккупированной территории, и Армения будет звонить Москве за помощью, то Россия не вмешается. Москва признает суверенитет Азербайджана.

Мне представляется, что если Армения пойдет по прозападному пути, России было бы выгодно заменить в ОДКБ Армению на Азербайджан. В любом случае, полагаю, сейчас обсуждается поправка в устав ОДКБ с фиксированием статуса наблюдателя и партнера в организации и возможностью его получения желающими странами, в частности, Азербайджаном, за счет большинства голосов.

В нагорно-карабахском урегулировании сегодня сложилась ситуация, когда снова стала высокой вероятность того, что события могут пойти по сценарию апреля 2016 года. Новый Ереван решать конфликт отказывается. Насколько это затянется и чем закончится, неизвестно. Азербайджан на фоне статус-кво карабахского конфликта может перейти к действиям, чтобы изменить ситуацию".