AZN = 54.88 RUB
USD = 93.29 RUB
EUR = 99.56 RUB
Новости дня

A
Трамп все-таки оставит себе место для маневра в переговорах с Эрдоганом. Эксперт

Трамп все-таки оставит себе место для маневра в переговорах с Эрдоганом. Эксперт

Олег Белозеров    "Москва-Баку"
13.11.2019 14:40

Фото: Google
Фото: Google

Лидеры Турции и США Реджеп Тайип Эрдоган и Дональд Трамп в среду должны встретиться в Вашингтоне. Ожидается, что встреча подведет черту под публичной ссорой двух президентов, вспыхнувшей в октябре, когда турецкая армия вошла в соседнюю Сирию. Как известно, цель операции – вытеснить курдских боевиков, контролировавших северо-восток Сирии.

В день приезда Эрдогана газета «Вашингтон пост», опираясь на свои источники, сообщила, что Трамп предложил своему турецкому коллеге торговую сделку и «обходной путь» разрешения ситуации с санкциями, обещанными из-за покупки Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов С-400. В письме, направленном Эрдогану накануне приезда, говорится, что сумма сделки достигает 100 млрд долларов.

Однако наряду с таким пряником Вашингтон пытается демонстрировать и кнут. В самый канун приезда турецкого гостя высокопоставленный представитель американского правительства заявил, что США не собираются прекращать сотрудничество с курдами, несмотря на желание Анкары. Таким образом, интересы двух стран в Сирии остаются диаметрально противоположными.

Российский политолог, руководитель портала PolitRUS Виталий Арьков в интервью порталу «Москва–Баку» рассуждает о том, почему после отъезда Эрдогана ссора двух президентов может разгореться вновь.

vitaly-arkov.jpg– Виталий Александрович, самому Трампу, похоже, судьба курдов неинтересна, но вроде как за них активно заступаются и люди из его окружения. Они призывают президента не бросать своих прежних союзников.

– Попытки «отрезвить Эрдогана» в Вашингтоне предпринимаются не только демократами, но и республиканцами, не только в Конгрессе, но и в Белом доме. И вопрос тут совершенно не в курдах. Курды, как бы обидно это для них ни звучало, – это просто разменная монета, их судьба абсолютно не интересует Белый дом. Просто с их помощью то боролись с ИГИЛ, то теперь шантажируют Эрдогана и так далее. Не более того.

– Отношения Трампа и Эрдогана дополнительно испортила Палата представителей США. Она объявила, что «признает геноцид армян 1915 года», утвердив соответствующий законопроект. Кроме того, Палата одобрила законопроект о санкциях против Турции за операцию в Сирии и за покупку С-400. Конгрессмены прямо говорили, что видят прямую аналогию между судьбой армян сто лет назад и судьбой современных курдов…

– Но эти законопроекты еще должен утвердить Сенат и должен подписать президент. Подпишет ли Трамп эти два законопроекта, будет зависеть от итогов переговоров с Эрдоганом. Но, скорее всего, Трамп все-таки оставит себе место для маневра, потому что, подписывая подобные документы, он может пройти точку невозврата в отношениях с Турцией. Значит, будут забалтывать, замыливать эту тему как можно дольше.

Кстати, насколько я помню, на землях, где сейчас компактно живут курды, – это так называемый Курдистан, – до 1915 года проживали этнические армяне. Потом они были изгнаны, либо сами ушли, – это уже предмет спора. Так что я бы на месте нынешних армянских властей еще бы и к курдам предъявил претензии, а не только к Турции. А если серьезно, то это странно, когда конгрессмены США устно выступают в поддержку курдов, но при этом почему-то принимают резолюцию про геноцид армян.

– Кстати, почему, по-вашему, Ереван последовательно отвергает предложение Эрдогана создать общую группу историков, пригласив в нее также историков из России, США, Франции и других стран, и вместе расследовать события 1915 года? Анкара предложила открыть все свои архивы и взамен призвала Ереван, а также архивы армянской диаспоры в США и в ЕС тоже открыть доступ к документам тех времен для независимых историков. Но Ереван против.

– Не могу утверждать ни за одну, ни за другую сторону. Но дыма без огня не бывает. Какие-то трагические события во время Первой мировой войны действительно были. При этом понятно: делая подобные заявления, Эрдоган наверняка знает, что Армения не откроет всех архивов. В результате Эрдоган оказывается в морально выигрышной позиции, – значит, армянам есть что скрывать.

Понятно, что для Еревана тема «признания геноцида» стала политическим инструментом, а не историческим вопросом. Мы не говорим сейчас о памяти жертв, которые там действительно были, – ведь споры больше идут о количестве. Речи об этом не идет. Но армянские власти этим сейчас манипулируют, к сожалению.