AZN = 55.35 RUB
USD = 94.09 RUB
EUR = 100.53 RUB
Новости дня

A
В центре внимания с Андреем Шляпниковым: Ильхам Алиев объяснил, когда можно будет встретиться с Николом Пашиняном

Это программа «В центре внимания», здравствуйте. Я ее автор и ведущий Андрей Шляпников. Смотрите в этом выпуске:

-Время сильных. Почему Путин и Эрдоган сблизились на фоне конфликта на Украине.

-Слабое звено. Почему Армения ведется на обещания западных политиков.

-От неприсоединения к многополярному миру. Какая историческая миссия Азербайджана в мировой геополитике.

Время сильных. Почему Путин и Эрдоган сблизились на фоне конфликта на Украине

В последнее время на фоне ухудшения отношения Росси с так называемым коллективным Западом российско-турецкое сотрудничество получило новый импульс. Во-первых, Турция выступила посредником между Россией и Украиной, предложив площадку для переговоров, во-вторых, Турция отказалась присоединяться к санкциям против России, а также пресекла возможность кораблей НАТО войти в Черное море. В-третьих, Турция стала во главе координационного центра по вывозу зерна из украинских портов.

Политолог Александр Разуваев: «И это лишний раз подчеркивает масштабы независимости политики Турции. Анкара не оглядывается ни на НАТО, ни на Запад, проводит очень успешную политику в регионе и в мире».

В то же время нельзя сказать, что отношения России и Турции всегда были безоблачными. Случались инциденты, вызывавшие напряжение, возникали противоречия по серьёзным геополитическим вопросам, как, например, по урегулированию в Сирии. Однако каждый раз лидерам двух стран Путину и Эрдогану удавалось найти устраивающее обе стороны решение и полноценное сотрудничество возобновлялось. Даже в самые острые моменты международной напряженности руководители России и Турции продолжали и взаимодействие в целях разрядки этой напряженности. Впервые после начала конфликта на Украине Путин и Эрдоган встретились в Тегеране, где страны четко высказались о создании треугольника Россия, Турция, Иран. И вот 5 августа Эрдогана ждут в Сочи с однодневным визитом, где одной из тем для обсуждения, в частности, может стать военно-техническое сотрудничество. Во всяком случае, повод для таких предположений дал президент Эрдоган, заявив, что его российский коллега заинтересован в совместном производстве беспилотников «Байрактаров». Пресс-секретарь российского президента не стал этого отрицать.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «В ходе недавних контактов Путина и Эрдогана тема военно-технического сотрудничества в различных измерениях затрагивалась. И, как правило, почти на каждой встрече различные аспекты обсуждаются. Поэтому да, тема ВТС будет наверняка обсуждаться и в Сочи».

Турция собирается создать совместное предприятие в ОАЭ, а почему бы не открыть предприятие в России.

Политолог Александр Разуваев: «Это очень хорошая реклама турецкому оружию. Это показывает, что сотрудничать Россия и Турция могут не только в вопросах газа и туризма, но и во многих других сферах, в том числе и таких тонких как оружие и вообще вся оборонка».

Заявление Пескова в очередной раз подтверждает удивительную договороспособность Путина и Эрдогана. Каждая страна ведет независимую политику. Эрдоган и вовсе, являясь членом НАТО, ломает европейские шаблоны, выступает за всестороннее сотрудничество с Россией, не опасаясь критика своих западных партнеров. Российские эксперты считают, что европейские страны, не имеющие такую же независимость, испытывают черную зависть к Турции.

Политолог Александр Разуваев: «На Западе путают Турцию с какой-нибудь Польшей. Сегодня это великая держава с великой историей, которая имеет свое четкое мнение по всем вопросам. Поэтому настолько яркая политика у Турции и такая сверхактивность по всем ключевым вопросам международной повестки. И Турция будет поступать так, как считает нужным. И сейчас, в частности, в ситуации вокруг Украины Анкара не будет поступаться своими экономическими интересами.

И Турция, и Россия с каждым годом все больше себя осознают, как восточные державы. Турция потеряла надежду вступить в Евросоюз, а после последних событий начинает осознавать, что вступление в Евросоюз может ограничить возможности Турции, которая хочет развивать тесные экономические связи с Россией, Ираном, Азербайджаном. Создавать новые экономические союзы и платформы. Сильный тянется к сильному, а сильные политики преобладают сейчас на Востоке.

Сильные лидеры они всегда договорятся. В Европе таких сильных лидеров нет. При этом они есть на постсоветском пространстве , например, Путин, Алиев».

Мы такие разные, но все-таки мы вместе. Это можно применить и к отношениям России и Турции, но уж очень много переплетений в экономике, логистике, туризме. И, конечно, участие России и Турции в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. 

Слабое звено. Почему Армения ведется на обещания западных политиков

А еще Россия и Турция тесно взаимодействуют на армяно-азербайджанском треке урегулирования. Оба государства заинтересованы в скорейшем завершении конфликта, разблокировании транспортных коммуникаций. Новая реальность мотивирует ускорить эти процессы. Турция не скрывает своих симпатий к Азербайджану, но готова к сотрудничеству с Арменией и как раз красной линией является мирный договор между Азербайджаном и Арменией на условиях Азербайджана. Однако Западу сейчас невыгодно скорое решение вопроса. Ведь тогда Россия получит новые торговые коридоры и санкции окончательно станут бесполезными. На неделе глава госдепартамента США Энтони Блинкен звонил Алиеву и Пашиняну и предлагал помощь. Правда, под якобы благими намерениями, скорее всего, скрывается желание вбить клин между участниками процесса урегулирования. Логично, что мирный Южный Кавказ США сейчас не выгоден. У него совсем противоположные цели.

Политолог Александр Разуваев: «Запад пытается влезать в любые конфликтные точки. Сейчас Запад пытается втянуть как можно больше стран в противостояние с Россией. На такое поддаются страны, поступившиеся своей суверенностью, попавшие под влияние США – главного спонсора разжигания антироссийских настроений. Но такие попытки бесполезны в случае с Турцией и Азербайджаном - странами, которые дорожат своим суверенитетом и действуют, исходя только из своих национальных интересов».

А вот Армения - слабое звено. Там среди части населения и оппозиции не угасают идеи реваншизма, которые зачастую подогреваются извне. Премьер Пашинян вынужден прислушиваться к внутреннему мнению, а также он ищет поддержке извне. Поняв, что ни Россия, ни Азербайджан не хотят возвращаться к Минской группе ОБСЕ, ы Армении взывают к европейским политикам. Европейцы создают иллюзию урегулирования, повторяя заявления, прописанные в мирных договоренностях между Россий, Азербайджаном и Арменией. Армения же взятые на себя обязательства не выполняет. А вот Азербайджан ведет себя совершенно иначе - рекордными темпами строит инфраструктуру для запуска Зангезурского коридора. Россия готова помочь Ирану построить часть дороги, чтобы коридор Север-Юг заработал на полную мощь. Турция начала разминирование на границе с Арменией, тем самым намекая, что открытие сухопутных границ возможно. Для усиления своих намерений ход работ проинспектировал спецпредставитель Турции по нормализации отношений с Арменией Сердар Кылыч. А Армения, увы, пятится назад.

Политолог Александр Разуваев: «Я бы сказал, что это такое у Армении «женское» поведение: я хочу и все. А если мои хотелки с реальностью не дружат, тем хуже для реальности…13:20 Максимум чего можно добиться – это нового военного конфликта. Но тогда для Армении поражение еще более разгромным, она потеряет все».

А можно наоборот статью частью деловой активности Закавказья и поднять уровень жизни населения Армении, но для этого надо предпринимать определенные шаги, которые прописаны в соглашении. Пока же официальные лица Армении заявляют о якобы готовящейся встречи Алиева и Пашиняна, правда недавно президента Азербайджана высказал недовольство ходом подготовки к мирному договору. Встречи ради встречи не будет, либо она должна пройти при посредничестве Владимира Путина, который умеет найти подход к Пашиняну. Видимо, Россия дала Пашиняну время до осени, когда исполнится 2 года с момента подписания мирных договоренностей и с Армении спросят какие пункты были выполнены. У Армении есть в запасе 3,5 месяца. Время действовать.

От неприсоединения к многополярному миру. Какая историческая миссия Азербайджана в мировой геополитике

В августе в Баку пройдет саммит лидеров Движения неприсоединения. Он как никогда актуален. Военно-политическая обстановка в мире накалилась до самых высоких температур. Со времен Второй мировой войны формируется новая международная архитектура. Движение неприсоединения - это вторая крупнейшей международной организации после ООН, которая объединяет 120 государств. С 2019 года в организации председательствует Азербайджан. За эти три года своими действиями Баку показал, что смотрит далеко за пределы региональной политики. Азербайджан, будучи председателем Движения неприсоединения, стал первым государством, которое инициировало проведение специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по борьбе с коронавирусом. Кроме того, Баку на регулярной основе поднимал проблематику несправедливого – неравного распределения вакцин между богатыми и бедными государствами и обеспечивала бедные страны помощью. Президент Азербайджана Ильхам Алиев открыто критиковал политику некоторых европейских государств и не раз говорил о необходимости реформирования ООН. При этом Азербайджан не испортил отношения ни с одной страной. Алиев умеет выстраивать отношения с самыми противоположными силами, решать сложнейшие дипломатические задачи, развязывать запутанные политические узлы.

Политолог Павел Клачков: «Азербайджан – независимая страна, которая умеет взаимодействовать с самыми разными силами, умеет выстраивать партнерство, решать вопросы с точки зрения долгосрочности. Это фундамент, на которой строится эффективная политика Алиева».

И сейчас, когда политический конфликт на Украине перетек в горячую фазу, когда интересы западного мира и России зашли в тупик и полностью разорваны связи, которые выстраивались с середины прошлого века - нужна разрядка. Все понимают, что выход конфликта за пределы Украины может поставить мир на грань катастрофы. В этой ситуации нужна сила, которая сможет выступить посредником. Движение неприсоединения во главе с Азербайджаном может стать этой мягкой силой, ведь основой внешнеполитического курса организации считается отказ от участия в военно-политических блоках и мирное сосуществование народов. В большой политической игре без правил, нужен мировой арбитр, который при необходимости сможет вовремя остановить схватку.

Политолог Павел Клачков: «Если во времена Холодной войны правила игры разных центров силы были хоть сколько-то понятны, противостояние происходило по определенным, пусть и не прописанным, но правилам. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда никаких правил в борьбе нет. Правила игры вырабатываются в процессе наблюдающегося сегодня в Восточной Европе конфликта. Сегодня время, когда формируется новая международная архитектура. И Движение неприсоединения снова может сыграть очень важную роль. Определить, как это лучше сделать, как возможно задействовать механизм Движения – задача Азербайджана и его уникальная, историческая миссия».

Первый шаг был сделан еще до конфликта. Россия при председательстве Азербайджана в Движении неприсоединения в прошлом году получила статус наблюдателя в структуре. С одной стороны, это выходит за рамки политики организации, ведь Россия входит в военный блок ОДКБ. Однако Россия не вошла в организацию, поэтому устав не нарушен. Этот факт прекрасно иллюстрирует отношения России и Азербайджана, а точнее ее лидеров Владимира Путина и Ильхама Алиева. Пока Россию исключают или пытаются изолировать из разных международных организаций, Азербайджан наоборот предлагает найти адекватное решение. Не зря же говорят “один в поле не воин”. Одно дело, когда Ильхам Алиев пытается достучаться до глав мировых держав, например, в качестве президента Азербайджана, а совсем другое, когда Алиев обращается от лица лидеров 120 государств. Разница колоссальная и к этому мнению будут прислушиваться. В эпоху, когда предпринимается попытка создания многополярного мира, Движение неприсоединение, куда в преимуществе входят страны так называемого третьего мира, может занять свое место в этом многополярном мире и стать равным Организации Объединенных наций. Во время пандемии Азербайджан доказал, что можно на равных разговаривать со странами-лидерами мировой геополитики, а главное быть услышанным.