AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Война между США и Ираном глубоко усугубила бы ситуацию в карабахском урегулировании. Эксперты

Война между США и Ираном глубоко усугубила бы ситуацию в карабахском урегулировании. Эксперты

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
10.01.2020 17:55

/upload/iblock/a91/a91010692fa4c88188682c4615fadea3.jpg

Третьей мировой войны в результате эскалации отношений между США и Ираном, о которой так интенсивно говорили в эти дни, не будет. По крайне мере пока. После ликвидации США 3 января в Ираке командира элитного подразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерала Касема Сулеймани, нанесения 8 января Тегераном в ответ ракетного удара по военным базам США в Ираке, в результате которого ни один человек не пострадал, постпред Ирана при ООН Маджид Тахт-Раванчи заявил, что страна завершила месть за убийство генерала Касема Сулеймани и не будет предпринимать новых военных действий в случае отсутствия агрессии со стороны Соединенных Штатов. А накануне президент Дональд Трамп подчеркнул, что американские войска «готовы ко всему», но Ирану военным ответом угрожать не стал, а анонсировал «дополнительные жесткие экономические санкции против иранского режима».

На этом фоне постпред США при ООН Келли Крафт направила в Совет Безопасности письмо, в котором заявила, что США "готовы без предварительных условий начать серьезные переговоры с Ираном с целью предотвращения дальнейшей угрозы международному миру и безопасности или эскалации со стороны иранского режима".

О последних заявлениях США и Ирана, говорящие о деэскалации конфликта и чем война между двумя государствами грозила бы Южному Кавказу, в комментариях «Москва-Баку» высказали эксперты.

858x540.jpgГенеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров связывает деэскалацию ситуации с тем, что  в  вопросе развития военного сценария США никто не поддержит и Вашингтон это почувствовал.

«То, что Иран ответил США ударом по американским базам в Ираке – абсолютно справедливая и законная вынужденная мера, реакция на угрозу национальной безопасности, на акт международного терроризма, осуществленный именно на территории Ирака. Именно поэтому все в мире достаточно спокойно отнеслись к ударам Ирана и начали переживать за то, как США на это отреагирует. Американцы же почувствовали, что они одиноки, никто в мире не поддерживает их агрессию по отношению к Ирану, для них стало очевидным, что они не смогут собрать международную коалицию. Все привыкли, что по приказу США их марионетки встают в одну шеренгу и рапортуют, что ко всему готовы, потом прикрываясь международным фактором, говоря, что вот, ведь этого хочет международное сообщество. Но такая коалиция не будет сформирована. Европейцы, прямые партнеры Соединенных Штатов просто-напросто не решились бы на военный конфликт с Ираном. Это конфликт на ровном месте, для него нет повода. Европа и так сильно пострадала от США и со скрипом терпит то, что американцы надавили на нее и она не может реализовать свои обязательства по реализации уникального соглашения по ядерной программе Ирана. Санкции США заставили свернуть европейских партнеров торгово-экономические отношения с Ираном. Это миллиарды долларов ущерба их экономике. Ёще одну авантюру США они бы не поддержали. Кроме того, не поддержат прямую агрессию США и международные структуры – ООН, ЕС, Лига арабских государств.

Но на мой взгляд в истории с развитием ситуации вокруг Ирана и США все только начинается. Иран совершил беспрецедентный шаг, на который никто не мог осмелиться – бросить вызов Соединенным Штатам. Это беспрецедентно, сейчас многие с восхищением смотрят на Иран и готовы присоединиться к свершениям и делам Ирана. США настолько монополизировали мир и никто даже не возражает против любых их действий в любом уголке мира. Они чувствовали бесконтрольность, плевать хотели на международное право. И тут столкнулись с фактом отпора, поняли, что это угроза безопасности США и они будут гораздо больше терять от этого конфликта. 

Сейчас ситуацию можно сравнить с выходом на ковер двух борцов: первые секунды, минуты - это проба, насколько противник силен и готов к схватке. Исходя из этого оппоненты делают выводы, что делать дальше. Американцы самым варварским способом убили легенду иранского народа, получили по зубам может быть не очень сильно, по получили. Мы можем назвать это пощечиной или легким ударом, но на самом деле это серьезное предупреждение. Тегеран заранее предупредил и руководство Ирака, а Багдад в свою очередь – США, чтобы они убрали свои войска, дабы не нанести ущерба живой силе. Как видим, ни одного погибшего, ущерб нанесен только американскому имуществу. После этого все думали, что США со всей своей армадой обрушатся на Иран, но поняли, что к этому не готовы.

Сегодня Иран стал таким игроком, который практически меняет ситуацию в регионе. Убийство генерала Сулеймани сплотило народ, оно стало символом сопротивления Тегерана, который пользовался авторитетом не только в Иране, но и в Ираке, Сирии. Гибель Сулеймани и удар по военным объектам США вызвал в Иране рост национальных настроений. Сейчас американцы увидели, что могут получить по зубам и немного отступили. Но вопрос со стороны Ирана еще не решен, поскольку убийством Сулеймани была нанесена слишком серьезная рана иранскому народу. Антиамериканизм стал общенациональной идеей. Это очень серьезный фактор и остановить этот фактор уже никто не сможет”, - пояснил эксперт.

Вместе с тем, по мнению Раджаба Сафарова, если бы эскалация между США и Ираном спровоцировала войну, то она нанесла бы ущерб интересам очень многих государств, в первую очередь странам Южного Кавказа. «Не только региональная, но мировая безопасность будут под очень серьезной угрозой, война, в случае ее развязывания, затронет интересы многих государств и выльется на глобальный уровень. В случае, если США нанесут удары по Ирану, то начнется великое перемещение наций. Хлынет поток беженцев, которые будут пересекать границы любыми способами. Первым таким плацдармом для иранских беженцев станет Азербайджан. Ведь на севере Ирана проживают этнические азербайджанцы. Хлынут десятки, сотни тысяч людей, что приведет к гуманитарной катастрофе по всему Кавказу. Кроме того, поток беженцев направится в центральноазиатские государства, в Афганистан и Пакистан. Если США нанесут удар по Ирану, то это не останется без ответа. Мобилизационные возможности и потенциал этой страны очень высоки. В результате мы можем стать свидетелями может быть самого масштабного конфликта в новейшей истории.

Если в этой войне будут задействованы территории государств, на которых находятся американские военные базы или государства предоставят свои территории США в качестве плацдарма для удара, совершенно очевидно, что эти страны Ираном также будут считаться агрессором. Посмотрите, когда сейчас по базе американцев в Ираке со стороны Ирана была предпринята ракетная атака, через полчаса КСИР взял на себя ответственность за нее. Иран незамедлительно нанес удары на базам в Ираке, поскольку именно на территории этой страны был осуществлен террористический акт. И все арабские страны молчали. Мы не видели реакции ни от Саудовской Аравии, ни от других арабских государств.

Азербайджан никогда не предоставит свои территории для ударов по Ирану. Даже если американцы попросят, они никогда на это не пойдут. Азербайджан и Иран поддерживают прекрасные отношения. Кроме того, потенциальная война между США и Ираном ударила бы и по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, сильнейшим образом усугубила бы ситуацию. Россия также не допустит эскалации в регионе, ведь вовлечение стран Закавказья в войну стало бы угрозой интересам РФ. Кроме того, у России, Ирана, Азербайджана, Турции достаточно совместных или пересекающихся проектов. Поэтому никому данная война ни была бы выгодной».

Без названия.jpgПо мнению руководителя сектора Ирана Института востоковедения РАН Нины Мамедовой, главной целью убийства иранского генерала Касема Сулеймани было поднять свой рейтинг для избирателей перед президентскими выборами. «Трамп сыграл на образе защитника населения от возможных угроз. И главной угрозой в период его президентства был выбран Иран. С одной стороны, Трамп провозглашал себя антимилитаристов и осуждал за войны своих предшественников, с другой стороны, он не отказался именно от их способа поднять себе рейтинг и убить «врага». Но посмотрите сегодня на позиции США в международных конфликтах – они ослабли в Сирии, Афганистане, Ливии. Вместе с тем позиции Ирана сегодня только укрепляются. Возможно, США вкупе с Саудовской Аравией и компанией нарастающее влияние Ирана в регионе стало пугать и Тегеран решили сделать национальным врагом и угрозой безопасности. Трамп для избирателей решил показать свой боевой настрой, что ему, в общем-то, и удалось сделать. Но до войны ситуация не дойдет, ведь она не нужна ни Соединенным Штатам, ни Ирану, который переживает период экономического давления, экономической войны, тем более. Ирану сейчас необходимо время, чтобы перестроить экономику для жизнь в условиях нарастающих санкцией. Но в любом случае, из нынешней эскалации и США, и Иран вышли со своими и минусами, но и плюсами. Поиграл мускулами Трамп, но и Иран ответил ударом, показав, что он тоже может. Населению руководство Ирана показало, что не осталось безучастно к гибели своего боевого генерала.

Ударом по базам США Иран поднял моральный дух населения, которое сплотилось благодаря гибели Сулеймани, которого вывели в сонм героев и мучеников. Как показывает история, население Ирана при угрозах сплачивается, так же было и сейчас.

Что бы было, начнись между США и Ираном война? У Ирана достаточно мощная армия. Но важно понимать, что исход противостояния в конфликте зависит не только от уровня военно-промышленного комплекса. Восьмилетняя война Ирана с Ираком – ее Иран не просто пережил, но нашел в себе силы противостоять, притом что многие силы в этой войне помогали не Тегерану, а Багдаду.

Если бы началась война между США и Ираном, волна от нее ударила бы по Южному Кавказу. Это был бы поток беженцев. Странам Закавказья пришлось бы быть между двух огней, выбирать, на чьей они стороне. США – держава, которая давит на государства, делает их своими марионетками. А Иран – сосед, с которым большие исторические, родственные связи. И с этим не считаться нельзя. Но страны Южного Кавказа не будут делать выбор между Тегераном и Вашингтоном, а займут позицию нейтралитета. В любом случае, сегодня ни США, ни Ирану, ни Азербайджану война не нужна.