AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Зампред комиссии Генсовета «Единой России» Андрей Климов: В политике нередко партнеры широко улыбаются, а потом от этого ничего не остается... C Азербайджаном – не тот случай (видео)

Зампред комиссии Генсовета «Единой России» Андрей Климов: В политике нередко партнеры широко улыбаются, а потом от этого ничего не остается... C Азербайджаном – не тот случай (видео)

Нана Хоштария, Денис Костылев    "Москва-Баку"
15.12.2022 09:03

В ноябре заместитель председателя Комиссии Генерального совета «Единой России» по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников, член бюро Высшего Совета партии Андрей Климов посетил Азербайджан. В рамках визита Климов от «Единой России» принял участия в мероприятии высшего уровня по случаю 30-летия азербайджанской правящей партии «Ени Азербайджан», а также в специальной конференции Международной конференции азиатских политических партий. В Баку Климова принял президент Азербайджана Ильхам Алиев, также состоялись переговоры с зампредседателя партии «Ени Азербайджан» Тахиром Будаговым. В интервью «Москва-Баку» Андрей Климов рассказал, какие темы были затронуты на переговорах с Ильхамом Алиевым и почему в центре внимания оказался формат Россия-Азербайджан-Турция.

- Андрей Аркадьевич, Россия в новых международных условиях еще в большей степени укрепляет отношения со странами СНГ, в целом следует вектору на евразийское измерение. Россия и Азербайджан в феврале этого года подписал Декларацию о союзническом взаимодействии. Как Вы видите в текущих условиях будущее развития союзничества?

- Я имел честь встречаться с президентом Азербайджана, руководителем правящей партии «Ени Азербайджан» господином Алиевым (21 ноября в рамках проведения в Баку мероприятий по случаю 30-летия правящей партии Азербайджанской Республики «Ени Азербайджан» и Международной конференции азиатских политических партий на тему: «Роль политических партий в обеспечении безопасности и сотрудничества» - прим.ред.)

/upload/iblock/e67/e67d77517c59d6e477b5e2f445d33757.png

Сакцентировали внимание как раз на данном вопросе, обменялись мнениями на этот счет. Хочу отметить, что Декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Азербайджаном была подписана незадолго до известных событий и это имеет очень серьезное значение.

Кстати, примерно аналогичный документ мы подписали с руководителем партии Китайского государства. Подписание документа с той и с другой странами подчеркивает стратегический характер нашего партнерства.

Конечно, есть силы в третьих странах, мы все – и Россия, и Азербайджан – это хорошо понимаем, для которых нежелательны наши стратегические отношения и которые хотят всеми силами, разными способами, самыми иезуитскими, эти отношения разрушить.

К сожалению, и в информационной среде бывают вбросы, имеющие целью внести раскол, какие-то сомнения в серьезности наших намерений и долгосрочности начинаний. Как известно, я отвечаю за международную деятельность в «Единой России» и, соответственно, контактирую с партнерами из «Ени Азербайджан». Во время моего недавнего визита в Баку мы наметили программу развития двусторонних отношений на ближайшее время, реализация которой станет дополнительным свидетельством того, что мы разделяем общее представление о будущем и понимаем те угрозы и вызовы, которые существуют для двух наших стран, двух политических сил.

- Какие это проекты?

- Нас очень интересует формат обеспечения долгосрочной безопасности в этой части Евразии. Это не так просто сделать, к этому разговору нужно постепенно и последовательно подключать различные соседние страны. Это невозможно сделать враз, но потихоньку выстраивать такой формат необходимо.

Кроме того, мы хотели бы углубить двусторонний диалог между нашими правящими партиями. Он есть, но жизнь меняется, появляются новые вызовы, и мы хотим использовать в нашем двустороннем диалоге и реакции на вызовы в том числе опыт взаимодействия с другими государствами. Я уже говорил о межпартийных отношениях между Россией и Китаем. В частности, в рамках них у нас есть двусторонний форум, есть формат углубленного межпартийного политического диалога, его также надо разворачивать. Также мы действуем на целом ряде международных межпартийных площадок – это Международная конференция азиатских политических партий (ICAPP), на которой мы очень активно и конструктивно работаем с нашими азербайджанскими коллегами. Мы встречались с ними и в Стамбуле, и на Генеральной ассамблее межпарламентского союза в Африке конструктивно работали. Хотя это довольно сложная площадка и для нас, и для Азербайджана.

Есть партнерства, которые в перспективе могут быть вписаны в форматы ШОС+. У нас уже был такой опыт. И много еще других форматов взаимодействия.

С «Ени Азербайджан» достигнуты конкретные договоренности, развитие такого взаимодействия полезно и для нас, и для наших товарищей из Баку.

- Насколько Россия видит Азербайджан в качестве прозрачного и предсказуемого партнера?

- С точки зрения предсказуемости - вне всякого сомнения та политическая линия, которую проводит Баку, и та преемственность, с которой она проводится, позволяет выстраивать нам долгосрочные отношения. Когда мы общаемся, разговор идет весьма конкретный и откровенный, это очень правильно и полезно. Вы знаете, в политике с партнерами есть случаи, когда говорятся длинные правильные речи, люди широко улыбаются, а потом от этого ничего не остается. C Азербайджаном – не тот случай. Наши отношения с партией «Ени Азербайджан», двустороннее сотрудничество по параметру народной дипломатии, межпарламентских связей с позволяют действительно многого достичь.

Кроме того, приведу примеры другого перспективного и актуального сотрудничества между нашими странами. В частности, по Каспию, в рамках в том числе «каспийской пятерки». Каспийское море – это естественный путь с севера на юг. Развитие отношений по Каспию и вокруг него многое могло бы дать прикаспийским государствам. Но ни у одной конкретной страны «пятерки» не получится это сделать в одиночку. И здесь, выстраивая диалог, мы можем действовать по цепочечному принципу взаимодействия – ведь с какими-то государствами по некоторым направлениям у Баку лучше отношения, чем у нас, с другими – лучше у нас. Такой подход позволит находить выгодные всем компромиссы и оптимальные схемы реализации договоренностей. Эти договоренности затем могут встраиваться в серьезные социально-экономические проекты, проекты, связанные с технологическим сотрудничеством. Такой опыт есть, и очень серьезный опыт. Наша задача как выразителей мнений широких кругов общественности – как раз в том и состоит, чтобы именно из партийного угла подкрепить эти долгосрочные начинания.

Пример такого цепочечного взаимодействия: у «Единой России» выстроен прямой диалог с турецкой правящей партией (Партией справедливости и развития – прим.ред.). И у Баку есть такой же серьезный диалог с ней. И недавний стамбульский, а также бакинский опыт контактов и взамодействия (в ноябре в Стамбуле проходила Генеральная ассамблея Международной конференции азиатских политических партий (ICAPP), сразу же после нее – конференция структуры – в Баку – прим.ред.) показал, что мы в этом треугольнике Россия – Азербайджан – Турция можем очень хорошо находить решения и двигаться вперед. Это не у всех так получится, я вам скажу. И в этом отношении, если между Россией, Азербайджаном и Турцией произойдет активизация такого диалога, если он станет менее формальным и более насыщенным, о чем мы также говорили с господином Алиевым, то это станет серьезным подспорьем для развития диалога в рамках такого формата.

Есть и другой вопрос сотрудничества. Это нефтяной рынок. Он ведь весьма политизированный. Эо история не только «про деньги». Очень важно, чтобы на рынке основные производители нефти действовали так, чтобы в перспективе развивать свои программы было удобно всем. Сегодня Россия в качестве члена ОПЕК+ может многое сделать в этом направлении.

Есть в российско-азербайджанской повестке и вопросы, связанные с традиционными технологическими цепочками, которые зарождались, когда мы еще вместе жили в одном государстве. Некоторые цепочки, сформированные в то время, исчезли, некоторые сохраняются, но могут дать дополнительный эффект. Я бы не хотел углубленно говорить об этом публично, но мне кажется, что развитие взаимодействия по данному направлению было бы выгодным и для Москвы, и для Баку.

Обсуждаем в рамках межпартийного формата и темы, связанные с проживающей на территории РФ значительной азербайджанской диаспорой. Аналогичные темы мы затрагиваем и во взаимоотношениях с другими соседними государствами.

Кроме того, у нас с Азербайджаном есть очень серьезное направление, связанное с культурным сотрудничеством в самом широком смысле. Мы очень благодарны Азербайджану за то, что государство бережно относится к русскому языку. Да, c одной стороны, русский язык - язык межнационального, межкультурного, межнаучного общения, но с другой, все-таки для нас – это родной язык, и когда в соседнем государстве такое к нему отношение, это очень важно, приятно и формирует самые разные направления взаимодействия.

Вы знаете, пример тому – случай, о котором я расскажу. Когда мы в Баку контактировали со своими товарищами из «Ени Азербайджан». И азербайджанский депутат стал не то, что цитировать, а буквально декламировать «Евгения Онегина», не останавливаясь. И я удивлялся, думая, когда он остановится. А он засмеялся и сказал: «Андрей, я наизусть все произведение знаю». Я не знаю. Он знает. Это, конечно, дорогого стоит.

В целом, если не придавать значения некоторым раздражителям, которые есть в двусторонних отношениях (а они везде, у всех есть и всегда будут), то, конечно, для стратегического долгосрочного углубленного партнерства у России и Азербайджана есть очень серьезные, глубокие предпосылки и их нужно использовать.

- Вы затронули тему безопасности, как мы знаем, именно Россия открыла в 2020 году возможности для нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. Насколько данная задача остается приоритетной для РФ?

- Приведу пример немного не про наши страны. Так будет проще. Я являюсь одним из тех, кто принимал непосредственное участие в ратификации договора о границе между Россией и Китаем. Вы знаете, какая протяженность этой границы? И представляете, мы это сделали, в том числе за счет прямых межпартийных связей. Ведь у нас с Коммунистической партией Китая прямые межпартийные связи практически с момента основания «Единой России». Когда мы решили вопрос с границей, многие наши оппоненты начинали заниматься казуистикой – ползать с лупой по этой карте и по миллиметрам измерять, что, куда и чего. Это были четыре тысячи километров, это были огромные площади, разные точки напряженности. Но мы урегулировали вопрос. И сегодня никакая третья сила не может это изменить. Хотя желающих внести раскол в отношения очень много. Поэтому Россия настроена на то, чтобы по всему периметру всем нашим соседям было удобно и безопасно. И я рассчитываю, что то заявление, о котором вы вспомнили от 2020 года (трехстороннее заявление лидеров России, Азербайджана и Армении от 9-10 ноября 2020 года – прим.ред.) и последующие заявления позволят постепенно решить все вопросы. Но еще раз повторюсь, что враги в третьих странах (я их по-другому называть не могу) не дремлют и думают не о нашей безопасности – России или Азербайджана, а о своих выгодах.