В сообщении пресс-службы главы государства отмечается, что в Азербайджане наряду с развитием судоходства реализован ряд проектов и в области сохранения традиций мореходства, исследования, изучения и развития его истории. Создание в Азербайджане танкера-музея «Сураханы», который объединяет прошлое, настоящее и будущее судоходства в Азербайджане, имеющего древнюю историю, является очередным важным шагом, предпринятым в этой области при поддержке главы государства.
Танкер «Сураханы» избран для создания музея неслучайно. Он был одним из крупнейших и современных танкеров своего времени. Для превращения его в музей был использован опыт таких обладающих древними традициями судоходства стран, как Великобритания, Нидерланды, Турция. Таким образом, благодаря труду более 2000 местных судоремонтников был реализован уникальный проект. Капитан и старший помощник встречают посетителей музея и информируют их о членах экипажа и их задачах. В залах музея применены самые современные технологические решения. К примеру, посредством игровых манипуляторов можно самостоятельно выполнить швартовную операцию. Одновременно посетители на видео, демонстрируемом на 360-градусном экране, становятся непосредственными «участниками» происходящего.
В музее представлены модели трех знаменитых морских маяков в мире. На навигационном столе посетители смогут ознакомиться с маршрутами, внешними коммуникациями и навигацией плавающих на Каспии судов. Здесь также можно совершить путешествие в прошлое. Посетители могут ознакомиться с повседневной службой экипажа, работающего в машинном отделении судна. Одна из интересных экспозиций танкера-музея – уголок, где представлены образцы флоры и фауны, собранные в океанах и морях.
Экспозиция танкера-музея также рассказывает о героизме азербайджанских моряков в годы Великой Отечественной войны и во время событий 20 января 1990 года. В музее имеются интерактивная книга о неоценимых заслугах общенационального лидера Гейдара Алиева в развитии Азербайджанского Каспийского морского пароходства, инфомонитор, отражающий широкомасштабные проекты, реализованные Президентом Ильхамом Алиевым в области мореходства.
Богатый интересными экспонатами танкер-музей станет одним из наиболее посещаемых туристами мест в постпандемический период.
Глава государства и первая леди также были проинформированы о скульптурной композиции, возведенной в память о самоотверженных азербайджанских моряках.
Было отмечено, что авторами работы являются народные художники Салхаб Мамедов и Али Ибадуллаев, а архитектором – заслуженный архитектор Эльхан Асадов. Скульптурная композиция представлена в виде лопасти судового гребного винта, рассекающего динамичную фигурную волну. Эта лопасть символизирует развитие судоходства на Каспии, представлена как источник энергии моряков и неотъемлемый атрибут их жизни.
Спуск на воду судна «Академик Зарифа Алиева» и ввод в эксплуатацию паромного судна «Азербайджан»
Судно-паром типа Ro-Pax «Академик Зарифа Алиева» построено на Бакинском судостроительном заводе по заказу Закрытого акционерного общества «Азербайджанское Каспийское морское пароходство».
Президент Ильхам Алиев нажал кнопку спуска на воду судна-парома «Академик Зарифа Алиева».
Первая леди Мехрибан Алиева разрезала ленту, символизирующую спуск судна на воду.
Пресс-служба главы государства отмечает, что строительство новых судов и обновление флотилий находится под особым контролем президента Ильхама Алиева, предпринимаемые в этом направлении шаги осуществляются в соответствии со Стратегическим планом развития судоходства.
Затем Ильхам и Мехрибан Алиевы приняли участие в церемонии сдачи в эксплуатацию судна-парома типа Ro-Pax «Азербайджан».
Глава государства и первая леди были проинформированы о судне-пароме «Азербайджан». Было отмечено, что в рамках этого уникального проекта впервые на Каспии будут сданы в эксплуатацию новые суда-паромы типа Ro-Pax.
Президент Ильхам Алиев нажал кнопку, означающую ввод судна-парома в эксплуатацию.
Отмечалось, что судно-паром будет перевозить пассажиров, автомобили и железнодорожные вагоны. Было сообщено, что в результате проводимых с 2013 года работ по обновлению флота закуплены и введены в эксплуатацию 18 новых судов.
Напомним, что строительство этих судов в основном финансируется за счет прибыли от деятельности Азербайджанского Каспийского морского пароходства. Таким образом, вложением инвестиций в местный рынок, предприятие, акционером которого является государство, вносит вклад в развитие местной судостроительной промышленности и создание новых рабочих мест в Азербайджане.
Длина судов типа Ro-Pax составляет около 155 метров, ширина – 18 метров, а высота - 7,5 метров. По грузоподъемности он больше, чем существующие паромы на Каспии, способен перевозить 100 пассажиров, 56 вагонов-цистерн или 50 большегрузных автомобилей. В настоящее время перевозку автотехники и вагонов транзитом через Азербайджан в Каспийском море осуществляют 13 паромов и 6 судов типа Ro-Ro. Все они принадлежат флотилии ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство», и на сегодняшний день ЗАО является единственным паромным оператором на Каспии.
Таким образом, прогнозируется, что суда-паромы типа Ro-Pax, являясь важным звеном в цепочке грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, соединят через море железные дороги на восточном и западном берегах Каспийского моря, послужат более эффективному использованию географического положения и транзитного потенциала Азербайджана.
Открытие нового административного здания Азербайджанского Каспийского морского пароходства
Кроме того, президент и первая леди в понедельник приняли участие в открытии нового административного здания ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство».
В ходе ознакомления с новым административным зданием глава государства был проинформирован о том, что оно оснащено современными технологическими системами, здесь созданы отвечающие международным требованиям локальная инфраструктура информационных технологий, системы видеоконференции и связи.
В здании также размещается музей под названием «Свидетель трех веков», где с помощью наглядных средств и интерактивных презентаций повествуется о древней профессии моряка в нашей стране. Основная цель создания музея - продемонстрировать славную трехвековую историю Азербайджанского Каспийского морского пароходства, сохранить исторические экспонаты и документы и, переведя их в цифровой формат, довести до грядущих поколений. Как в экстерьере, так и в интерьере здания широко использованы символы мореходства. Во всех помещениях созданы необходимые условия для плодотворной работы.