AZN = 54.88 RUB
USD = 93.29 RUB
EUR = 99.56 RUB
Новости дня

A
Азербайджанский танкер-музей «Сураханы» принимает первых посетителей (фото)

Азербайджанский танкер-музей «Сураханы» принимает первых посетителей (фото)

Самира Кязимова, Тофик Бабаев    «Москва-Баку»
17.05.2021 19:05

Каждый из нас в детстве мечтал побывать на настоящем корабле, постоять на капитанском мостике, покрутить деревянный штурвал и спуститься в машинное отделение. Теперь это вполне возможно. На днях в Баку открылся для посетителей первый танкер-музей «Сураханы», который могут посетить как взрослые, так и дети. Судно пришвартовано в Приморском бульваре недалеко от Дворца водных видов спорта. Корреспондент «Москва-Баку» побывала в плавучем музее и познакомилась с его экспонатами.

Первым нас приветствует капитан корабля-музея «Сураханы» Гасым Аладжов, который плавает по морям около 40 лет. «На этом судне я проработал более 10 лет и счастлив, что корабль будет и дальше служить людям, уже в качестве музея», - говорит в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» Гасым Аладжов. Он уверен, что очень скоро этот корабль-музей станет одной из популярных достопримечательностей азербайджанской столицы.

Отметим, что судно «Сураханы», принадлежащее ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO), сыграло большую роль в истории нефтеперевозок Азербайджана по морю. Танкер «Сураханы» длиной 123,5 метра и дедвейтом 4696 тонн относится к типу судов «Инженер А. Пустошкин», спущенных впервые на воду в Каспийском море в 1957 году. До недавнего времени танкер «Сураханы» использовался в качестве нефтеочистительной станции Пароходства. В 2017 году было принято решение о превращении судна в музей.

Практически все помещения корабля превратились в музейные залы, в которых представлены уникальные экспонаты. Посетители могут поближе познакомиться с историей Каспийского моря, добычей нефти на Абшероне, развитием судоходства, кораблями, считающимися одними из первых в мире, морскими гигантами, средствами навигации, являющимися неотъемлемыми атрибутами судоходства, морскими узлами с историей около 5 тысяч лет, а также оборудованием, используемым при эксплуатации судов.

Музей разделен на 11 залов, каждый из которых посвящен славной истории Каспийского пароходства. Здесь можно увидеть современные гидрокостюмы, напоминающие облачения Ихтиандра и американский винтажный водолазный шлем Mark V, прошедший Великую Отечественную войну, огромный адмиралтейский якорь начала XX века и морской спасательный плот Solas, который на глубине 4 метров из капсулы превращается в просторную шлюпку.

В одном из залов установлены макеты трех маяков. Башня Геркулеса - действующий маяк в Испании, построенный во времена Римской империи, считается древнейшим в мире. Александрийский маяк - одно из «Семи чудес света», который в III веке до нашей эры располагался на острове Форос и был построен, чтобы торговые корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. И Абшеронский маяк, возведенный в 1859 году на горе напротив острова Пир-Аллахи, на вершину которого ведут 102 ступеньки винтовой лестницы. Каждое сооружение впечатляет своей красотой и величием.

В следующем зале можно увидеть более 40 макетов круизных кораблей, танкеров и контейнеровозов, на протяжении долгих десятилетий верой и правдой служивших людям. Их удивительные конструкции, в создании которых учитывались мельчайшие подробности, можно рассматривать часами.

За стеклянными стеллажами выставлен один из уникальных экспонатов музея – морской квадрант, которому почти 300 лет. Это астрономический инструмент, служивший со времен Тихо Браге и до начала нынешнего века для измерения высот небесных светил. Таких древних квадрантов осталось в мире только два: один хранится в Национальном морском музее Гринвича, а второй – в азербайджанском музее-корабле «Сураханы».

В «плавучем» музее можно попробовать свои умения на специальном тренажере-симуляторе, сыграть в интерактивную игру по буксировке танкера в порт и найти на огромном столе-экране корабли, находящиеся в каспийской гавани. Музей изобилует интересными инновационными экспозициями.

В зале «Дух Каспия», который состоит из двух частей, отражена история развития Каспийского моря, начавшаяся миллион лет назад и продолжающаяся в наши дни. Здесь, усевшись перед масштабным экраном с обзором 360 градусов можно посмотреть фильм, рассказывающий о том, как развивался Каспий.

В соседнем зале юные посетители музея при помощи расположенной здесь специальной модели, пытаются осуществить погрузочно-разгрузочную операцию. После нескольких попыток «загнать» мини-судно в док, у ребят получается справиться с задачей.

Следующая экспозиция «Солидарность в ценностях, приверженность развитию» дает возможность совершить путешествие в 160-летнюю славную и богатую история Азербайджанского Каспийского морского пароходства. Здесь представлена славная летопись героизма азербайджанских моряков в годы Великой Отечественной войны и событий 20 января 1990 года.

Спускаемся в машинное отделение. Здесь нас встречает главный механик корабля Исмаил Гафаров. Он проработал в Каспийском флоте больше 30 лет, знает и любит свою работу. «Это – сердце судна, - говорит Гафаров. – В машинном отделение работает целая команда, которая беспрекословно выполняет приказы капитана корабля. Самое главное в море – слаженная работа и быстрая реакция». Здесь находятся главный и вспомогательные двигатели, устройства, приводящие корабль в движение. Эти экспонаты представлены таким образом, как они выглядели многие годы назад. Здесь, надев очки ВР (виртуальной реальности), посетители могут отправиться в середину прошлого века и познакомиться с повседневной трудовой жизнью членов экипажа, работающих в машинном отделении.

Переходим в каюты моряков. Уютные комнаты с кроватями и столами, прикрепленными к полу. На случай, если судно попадет в сильный шторм. Здесь имеется и зона отдыха, где можно расслабиться, сыграв шахматную партию или почитать газеты.

По крутой лестнице поднимаемся на капитанский мостик или, как его еще называют, рулевую рубку - просторное застекленное помещение, залитое светом и уставленное замысловатыми приборами и устройствами. Это - «мозг» корабля. Отсюда по всему судну расходятся импульсы-команды, на которые чутко реагируют все исполнительные органы. Из «командной» открывается великолепный вид на Каспий: темные от ветра волны бьются о борт танкера, чайки рассекают морскую гладь. Капитанский мостик, радиорубка, которые являются важными постами для управления кораблем «Сураханы», также были реконструированы в первоначальное состояние. В этой части музея предоставлена возможность увидеть устройства для управления танкером и все оборудование, относящееся к середине XX века.