AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Бакинский бард Георгий Черногоров: Лучшего города, чем Баку – нет и не будет!

Бакинский бард Георгий Черногоров: Лучшего города, чем Баку – нет и не будет!

Самира Кязимова    Москва-Баку
26.05.2022 17:57

/upload/iblock/463/46362e95039e6f506bfb2bf76250a82c.jpg

Певец Георгий Черногоров – известная личность в Баку. Прекрасный музыкант, виртуозный исполнитель, талантливый бард, ученик Николая Сличенко. Каждое выступление Георгия Черногорова зрители встречают овациями и цветами. Недавно в Русском доме в Баку прошел его творческий вечер, на котором Георгий исполнил свои известные композиции. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с Георгием Черногоровым, который рассказал о том, с чего начинался его творческий путь и поведал, как знакомство с Николаем Сличенко изменило его жизнь.

- Георгий, в вашем роду были донские казаки и цыгане. Оба народа не представляют своей жизни без музыки и песен. Ваше будущее было предопределено еще в детстве?

- Думаю, так и есть. Дед Георгий, в честь которого меня назвали, донской казак. Офицер царской армии, кавалер двух орденов Георгиевского Креста. После революции дослужился до звания подполковника, погиб в 1942 году, сражаясь за Родину. Дед переселился в Азербайджан еще до войны, привез с собой семью. Говорил, что Баку – город хлебный и здесь можно найти работу. Бабушка моя была цыганкой по имени Грушенька. Но сколько себя помню, все величали ее по-простому - Мартыновной. У них было 4 дочерей, младшая – моя мама. В Баку она встретила своего будущего супруга – моего отца Сабита. Он – коренной шекинец, в то время работал в Баку инженером в госведомстве «Кура-Аракс строй». Вместе с мамой объездил весь Азербайджан, возводил плотины и водохранилища. Папа был наполовину азербайджанцем, наполовину - осетином. С самого юного возраста я и мой старший брат Станислав проявляли музыкальные способности. Мама и бабушка играли на гитаре и пели. Но после окончания школы Станислав решил поступать в Азербайджанский институт нефти и химии, который впоследствии закончил с красным дипломом и был направлен инженером в Белоруссию на строительство завода всесоюзного значения. Благодаря своим знаниям и способностям, он вскоре стал генеральным конструктором по космической электронике в Гомеле.

Я учился неважно. Был, как говорят сейчас, гуманитарием. Хорошие отметки получал по русскому языку, литературе и истории. Выступал во всех школьных концертах, играл на гитаре. Учителя прочили мне актерскую карьеру. Помню, однажды брат выписал для себя Антологию научной фантастики. Целых 25 томов – неслыханная драгоценность для подростка в 60-е годы! Я очень радовался книгам. По несколько раз их перечитывал, грезил космическими путешествиями. В 16 лет стал работать учеником токаря-фрезеровщика на кораблестроительном заводе. Играл в футбол за сборную завода и одновременно за сборную «Водника». В 19 лет пошел служить в армию. Меня отправили в Москву. Служил в инженерно-строительных войсках, а в свободное время – пел и играл в самодеятельном ансамбле. Одновременно играл за сборную по футболу Московского округа.

/upload/iblock/235/23564a02c3323a317ab7c72061cc0c0c.jpg

- Вам посчастливилось стажироваться в знаменитом цыганском театре «Ромэн» у самого Николая Сличенко. Расскажите, как вы попали в эту артистическую школ?

- Во время прохождения службы меня заметила художественный руководитель ансамбля Елена Васильевна Алексеева. Однажды она услышала, как я пою цыганские романсы и предложила мне пройти прослушивание в театре «Ромэн». Помню, как исполнил несколько цыганских песен и меня приняли в класс молодого актера и певца к Николаю Сличенко. Узнав о том, что я из Баку, он очень тепло принял меня. Говорил, что я – его земляк. Ведь его супруга Тамара тоже была бакинкой. Я стажировался у Николая Алексеевича около девяти месяцев. Это была настоящая школа цыганской музыки, где мы изучали историю этого народа, его музыкальные традиции и культуру. С большой теплотой вспоминаю то время.

/upload/iblock/41c/41cf8a7527bb1f944a7e9ce92526fed1.jpg

- Как сложилась ваша дальнейшая судьба? Вернувшись в Баку после службы в армии, вы полностью окунулись в музыку?

- Нет. Тогда на первом месте у меня был футбол. Выступал в дублере футбольной команды «Нефтчи». Имел хорошие перспективы попасть в основной состав, но судьба упорно продвигала меня по музыкальной линии. Перелом ноги закончил мою карьеру футболиста, и музыка поглотила меня всецело и бесповоротно. Однажды я пел на свадьбе знакомого и мое исполнение услышал руководитель коллектива «Мы шагаем по Баку» бакинского Мюзик-холла Георгий Степанович Какалов. Он пригласил меня в Мюзик-холл на прослушивание, во время которого я исполнил знаменитую песню «Синяя вечность» из репертуара моего любимого певца Муслима Магомаева. Георгий Степанович внимательно послушал, а после – попросил спеть цыганский романс. Он знал про мое «цыганское» прошлое в Школе Николая Сличенко. И тогда я исполнил известную композицию «Биде мангэ», после чего меня сразу приняли в один из лучших коллективов Баку. Около 10 дней мы репетировали, а потом отправились в долгие, почти полугодичные гастроли. Выступали в Москве, Рязани, Ярославле, потом были союзные республики – Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Грузия, Украина, Молдавия, Армения. И везде нас принимали овациями и цветами. А когда вернулись в Баку, узнали о новом указе «сверху» о том, что артисты без соответствующих дипломов не имеют права выступать в государственных ансамблях. Я поступил в училище им. Асафа Зейналлы на вокальное отделение. Учился у известного педагога-заслуженного артиста Азербайджанской ССР, человека с замечательным баритоном - Рамиза Мамедовича Багирова. Именно он «поставил» мне классический голос. Великолепный был преподаватель и уважаемый человек! По окончании училища меня пригласили на работу в Азконцерт солистом группы «Огни Баку». С этой группой я гастролировал по всему Советскому Союзу, выступал в Африке и в странах Восточной Европы. Вместе с коллективом Рустама Ибрагимбекова ездил с концертом во Францию. Позже мы давали концерты в Афганистане, а затем в Карабахе вместе с заслуженным иллюзионистом Азербайджана Арсаланом Галсанэ. А потом СССР распался и все изменилось…

- Развал Советского Союза пришелся на самый расцвет вашего творчества. Как изменилась ваша жизнь после этого?

- В тот период был самоликвидирован Азконцерт, о чем, мы, музыканты, мы очень сожалели. Но нужно было учиться жить и работать в новых условиях. В те годы в Баку был создан Центр русской культуры Азербайджана, куда меня на должность художественного руководителя пригласили директор Центра Светлана Николаевна Баринова и глава Русской общины Михаил Юрьевич Забелин. Я организовал эстрадный коллектив «Русское поле». Так наступил следующий этап моей творческой жизни - совмещение педагогической деятельности с выступлениями по республике, участием в многочисленных конкурсах и концертах. Участие в международном конкурсе-фестивале «Русская песня принесло мне два лауреатских диплома. А на республиканском конкурсе «Родники души» я взял Гран-при за «Лучшую песню о России» и «Лучшую песню о войне». В настоящее время я на пенсии. У меня несколько учеников, которым даю уроки игры на гитаре.

- Никогда не возникало желания переехать в другую страну и начать жизнь с «чистого листа»?

- Никогда. Ни сейчас, ни в молодости. Баку – мой родной город. Здесь – мой дом, моя семья, мои друзья-товарищи. Я объездил практически весь мир, и могу с уверенностью сказать – лучшего города, чем Баку – нет и не будет! Он навсегда в моем сердце!