AZN = 37.21 RUB
USD = 63.13 RUB
EUR = 71.35 RUB
BRENT = 65.32 USD

Эксперт об истоках и традициях праздника Новруз

Эксперт об истоках и традициях праздника Новруз

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
19.03.2019 19:43

Все последние четыре недели Азербайджан, как повелось с незапамятных времен, жил в атмосфере наступающего праздника Новруз. Знаменующие поочередно четыре главные стихии - воду, пламя, ветер и землю, они, по сути, - репетиция главного события года - прихода весны. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с доктором наук, ведущим научным сотрудником Института фольклора при Национальной Академии наук Азербайджана (НАНА) Атешем Ахмедлы, который рассказал о главных символах праздника Новруз и их значении.

атеш ахмедлы.jpg- Расскажите, об истории праздника Новруз. Почему этому празднику предшествуют четыре вторника?

- Сегодня старый год передаст полномочия новому. В этом году Новруз наступит в ночь с 20 на 21 марта в 01:58 по бакинскому времени. Именно в это время будет пройдена астрономическая точка весеннего равноденствия. Праздник воспевает возрождение и начало новой жизни. Это своего рода мифологический обряд инициации от смерти к жизни. Зимой природа спит мертвым сном, а весной она оживает и возрождается. Один из древнейших праздников возник задолго до появления ислама. Истоки Новруза уходят в шумерскую цивилизацию. Космогония шумеров отпечаталась в ритуалах азербайджанского Новруза. Так, в праздничные дни на столе обязательно должны быть крашеные яйца. Яйцо, у которого, согласно космогонии шумеров, семь оболочек - символ Вселенной. Яйцом является и наша планета, согласно тем же представлениям, - жидкий субстрат, облаченный в тонкую скорлупу земной тверди. Число «7» у шумеров было сакральным магическим числом. Числом «Творения» и числом «Высшего небесного суда». К слову, и наша планета Земля у шумеров тоже была седьмой по счету.

Вместе с нами Новруз отмечают на огромном географическом пространстве - от Македонии до Афганистана. Не зря этот один из древнейших праздников пробуждения природы в 2009 году был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО по представлению десятка стран, в том числе Азербайджана. Тогда же, решением ООН, 21 марта было объявлено Международным днем праздника Новруз, который еще называют Навруз, Наурыз, Науруз, Нооруз, Наврез - разное фонетическое звучание персидского слова, означающего «новый день», у разных народов.

Празднику предшествуют четыре вторника, каждый из которых посвящен пробуждению одной из природных стихий. Называются они «Су чершенбе» (вторник воды), «Одлу чершенбе» (вторник огня), «Торпаг чершенбе» (вторник земли) и «Ахыр чершенбе» (последний вторник). Согласно священным писаниям, Всевышний создал человека из воды и земли, «закалил» в огне и «вдохнул» него душу.

В Новруз принято зажигать свечи и костры, чтобы в вашем доме весь год было светло и тепло. Огонь символизирует Солнце. Некоторые утверждают, что этот символ дошел до нас от зороастрийцев, но они ошибаются. В зороастризме огонь - основной священный элемент. Жрецы, которые несли его в руках, прикрывали лицо, чтобы случайно не погасить его своим дыханием. Мы же прыгаем через огонь, оставляя под ногами раскаленные угли. По традиции считается, что прыжки через огонь обновляют человека и дарят ему отменное здоровье. Огонь очищает от скверны, отводит темные силы и уничтожает все проблемы и душевные невзгоды. Все плохое, что было в старом году, сгорает в пламени праздничного костра. Нужно перепрыгнуть через костер семь раз, и произносить при этом «Агырлыгым - сенде, угурлугум - менде» («Невзгоды - тебе, удачи - мне!»).

- Какие обычаи праздника Новруз люди успели позабыть, а какие пронесли через века?

- Земля совершает оборот вокруг Солнца, равный году. И точка отсчета есть переход из зодиакального знака Рыб в зодиакальный знак Овна, который и приходится на день весеннего равноденствия - 21 марта. Именно поэтому в этот день раньше к столу было принято подавать рыбу. Эта традиция до сих пор сохранилась в южных регионах Азербайджана, которые богаты рыбой. Каждый регион имеет свои особенности в кухне и тех блюдах, которые принято подавать на праздничный стол. Жители каждого региона делали акцент на том продукте, которого было вдоволь на этой земле. Но в целом существует такое поверье, что на праздничном столе на Новруз должны быть семь блюд (продуктов), название которых начинается с буквы «с». Например, «сюд» - молоко, «сябзи» - зелень, «сямяни», «сумах» и другие. Горькие продукты запрещены в это день на столе. Считается, что в первый день нового года нужно вкушать лишь сладкую пищу, чтобы весь год был хорошим, добрым, удачным. Кроме перечисленных продуктов, на столе были крашеные яйца, зажжённые свечи и зеркало. Это все символизировало начало весны.

Главный символ Новруза - перевязанная красной лентой сямяни (проросшая пшеница), которую принято ставить во главе стола, на протяжении веков остается неизменным. Хлеб, по азербайджанским традициям, издревле был отнесен к понятию «бярякят», то есть, к дарам свыше. И потому отношение к хлебу всегда было особенным, как к святыне. По обычаям, если на столе лежит хлеб, нельзя ссориться. Кстати, выпечка, которой украшают праздничный стол, тоже имеет сакральное значение. Каждый из испеченных атрибутов символизировал небесные тела, передавая его не только по форме, но и цвету. Шор-гогал - желтый и круглый как солнце, шекербура - луна, она по форме похожа на полумесяц и имеет беловатый цвет, «пахлава» по форме напоминает звезды. Слои же шор-гогала, которые напоминают спираль, символизируют нашу галактику, также имеющую спиральную форму. Семена тмина на выпечке символизируют созвездия. В свое время известный норвежский путешественник Тур Хейердал, который неоднократно бывал в Азербайджане, говорил, что праздничный стол в Новруз символизирует космос с его бесчисленными планетами, звездами и звездными мирами.

Сакральное значение скрыто также в образах главных праздничных персонажей Кёса (Плешивый) и Кечаля (Лысый). Они олицетворяют смерть и жизнь. Ритуальное театрализованное представление Кёс-Кёса как раз и есть повествование борьбы двух полюсов, столкновения двух противоположностей, рождения через смерть.

- Одно из любимых развлечений азербайджанской детворы в праздничные дни - подбрасывание шапок под двери, которые наполняют сладостями и фруктами. Расскажите об этой традиции.

- Это относительно недавний обычай. Он не несет никакой смысловой нагрузки и является, скорее, развлечением, потехой. Сто лет назад вместо шапок подбрасывали платки или широкие пояса под двери людей, чтобы взять свой «пай» сладостей. В основу этого обычая легла несколько другая, более древняя, традиция. Она называлась «кясачалды». Те, кто приходил за своей долей, олицетворяли духов умерших, которых живые обязательно должны были угостить. Они скрывали лица под черными покрывалами, ведь никто не должен был видеть «посланников с того света». В руках они несли «кяса» (чашы), которые наполнялись пшеном и овсом. Затем, «пай» сеяли в землю. Не правда ли, очень символично? И вновь - жизнь и смерть, возрождение и угасание - необратимо рядом.