AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Как возрождается освобожденная Шуша. Репортаж "Москва-Баку" (фото)

Как возрождается освобожденная Шуша. Репортаж "Москва-Баку" (фото)

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
01.08.2022 15:20

Новая школа и детский сад, отели, музеи, памятники архитектуры, торговые центры, больницы и жилые комплексы. Шуша возрождается на глазах. Полным ходом идет строительство новых сооружений, восстанавливаются объекты историко-культурного наследия Азербайджана. Корреспондент «Москва-Баку» провела три незабываемых дня в Шуше и понаблюдала за тем, как возвращается к жизни «Жемчужина Карабаха».

Шуша встречает нас солнечной погодой и свежим горным воздухом. Чистым, как стекло. Согласно исторической хронике, создатель и первый правитель Карабахского ханства Панах-Али хан, приехав в гости к правителю Барды, был приглашен им на охоту в ближайшие горы и леса. Очарованный местной природой, хан сказал: «Что за прекрасное место, какой здесь чистый и прозрачный воздух, как будто из стекла (шуша). Здесь можно основать прекрасный город». Так и случилось - по распоряжению Панах-Али хана в этом месте в 1752 году был основан город под названием Шуша, который стал столицей Карабахского ханства. В 1834 году эту версию происхождения названия города привел в своих записках российский писатель и военный историк Платон Зубов, который имел возможность общаться с современниками основания Шуши. Большой энциклопедический словарь и Институт географии РАН также называют временем основания города 1752 год.

Мы останавливаемся в отреставрированном отеле «Харыбюльбюль», названном в честь горного карабахского цветка, напоминающего соловья. Напротив - полным ходом идет стройка. В середине следующего года здесь будет возведен четырехэтажный отель и бизнес-центр. Строители улыбаются: «Через несколько лет Шуша превратится в один из красивейших туристических центров Южного Кавказа, а значит, нужно построить множество отелей и гостевых домов, восстановить инфраструктуру города».

Гудрат Мамедов родом из Баку. Ему 29 лет. Несколько месяцев назад приехал в Шушу в составе строительной группы. Говорит, чувствует гордость от осознания того, что является частью команды, возрождающей облик Шуши. «Я всегда мечтал побывать в Шуше – на родине моей бабушки Солмаз. У нас сохранились фотографии ее дома и мне даже удалось найти его здесь, в Шуше. Правда, от него практически ничего не осталось. Только две полуразрушенные стены», - рассказывает в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» Гудрат Мамедов.

В самом центре Шуши расположено здание местной исполнительной власти, напротив которой «выстроились» в ряд «расстрелянные бюсты» Узеира Гаджибекова, Бюльбюля и Хан гызы Натаван. Они были повреждены во время оккупации Шуши и, впоследствии, выкуплены и вывезены в Баку. Сегодня скульптуры вернулись в родной город.

Недалеко от Шушинской крепости можно увидеть стены некогда прекрасного дома азербайджанской поэтессы Хуршудбану Натаван. В то время это был целый комплекс, построенный на возвышенности. Известные люди часто собирались в ее доме для светских разговоров, художественных и поэтических дискуссий. В начале 1930-х годов в этом здании располагалась Шушинская детская музыкальная школа, созданная по инициативе основоположника азербайджанского вокального искусства Бюльбюля. Позднее, после капитального ремонта и реставрации здания в 1987 году, здесь начал действовать Карабахский филиал Азербайджанского музея литературы имени Низами Гянджеви Академии наук Азербайджана. После оккупации Шуши в 1992 году от некогда процветающего и красивейшего дворца остались лишь полуразрушенные стены. Со временем историческое сооружение будет отреставрировано и станет настоящим украшением Шуши. Ее восстановлением занимается Фонд Гейдара Алиева.

По дороге на легендарный «Джыдыр дюзю», расположенный на самом краю головокружительной пропасти Дашалты, возвышается восстановленный мавзолей визиря Карабахского ханства Молла Панаха Вагифа. На входе в мавзолей мы замечаем пожилую женщину. Она молится, возведя руки к небу. Ее зовут Эльмира Абышова. Ей 70 лет и большую часть своей жизни Эльмира ханум прожила в Шуше. «Я родилась в Лачине, но с юности жила в Шуше и считаю ее своей родиной. У меня шестеро детей: 3 сына и 3 дочки. Сегодня я впервые после 30-летнего расставания вновь увидела Шушу и плачу от счастья. Здесь прошли мои лучшие годы, моя молодость. Мы жили в доме с садом на улице Бирме 26. Нам удалось найти дом, правда от него почти ничего не осталось. Узнала по вишневому дереву, которое росло возле окна», - рассказывает Эльмира Абышова. Ее сын Фархад улыбается и обнимает мать: «Мама, мы все восстановим, все у нас будет хорошо! Главное – ты сможешь вернуться домой в Шушу». Фархад рассказывает, что знает каждый уголок Шуши. Ведь когда-то мальчишкой он с братьями бегал по этим улицам, гонял в футбол с товарищами. «Столько теплых воспоминаний связано с Шушой. Мы до сих пор помним всех своих соседей по именам, помним, как вместе отмечали праздники и гуляли на шумных свадьбах. Это было прекрасное время!», - говорит Фархад.

На «Джыдыр Дюзю» время словно замирает. Не слышно гула масштабной стройки и звуков автомобилей. Только щебет птиц и раскатистые крики парящих в небе орлов. С «Джыдыр Дюзю»» открывается великолепный вид на Карабах. Это, пожалуй, самое популярное место для фотографий у первых туристов, прибывающих в Шушу. Когда-то «Джыдыр Дюзю» было «полем для скачек», где соревновались знаменитые карабахские скакуны. Соревнования на этом поле устраивали несколько веков, здесь можно было увидеть лучших карабахских лошадей, что привлекало не только местных жителей, но и зарубежных путешественников. Местность «Джыдыр Дюзю» была также излюбленным местом для художников, которые запечатлели ее в своих работах.

Шагаем по шушинским улицам. На каждом доме табличка - «Мин нет», указывающая о том, что Национальное агентство Азербайджана по противоминной деятельности (АНАМА) проверило сооружение на безопасность. Недалеко слышны детские голоса и заливистый смех. Это дети азербайджанских военнослужащих играют на территории детского сада. Пюнхану Абдуллазаде 13 лет. Он, вместе с сестрой Айсун и братом Сюбханом, приехал из Билясувара на летние каникулы к отцу. «Нам тут раздолье! Чистый воздух, зеленые деревья. Играем с друзьями в футбол и в «прятки». В школе много читал о Шуше и никогда не думал, что однажды окажусь здесь», - смеется мальчик. Пюнхан мечтает стать военным, как отец. «Когда вырасту, построю тут дом и буду жить и работать в Шуше», - делится планами мальчик.

Нуре Джафаровой 12 лет. Девочка приехала к отцу из Нахчывана. «Думаю, у меня самые лучшие летние каникулы. Я всегда хотела увидеть Шушу. Здесь я нашла новых друзей, и мы отлично проводим время вместе», - улыбается Нура. После школы девочка мечтает поступить в Азербайджанский Государственный медицинский университете и хочет стать врачом. «К тому времени в Шуше построят много больших больниц, и в одной из них буду работать я», - говорит Нура.

В самом центре Шуши располагается Дом-музей Бюльбюля, внесшего большой вклад в развитие азербайджанской музыкальной культуры. Летом прошлого года здание было полностью восстановлено на личные средства посла Азербайджана в России Полада Бюльбюльоглу. Во дворе дома до сих пор растет тутовое дерево, которому без малого 151 год. Каждое утро маленький Муртуза Мешеди Мамедов (настоящее имя Бюльбюля), взбирался по его стволу и слушал пение соловьев. С раннего детства он был известен необыкновенными музыкальными способностями, за что получил прозвище Бюльбюль (в переводе с азербайджанского – «соловей»). Впоследствии певец выбрал его в качестве сценического псевдонима.
Директор Дома-музея Бюльбюля Фахраддин Гаджибейли рассказывает о том, как восстанавливали это место. «Во время реставрационных работ на стенах, выходящих на балкон, на камне под штукатуркой были обнаружены две надписи арабской вязью и изображение, символизирующее солнце. Одна из надписей отображает аят из Корана, другая указывает на дату постройки дома. Недавно обнаруженная надпись на стене свидетельствует о том, что здание было построено в 1788 году», - говорит Фахраддин Гаджибейли.

Шуша для него самого – родной город. Здесь когда-то жил его дед Муртуза. «Я родился в Агдаме и каждое лето ездил в гости к деду. Здесь, в Шуше, все знали его как «чорекчи Муртуза». Деда уважали за мудрость и трудолюбие. Это было прекрасное время! - вспоминает Фахраддин Гаджибейли, - Я верю, что очень скоро красавица Шуша вернет свой прежний облик и город зацветет. Шушинцы переедут в родные места, буду работать и созидать. И шушинская земля вновь начнет рождать таланты. Такие, как основоположник профессиональной композиторской музыки Узеир Гаджибейли, тенор Бюльбюль, азербайджанская поэтесса XIX века Хуршудбану Натаван».

В восстанавливаемом карабахском городе Шуша будут проживать от 20 до 25 тысяч человек. Такую численность населения предусматривает утверждённый новый генеральный план города. В Шуше планируется возвести 25 многоквартирных жилых дома. Этот жилой массив из шести кварталов будет иметь общую площадь 46,8 тыс. кв. м и расположится в южной части города неподалёку от каньона Джидырдюзю. Также генплан предусматривает прокладку 17,6 км новых автомобильных дорог в дополнение к 36,2 км уже имеющихся, строительство остановок общественного транспорта и создание «зелёных коридоров в соответствии с рельефом».