AZN = 38.12 RUB
USD = 64.67 RUB
EUR = 73.36 RUB
BRENT = 67.63 USD

Как живут русские молокане в Азербайджане. Фоторепортаж "Москва-Баку"

Как живут русские молокане в Азербайджане. Фоторепортаж "Москва-Баку"

Самира Кязимова, Александр Ронин    "Москва-Баку"
17.12.2018 20:15
/upload/iblock/cf0/cf0f656a1a9e25ee7ce6c1a309f099a1.JPG

Чистые улочки, аккуратные домики, свежий, словно прозрачный воздух и скромные, трудолюбивые люди. Своеобразные традиции, уклад жизни, сложившиеся в Ивановке столетиями, отличают это молоканское село от всех остальных в Азербайджане. В минувшие выходные состоялся гастрономический тур в Ивановку, организованный азербайджанским Клубом любителей-путешественников «YAY!Travel», к которому присоединились и корреспонденты «Москва-Баку».

Как отметила руководитель «YAY!Travel» Каролина Ферран, клуб был создан в 2004 году и за это время они проехали тысячи километров. Путешествие по Азербайджану началось с горнолыжных курортов Шахдага и Габалы. «Желающих принять участие в турах было так много, что пришлось увеличить направления. Сегодня Клуб любителей-путешественников знакомит бакинцев и гостей азербайджанской столицы со всеми регионами страны, организуя интересные и познавательные туры. Один из моих любимых туров - «Суфийский», который знакомит с средневековым государством Ширваншахов», - рассказывает Каролина Ферран.

/upload/iblock/b86/b86ddfb99bd736e47982feb849db3205.JPG

Мы подъезжаем к Ивановке. Село расположено в Исмаиллинском районе, в трех часах езды от Баку. Ранним утром Ивановка окутана густым туманом, сквозь который «просвечиваются» аккуратные одинаковые домики и чистые улочки. Вот – сельская школа, а это местный Дом культуры и мемориал славы, посвященный погибшим в Великой Отечественной войне жителям села. А здесь – хлебопекарня и маслобойня.

Жители Ивановки называют себя «молокане», что, как сами они объясняют, означает «питающиеся чистым, как молоко, словом Божьим». Молокане, несколько веков назад, были высланы из России за нежелание принимать российскую церковную реформу. В XVIII веке старообрядцы были сосланы в Астрахань, а в первой половине XIX века – на Кавказ, что было частью царской политики русификации завоеванных территорий. В Азербайджане у них изначально сложились добрые отношения с местным населением, так как молоканская вера во многом совпадает с исламом: свинину есть нельзя, употреблять спиртное тоже. 

/upload/iblock/14b/14b400404cc2b85fafbb57f5659382fb.JPG

Как отметил в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» пресвитер церкви духовных христиан молокан Василий Прокофьев, единственный источник вероучения у молокан - Библия. «Мы не признаем святых и таинства, у нас нет икон, священников, мы не берем в руки оружия. У нас нет привычной для православных церкви. Религиозные службы и обряды проводим в молельном доме. По воскресеньям на службу собирается вся община», - рассказывает Василий Терентьевич. Прокофьев, как и его дед и прадед, родился в Ивановке. Долгое время работал трактористом в колхозе и в церковь не ходил. «С возрастом понимаешь, что главное в этой жизни - служение Господу и гармония души», - улыбается пресвитер.

/upload/iblock/d93/d93e0f2320682515b5a144daa02345ba.JPG

Жители Ивановки отличаются особым трудолюбием и дисциплиной. Продукты из Ивановки пользуются большим спросом у бакинцев. В азербайджанской столице успешно работают несколько магазинов, в которых всегда можно купить сельский творог, сметану, соления, масло, мед, лапшу... Нерафинированное подсолнечное масло производят в небольшом маслобойном цехе. Здесь чувствуется запах семечек. Как отмечает в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» директор маслобойного цеха Василий Прокофьев, цех действует с 1970 года. «Здесь в ходу оборудование 1870 года, только привод на конной тяге переделали в электрический. Сначала в специальном комбайне отбиваем семечки от шелухи, потом на мельнице перемалываем в муку и замешиваем ее, затем обрабатываем ее до 100 градусов и в конце отправляем в ступку под пресс и выжимаем свежее масло – рассказывает Василий Прокофьев - Никаких химических примесей. Все точно так, как делали наши прадеды 100 с лишним лет назад. В месяц наш цех производит около 2-3 тонн масла, часть из которой распределяется колхозникам «на зарплату», а часть - поступает в продажу».

Сегодня Ивановка - единственный в Азербайджане колхоз. И, к слову, весьма преуспевающий. Колхоз носит имя Николая Никитина, которому в далеком 1953-м году удалось восстановить пришедшее в запущенный вид экономически слабое хозяйство. В 1958 году колхозом стал «миллионером». Николай Васильевич проработал в должности председателя долгих четыре с лишним десятилетия, и все это время хозяйство было в передовых.

/upload/iblock/6c7/6c7d9c9dad83d24e4c257a0a08358ca9.JPG

В колхозе им.Никитина и сегодня развивается промышленность. Помимо масла, в Ивановке выпускают также молочную, сельскохозяйственную и медовую продукцию. По словам заместителя председателя колхоза Василия Урюпина, в Ивановке проживают 3,5 тысячи человек, из которых половина трудятся на различных предприятиях. Среди членов хозяйства русские и азербайджанцы, белорусы, лезгины. И этот факт здесь считают самым ценным. «Когда-то наш колхоз был «миллионером» - одним из богатейших в бывшем СССР. Во время земельных реформ в Азербайджане в 1996 году мы очень переживали, что хозяйство будет разрушено. Но после встречи с общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым успокоились. Тогда Гейдар Алиевич сказал: «Были бы все хозяйства, как ваше, земельной реформы бы не потребовалось. Работайте, как привыкли, больше не беспокойтесь»», - рассказывает В.Урюпин.

Один из самых интересных пунктов гастротура в Ивановку - мастер-класс по приготовлению знаменитой молоканской лапши. Мастерицы по лапше 78-летняя Анастасия Казакова и ее дочери Марина и Татьяна, замешивают тесто и делятся кулинарными хитростями с гостями из Баку. «Молоканскую лапшу готовят вручную, практически на одних домашних яйцах. На 10 яиц нужно взять 1,5 килограмма муки и две столовые ложки соли. Никаких других ингредиентов не требуется», - рассказывает Анастасия Тимофеевна. Тесто следует тщательно замесить до нужной плотности, чтобы не прилипало к рукам, а после - раскатать в тонкие пластинки, которые подсушивают на садже. Затем высушенное тесто заворачивают в полоски и тонко «шинкуют». Процесс долгий, но за душевными разговорами и интересными историями время летит быстро. Такой лапшой угощают как на свадьбах и семейных торжествах, так и на похоронах. Варят лапшу на жирном говяжьем бульоне или на бульоне из домашней курицы. По местным правилам, «ложка в лапше должна стоять».

/upload/iblock/ea5/ea5b773371b9e1a00d7db5959a7950bc.JPG

«Однажды на свадьбу мы приготовили лапши на двести человек. На это ушло 150 яиц!», - смеется мастерица. Анастасия Тимофеевна живет в Ивановке всю жизнь. Здесь выросли ее трое детей. Дочери живут по соседству с ней, а сын в середине 90-х переехал в Россию. «Женился там, обзавелся детьми. А я никуда переезжать не собираюсь, - говорит Анастасия Казакова - здесь моя родина и мой дом».

Кандидат в мастера спорта по конкуру Елена Овчинникова родилась и выросла в Баку. С детства занималась в конно-спортивной секции, участвовала во многих соревнованиях. Елена - профессиональный тренер-преподаватель. Пять лет назад получила звание «Тренер Года» за работу в детско-юношеской спортивной школе Олимпийского резерва. Когда занялась разведением лошадей, переехала в Ивановку. «Стараюсь создать для лошадей условия, максимально приближенные к естественным», - говорит Елена. Сейчас она воспитывает молодого жеребца голштинской породы по кличке Мажор. Этому гнедому красавцу с сердечком во лбу почти два года. Он, как настоящий мажор, любит позировать, и просто обожает свою хозяйку. Елена считает себя продолжателем династии конников. Ее дочь Александра обучает детей в конно-спортивной школе в Баку, а сын Аким - кандидат в мастера спорта, тренируется в Краснодаре.

В Ивановке живут удивительные люди - трудолюбивые, честные и чистые душой. Они уверены, что только труд и вера во Всевышнего могут дать человеку истинное счастье и гармонию. И ивановцы продолжают жить на этой земле и не думают переезжать. Как и прежде работают, отдыхают, женятся, отмечают вместе праздники и дни рождения. Они искренне верят в то, что их родное село никогда не опустеет.

/upload/iblock/729/7297f29914acade5b7063c854369f509.jpg
/upload/iblock/f98/f98a4b122264d82d6bc5c406dd41c195.JPG
/upload/iblock/dac/dac4b6a9c658fb485254f3861cf4bc87.JPG
/upload/iblock/524/5248a6d5afc691a620237ac8ddb9a355.JPG
/upload/iblock/ddc/ddccf8d78ae90ad5fbdc5ba66ea671d4.JPG
/upload/iblock/4b7/4b72a4411fbef365d44a16b4f2218a83.JPG
/upload/iblock/884/8843c27a8b6a5a2c0f2ad55e740ee7dc.JPG
/upload/iblock/97e/97e5efe38a1f5ceb48fb2042c0370098.JPG
/upload/iblock/d4d/d4d11bd2b1b31df8f9c1bfcbef30186c.JPG
/upload/iblock/2b8/2b8d258828cc6ddd770d16a954a68b8d.JPG
/upload/iblock/87d/87dfa935a74f01d53967f7f6793d4b07.JPG
/upload/iblock/6fb/6fb991668f295c8815844d305dddfa4e.JPG
/upload/iblock/80f/80f69cd2aa5aeb956fd503bc5de75eb4.JPG
/upload/iblock/212/2122cb89d17749778d9662855296dd7f.JPG
/upload/iblock/27e/27eea133ea296221a2fdb0bec29d5ac8.JPG
/upload/iblock/bb6/bb63957a5e9184ca6e28bf5b46a420c2.JPG
/upload/iblock/432/4320d0f5a926bd3e2e46cb6f424e6f3a.JPG
/upload/iblock/f2c/f2c5edc98a57f5ed5e8fc0717f3898e5.JPG
/upload/iblock/4a0/4a0dbed631e18a52d842d647c834b202.JPG
/upload/iblock/0d8/0d812a0055c69692b62f396d81c4b6d8.JPG
/upload/iblock/1a8/1a84ba05057d86f0565eb95833c51a7e.jpg