AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Почему я создала "Блог мусульманки" в России (видео)

/upload/iblock/d03/d03f1c3d41907b18e5dabe3757c1cd52.png

Уже шесть лет азербайджанка Айдан Мамедова ведет свой канал «Блог мусульманки» на YouTube. В небольших видео девушка доносит до людей красоту своей религии и развеивает стереотипы об исламе. За это время Айдан вышла замуж, родила дочь и стала одной из самых популярных блогеров мусульманок не только в России, но и в Азербайджане, и Турции. В интервью порталу «Москва-Баку» Айдан рассказала, как воспринимает её блог общество, что мешает женщине-мусульманке реализоваться в профессии, и как её азербайджанской семье живется в России.

- Айдан, как родилась идея создать блог?

- Я тогда работала журналистом на информационном сайте для азербайджанской молодежи. В какой-то момент у нас появилась колонка, где можно было вести письменный блог. Первая же моя публикация под названием «Нетипичные откровения типичной мусульманки» набрала много репостов и до сих пор она гуляет где-то на просторах интернета. Последующие публикации также набирали немало просмотров, тема аудитории оказалась очень интересна. В какой-то момент я почувствовала, что в текстовом формате мне тесно, что хочется выйти на другой уровень – подключить эмоции, картинку. Так я создала YouTube канал «Блог мусульманки». Я поняла, что к этой теме есть большой интерес, и эту тему мало кто раскрывает. Я имею в виду тему повседневной жизни мусульман в России, в современных реалиях, в русскоязычном обществе. Это и стало мотивацией создать видеоблог.

- Вы рассказываете в блоге, как живут в России мусульмане, о традициях религиозных и национальных. О праздниках, что надевать девушке мусульманке, где купить правильные продукты и так далее. Это отражение тех проблем, с которыми когда-либо сталкивались вы?

- Темы, которые я отражаю в своём блоге-это самые популярные вопросы, возникающие у людей, которые интересуются исламом, либо вообще ничего о нем не знают. Часть вопросов интересовала и меня. Спектр тем обширный на самом деле. Начиная с того, ходят ли мусульманки дома в платке, и заканчивая более глобальными вопросами о том, как проходит Рамадан, какие молитвы нужно читать в этот период. Изначально я думала, что моей аудиторией будут люди, которые вообще ничего не знают об исламе. Но спустя время я поняла, что есть много людей, которые имеют знания и хотели бы их расширить. Поэтому я начала уходить в более глубокие темы.

- Какая реакция идет от ваших подписчиков в ответ. Что пишут, что предлагают, как реагируете?

- Реакция разная. Для некоторых это явилось культурным шоком, и они не стесняются писать гневные и оскорбительные комментарии. Есть те, кто осуждает и считает, что мусульманке не место в интернете, что надо быть скромнее и не выступать на публику. Но есть и те, кто поддерживает и благодарит. Очень много разных реакций. Как я реагирую? Я просто даю каждому высказаться, но я четко знаю свою линию, куда я иду и что делаю. Я читаю все, что пишут, но пропускаю через некий внутренний фильтр.

- У вас есть видео, где вы развеиваете какие-то мифы о мусульманских обычаях и традициях. Можете рассказать, например, пять самых распространенных мифа о мусульманах в России?

- В моем блоге почти каждое видео так или иначе развеивает какой-то миф или предрассудки. Что же касается пяти самых распространённых, сложно выделить. У меня на канале есть видео «ТОП 5 самых странных вопросов мусульманке», где я как раз отвечаю на эти вопросы, многие из которых задавали мне или моим подругам. Пожалуй, самый популярный из них: «нужно ли в платке ходить всегда, и в каких случаях его можно снимать?».

- Вы родились в России, в семье этнических мусульман. Как пришли в религию? Сталкивались ли с какими-то проблемами на этой почве?

-Да, я родилась в семье этнических мусульман. Я знала базовые знания, но не более. То есть я знала, что я мусульманка, но я не совсем понимала на тот момент, что быть мусульманкой-это еще и определённые обязанности, права. К соблюдению религии я пришла позже. С какими проблемами я сталкивалась на этой почве? В целом, это было время, когда даже у этнических мусульман сложилось мнение, что если человек обращается в религию, в ислам, то это какие-то первые тревожные звоночки для общества. И к глубокому моему сожалению, мои родители не восприняли мои намерения покрыться (надеть хиджаб). Это их насторожило, напугало. Я в тот момент с пониманием отнеслась к этому. И со временем мне удалось их убедить, что все в порядке, что я меняюсь только в лучшую строну. Они это заметили, успокоились. Более того, мама моя начала совершать намаз, чему я очень рада (улыбается).

- Азербайджанские мусульмане, турецкие мусульмане и, например, русские мусульмане - есть ли отличия в традициях, обрядах?

- Традиции и обряды в целом во всем мире у мусульман схожи. Потому что есть два главных праздника: Курбан и Рамадан. Есть посты в одно и то же время. То есть в целом все одинаково. Я бы сказала, что есть различия в восприятии. Например, турецкие мусульмане, у них большой опыт, они уже несколько поколений все соблюдают. Поэтому сейчас у них стадия восприятия религии, когда они оценивают поступки, и уже не цепляются к деталям. Если говорить о России, и о постсоветском пространстве, то здесь надо учесть советский период, поэтому к религии мы стали приобщаться позже. И сегодня в России, особенно у новообращенных мусульман, есть особенность: они очень много цепляются за детали. Я имею в виду такие детали, как сколько сантиметров видно запястье, прикрывать подбородок или нет. Более практикующие мусульмане делают больше упор на общение с Богом.

- Ваши родители азербайджанцы, как часто бываете на родине?

- Мои родители азербайджанцы и несмотря на то, что я родилась в России, я воспитывалась в абсолютно азербайджанских традициях. В Азербайджан мы стараемся ездить раз в год. И мне кажется, что приезжая туда, ничего для меня не меняется. Меняются лишь декорации за окном дома. То есть так же, как я веду себя в России, так же я веду себя и в Азербайджане, в плане традиций и религии. Единственное, что я могу себе позволить в Азербайджане, а в России не очень, это свободно разговаривать по-азербайджански. Вдоволь можешь пообщаться на родном языке, и это всегда радует. В России этого мало (улыбается).

/upload/iblock/48d/48df699ef0705c2a3c0a2af0f7b8f490.png

- В вашем круге общения есть люди другой религии, например, православные христиане? Как общаетесь, отмечаете ли вместе какие-то праздники?

- Среди моих подруг есть девушки, которые не являются мусульманками. И это не препятствует нам в общении. Это не мешает нам прекрасно общаться.

- У вас уже есть своя семья. Она у вас более светская или религиозная?

- Надо подчеркнуть, что светские семьи - это не значит, что они не религиозны. Можно соблюдать религиозные нормы и при этом быть светским человеком. Мне видится, что нашей семье это удается. Мы не создаем каких-то специальных условий для своего ребенка, нашей дочери. Она посещает государственный детский сад. Я могу сказать, что у нас симбиоз. То есть мы соблюдаем религию, но при этом участвуем в общественной жизни. Одно другому не мешает, при правильном планировании (улыбается).

/upload/iblock/fd1/fd1f408cf48d2e902d76f311055811df.png

- В России женщине мусульманке сложно себя реализовать?

- Пару лет назад я ответила бы, что да, сложно, но сегодня я могу точно сказать, что отношение общества к мусульманкам изменилось в лучшую сторону. И у меня есть огромное количество примеров, где девушки, будучи мусульманками в платке, смогли реализоваться в профессиональном плане. Зачастую для работодателя не важен внешний вид, ему важен КПД работника. Однако часто реализоваться женщине-мусульманке мешает её внутренний барьер. К примеру, для некоторых наличие в коллективе мужчин является проблемой. Учитывая современные реалии и к тому же, живя в России, найти такую работу практически невозможно. Вот потому некоторые так и остаются не реализованными в профессиональном плане.

- Ведете блог уже 6 лет, меняется со временем восприятие и представление о мусульманах, об исламе в России?

- Рада подчеркнуть, что представление о мусульманах в России изменилось в положительную сторону. Я это ощущаю в первую очередь на себе. Порой не бывает и дня, чтобы мне не писали: «спасибо, я изменила мнение о мусульманах», или «спасибо, я узнала больше об исламе, и мое отношение к мусульманкам изменилось». Думаю, связано это с тем, что сейчас появилось больше возможностей найти ответы на интересующие вопросы. К тому же в Инстаграм появилось много блогеров-мусульманок, которые показывают свою жизнь, раскрывают свои личности. Наконец аудитория перестала воспринимать нас, как нечто странное.

- Как проходят в вашей семье новогодние праздники?

- Некоторые мусульмане проводят этот праздник как обычный день. У нас в семье немного другой формат этого праздника. Признаюсь, этот праздник не является для нас таким важным, но у нас есть родители, которые выросли в другом обществе, в обществе, где Новый год стал доброй традицией. Из уважения к ним мы, конечно, собираемся на праздничный ужин. Чаще всего все сводится к общению и вкусному ужину. В общем, используем дарованные государством нам праздничные дни с пользой, проводя время с семьей и друзьями.