AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Поэт Юрий Энтин - "Москва-Баку": Однажды мы с Муслимом Магомаевым чуть не стали врагами (видео)

/upload/iblock/644/644b344fae145abd772bf4b781df5b34.jpg

Почти 50 лет назад на советские экраны вышел музыкальный мультфильм «По следам бременских музыкантов». Он стал продолжением первой части детского мультипликационного мюзикла. Режиссёром мультфильма выступил Василий Ливанов, автором песен поэт Юрий Энтин, композитором Геннадий Гладков. Озвучил практически всех персонажей в мультфильме Муслим Магомаев, который сразу согласился на эти роли. Об этом в интервью порталу «Москва-Баку» рассказал поэт-песенник Юрий Энтин. Также поэт рассказал почему именно Магомаева выбрали для озвучки, и почему певец отказался от большого гонорара за работу. Рассказал с каким еще азербайджанскими коллективами он работал, и за что он однажды чуть не стал врагом Муслима Магомаева.

- Юрий Сергеевич, Муслима Магомаева знали все, но не все имели возможность общаться и работать с ним. Где и как вы впервые лично познакомились с Муслимом Магомаевым?

- Я работал редактором на фирме «Мелодия», входил в художественный совет эстрадных песен «Мелодии», и одновременно был заведующим детской редакцией. Я конечно знал Муслима Магомаева, потому что он часто приходил на фирму «Мелодия». Но личной встречи у нас не было на тот момент, и дружбы как такой тоже. И вот однажды ко мне в руки, одному из первых, пришёл журнал «Кругозор», в котором я увидел заметку и пластиночку с записью пародий Муслима Магомаева. Помню, что на этой пластинке была пародия Магомаева на Шаляпина, Полада Бюльблюь оглы, и на каких-то современных тогда певцов, их я уже не вспомню. Пародии были не шуточные, а профессиональные, один в один. Я послушал и просто обалдел. Я сам с детства мечтал стать пародистом. И в свое время писал пародии для Виктора Чистяков, он выступал одно время вместе с Магомаевым. Так вот, я послушал как исполняет пародии Магомаев-это было виртуозно!

Я дал послушать эту пластинку своим соавторам по мультфильму «Бременские музыканты» Гладкову и Ливанову. Они тоже пришли в восторг. И мы решили, что будем просить Магомаева исполнить все роли в продолжении мультфильма «По следам бременских музыкантов», в надежде, что он видел первую часть и она ему понравилась.

/upload/iblock/435/435e1ee871e843174e09db3ea27149cd.jpg

Познакомится лично с Муслимом Магомаевым было непросто, потому что он скрывался от поклонников, особенно от поклонниц (улыбается). Его телефон трудно было найти, но так как я работал в «Мелодии», то мне было несложно узнать его телефон. И выяснилось, что он в это время жил прямо рядом со студией, где мы работаем. Жил он в представительстве посольства Азербайджана. В то время представителем в России тогда был его родной дядя. Было решено, что звонить Магомаеву будет Василий Ливанов. Он на тот момент уже был известным актером. Ливанову сказали, что Магомаев болеет, и никого не принимает в гости, но Ливанов каким-то образом уговорил, чтобы нас пропустили в Магомаеву. И мы приехали. Магомаев действительно болел на тот момент, он лежал к кровати, рядом с ним стояла Тамара Ильинична Синявская. Они еще не были женаты тогда, но она ухаживала за ним, давала лекарства, и очень строго на нас посмотрела, когда мы пришли.

Ливанов рассказал Магомаеву, что мы написали вторую серию мультфильма «По следам бременских музыкантов» и хотим его просить озвучить все роли. Магомаев ничего не спрашивая, просто подскочил на кровати и сказал: «Я согласен, я мечтал и жалел, что не я озвучил первую серию мультфильма. С удовольствием озвучу вторую». Вот такое было у нас личное первое знакомство с Магомаевым (улыбается).

/upload/iblock/d31/d313f069033668adef978d516650091c.jpg

Многие у нас тогда спрашивали, почему мы отказались от озвучки Олега Анофриева? Одной из причин почему мы отказались работать с ним, это тот, что он требовал, чтобы мы дали ему очень большой гонорар для того времени. Еще просил, чтобы мы платили потиражные деньги. Но в то время не было смежных прав, и артистам платили только гонорары. И если говорить откровенно, то Анофриев по воле случая спел тогда все партии в первой серии «Бременских музыкантов», а Магомаева мы принципиально звали на все партии во вторую часть, так как знали, что он великий пародист. Дальше уже Магомаев познакомился с композитором Геннадием Гладковым, тот ему сыграл все песни, и началась работа.

- И как вам работалось с Муслимом Магомаевым?

- Практически сразу став к микрофону Муслим начал работать. Мы начали мы с песни «Луч солнца золотого», которую он сделал блестяще. Нам не хотелось делать Трубадура мультяшным. Мы хотели, чтобы голос был сильным, чтобы Муслим спел своим узнаваемым голосом. Поэтому «Луч солнца золотого» он спел с ходу. 

Работая над озвучкой другого персонажа у Муслима никак не получалось подобрать голос для гениального сыщика. Гладков предложил ему попробовать спеть наждачным голосом, и Магомаев спел с первого дубля. Следующую он должен был исполнить песню короля. Но попросил Гладкова показать, как примерно должен звучать король. Магомаев сел за пульт звукозаписи и вместе со звукорежиссером Бабушкиным записали Гладкова. Потом послушал запись и сказал, что он лучше Гладкова не споет. Вот так композитор Гладков впервые запел благодаря Муслиму Магомаеву (улыбается).

/upload/iblock/ddd/ddd6a7c23481b69200be1908f7e0f214.jpg

Кстати, за озвучку мультфильма Магомаев не взял оплату, хотя тогда за эту работу полагался самый высокий гонорар. Свой отказ от оплаты он аргументировал, сказав следующее: «Платят за работу, а я не работал, я получал наслаждение. Вы мне сделали подарок пригласив на озвучку мультфильма, и если уж говорить об оплате, то это я должен вас благодарить». И это было сказано Магомаевым не в шутку, а очень твердо. Он категорически отказался от денег.

- И как он вас отблагодарил?

- Прошло время, Магомаев мне позвонил и сказал, что в качестве платы за удовольствие, которое он получил, работая над озвучкой мультфильма, он приглашает меня и Василия Ливанова на свой день рождения. Ему тогда исполнилось 30 лет. Приглашение было в гостиницу «Россия». Я тогда предупредил Магомаева, что Василий Ливанов не совсем умеет пить, и может возникнуть скандал. Но Магомаев очень серьезно мне ответил: «Я восточный человек и я вас приглашаю на день рождения. Если вы не приедете, то считайте, что я не друг ваш, а враг». И положил трубку. Я конечно растерялся, позвонил Ливанову и рассказал, что мы приглашены на день рождение. Я ужасно боялся, что Ливанов выпьет и начнет вести себя не очень правильно, и будет скандал. И вот мы сидим за большим столом, много угощения, все общаются, говорят тосты.

Среди гостей были Роберт Рождественский, директор театры эстрады Борис Брунов, он вел банкет. Пахмутова с Добронравовым были, Оскар Фельцман, директор ресторана «Баку», дядя Магомаева был, который нас и познакомил когда-то. Был среди гостей и министр культуры Азербайджана. И во время одного из тостов Ливанов не очень уважительно обратился к восточному гостю. Все замерли и мне даже стало плохо. Я думал, что сейчас начнется скандал, потому что это был министр культуры Азербайджана. Оскар Фельцман попросил меня увезти Ливанова, что я и сделал. Но перед тем как уйти я подошел к Муслиму и сказал, что я предупреждал о такой ситуация, и мне очень жаль, что так получилось. На что Магомаев ответил, что все хорошо, ничего страшного не случилось. И настолько это было искренне сказано им, что меня потрясло его либеральное отношение к высказываниям других людей. 

Надо сказать, что Василий Ливанов вернулся потом обратно на день рождения к Муслиму, извинился перед всеми, и все закончилось хорошо. День рождения прошел замечательно, мы познакомились с восточным гостеприимством. Этот подарок от Муслима Магомаева стал очень приятным для нас (улыбается).

- Можете выделить основные качества Магомаева, по вашему мнению, за которые его любили, и по которым можно было сказать-это Магомаев.

- Для меня вот эти два случая и есть ответ на ваш вопрос-каким он мне запомнился? С одной стороны, можно выделить его твердость и решительность в принятии решений. А с другой стороны он был очень милым и очаровательным человеком. И это был настолько цельный образ, что его любили за то, что он был именно таким. Кстати, не многие знают, что перед записью озвучки к мультфильму «По следам бременских музыкантов» Магомаева пригласили в ЦК КПСС, где рекомендовали ему не петь в мультфильме. Но он сказал, что будет работать в этом проекте. И еще Магомаев тогда сказал, что песня «Луч солнца золотого» будет жить вечно.

И «Луч солнца золотого» стал действительно шлягером…

- Да, это так, но к величайшему сожалению Магомаев ни разу не спел эту песню ни на одном своем концерте. О чем я очень горевал. Но песню уже при Магомаеве начали петь другие певцы. И сейчас спустя столько лет нет ни одной передачи «Голос», где бы конкурсанты не пели эту песню. А в этом году даже победителем стал участник, исполнивший в финале «Луч солнца золотого». Особенно мне было приятно, когда Эмин Агаларов приехал ко мне и попросил разрешения исполнить песню «Луч солнца золотого» на моем концерте в Крокусе. Он спел её блестяще. И особенно меня тронуло, что он спустился в зал, подошел и поблагодарил меня за то, что я создал эту песню. Это было сравнительно недавно.

- Кроме работы над мультфильмом, работали еще вместе с Магомаевым в других проектах?

- Как не жаль, но больше мы с Магомаевым не работали вместе, и не встречались на мероприятиях. Я написал много шлягеров, но приглашать Магомаева петь детские песни мне было неудобно, возможно зря (улыбается). Но я много времени проработал с известным азербайджанским вокальным квартетом «Гая», название в переводе с азербайджанского означает «скала». Я писал для них песни. Еще писал совместно с Тофиком Бабаевым песни для Батыра Закирова, он кстати дружил с Магомаевым, они были приятелями. Также я был некоторое время руководителем ВИА «Ялла» и написал для них песню «Учкудук три колодца». С Азербайджаном меня все время что-то связывало, но я не бывал там. Хотя и ребята из ансамбля «Гая» много раз звали, и Тофик Бабаев, и Полад Бюльбюль оглы приглашали в Баку. И, пожалуй, единственное, о чем я сейчас жалею, это то, что я не побывал в Азербайджане, на родине выдающегося певца и человека Муслима Магомаева. Но я очень счастлив, что мне довелось с ним работать. И воспоминания о нем, о нашем общении с ним для меня очень ценны.