AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Преподаватель Бакинской музыкальной академии Алена Инякина: Мугам – в крови каждого, кто родился в Азербайджане

Преподаватель Бакинской музыкальной академии Алена Инякина: Мугам – в крови каждого, кто родился в Азербайджане

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
25.05.2022 19:50

Более 15 лет Алена Инякина преподает в Бакинской музыкальной академии, воспитывая новое поколение азербайджанских талантов. Читает лекции на азербайджанском языке. Долгое время Алена исследует традиционную азербайджанскую музыку - народные песни, ашугские напевы и мугам. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с доктором философии по искусствоведению Аленой Инякиной, которая рассказала об особой любви к мугаму, а также поделилась размышлениями о будущем азербайджанской классической музыки.

- Вы считаете себя стопроцентной бакинкой и часто признаетесь в любви к родному городу. Интересно, как ваши предки оказались в Азербайджане?

- Они переехали в Азербайджан более 200 лет назад, еще в начале XIX века. В районе Джалилабада до сих пор сохранился дом, который когда-то построил мой прадед по маминой линии – Матвей Трофимович Духанин. Там, в селах Андреевка и Новоголовка, располагалось большое поселение русских, прибывших из Российской империи в надежде спастись от голода.

Духанины были родом из Саратова. Линия бабушки с маминой стороны с Кубани по фамилии Застрожниковы, тоже переселились в Азербайджан два века назад. Помню, в детстве дед Павел Матвеевич - часто рассказывал, что у его отца были крупные угодья земли, где он научился выращивать виноград, а также фруктовые деревья - инжир, айву, тут, груши, яблоки, абрикосы. Два его старших брата погибли в Великой Отечественной войне. Предки моего отца по линии бабушки - кубанские казаки по фамилии Гнутовы. Но они оказались в Азербайджане уже в XX веке. Построили здесь дома, работали, воспитывали детей.

Я родилась в Баку, училась в средней специальной музыкальной школе им.Бюльбюля. В нашей семье музыкантов не было. Мама по профессии инженер, посвятившая свою жизнь воспитанию единственного ребенка. Отец долгое время работал в газовой отрасли в SOCAR. С самого юного возраста я мечтала стать музыкантом и благодаря маме, которая верила в той талант и старалась его развивать, я добилась своей цели. После школы я поступила в Бакинскую музыкальную академию им. У.Гаджибейли, которую закончила с отличием. Сейчас преподаю в родном вузе. Читаю лекции преимущественно на азербайджанском языке. Я доктор философии по искусствоведению.

Я являюсь также автором ряда учебных программ, по которым ведут лекции преподаватели нашей Академии. Успеваю заниматься и научной деятельностью. Долгое время работала над исследованием традиционной азербайджанской музыки: формами развёртывания в народных песнях и танцах, ашугских напевах и мугамах.

- Почему именно мугам? Чем он вам так дорог?

- Потому, что мугам – в крови каждого, кто родился в Азербайджане. Это как определенный генетический код целого народа. Мугам сопровождает нас по жизни, впрочем, так же, как и классическая музыка. Я росла и училась на этой музыке. Что касается моего исследования, все началось со статей в международных (и отечественных) СМИ, рассказывающих о том, что мугам имеет общие интонации с некоторыми направлениями западной музыки. Мне стало интересно, и я решила серьезно заняться изучением этого вопроса. Оказалось, что между мугамом и музыкой эпохи барокко, а также творческими методами в произведениях барокко, много общего.

Я даже посвятила этой теме часть своей кандидатской работы. Позже, на ее основе, выпустила учебное пособие, которое пополнило библиотеку родной Академии. Кстати, публикация о схожести мугама и музыки эпохи барокко, вышла также в Москве – в журнале «Музыкальная жизнь».

- А с какими песнями и исполнителями у вас ассоциируется образ Баку?

- С репертуарами безгранично любимых мной Муслима Магомаева, Рашида Бейбутова и Шовкет Мамедовой. Если говорить о классической музыке, то мне близки произведения Кара Караева. Он был не только великим азербайджанским композитором, соединившим в своем творчестве музыку Запада и Востока, композиторскую традицию европейскую, русскую и азербайджанскую, но и великолепным педагогом. Кара Караев воспитал целую плеяду именитых музыкантов – Фарадж Караев, Ариф Мирзоев, Рауф

Гаджиев, Ариф Меликов, Хаям Мирзазаде, Васиф Адигёзалов, Владимир Шаинский, Октай Зульфугаров, Франгиз Ализаде, Полад Бюльбюль-оглы. Кара Караев – яркий общественный деятель. Поэтому восхищаюсь и его музыкой, и в целом этой гениальной личностью.

- Вы преподаете в Бакинской музыкальной академии. Работа приносит удовольствие?

- Раньше мне казалось, что преподавательская деятельность скучная и монотонная, но потом поняла, что это интересный творческий процесс. Каждый из моих студентов обладает талантом и у каждого все шансы стать великолепными музыкантами. У меня с ними особенная творческая связь, которая не прерывается даже после того, как они заканчивают вуз и «уходят в свободное плавание». Я радуюсь их успехам, горжусь победами на конкурсах. В числе моих учениц – солистка Центра оперного пения им. Галины Вишневской и Московского музыкального театра «Геликон-опера» Эльнара Мамедова. Я также стараюсь приобщить к азербайджанской и русской культуре иностранных студентов. Для обучения в БМА приезжают ребята из разных стран. В частности, мне приходилось работать со студентами из Турции, Ирана, Литвы и даже Мексики. Уже несколько лет к нам в Академию приезжают учащиеся магистратуры из музыкальных вузов Казахстана. Приятно отметить, что после обучения со многими мы до сих пор общаемся. Более того, ребята с удовольствием принимают участие в различных творческих проектах Азербайджана. В частности, на данный момент подготовленный студентами из Казахстана видеоролик – один из претендентов на победу в международном проекте «Пушкиниана», который организован Русским домом в Баку и Русской общиной Азербайджана. Были студенты, которые в той или иной степени владея азербайджанским языком, после общения со мной принимают решение учить русский язык. И это дорогого стоит…

- На музыкальных вечерах в Русском доме в Баку вы знакомите слушателей не только с творчеством тех или иных композиторов и музыкантов, но и делитесь интересной, и, порой, уникальной информацией. Откуда берете материал?

- Я тщательно готовлюсь к каждому выступлению, изучаю архивы, документы, отмечая самые, как говорится, «эксклюзивные» моменты, связанные с творчеством того или иного композитора. К примеру, недавно мы организовывали концерт, посвященный юбилею Дмитрия Шостаковича. Практически все слышали его произведения, но не многие знают об особой связи русского композитора с азербайджанской музыкой. О том, как сильно он повлиял на развитие азербайджанской классической музыки. Шостакович был учителем известных композиторов Кара Караева, Джевдета Гаджиева, Эльмиры Назировой, Султана Гаджибекова. В одной из своих симфоний Шостакович «зашифровал» имя Эльмиры ханум. Об этом знала лишь сама ученица Шостаковича. В середине 50-х прошлого века Дмитрий Дмитриевич даже пригласил ее на премьеру этой симфонии в Москву. Шостакович неоднократно подвергался суровым нападкам со стороны правительства СССР и его любимый ученик Джовдет Гаджиев встал на его защиту.

Во время подготовки к концерту, посвященному нашему соотечественнику, великому музыканту Мстиславу Ростроповичу, мне удалось обнаружить довольно интересную информацию. Оказывается, Ростропович активно продвигал идею благотворительности. В начале 90-х годов он вместе с супругой Галиной Вишневской основал в Вашингтоне «Благотворительный фонд помощи детям», задачей которого стало укрепление здоровья детей. За эти годы фонд поставил в детские лечебные учреждения медицинские оборудования, медикаменты и продукты питания. А в 2002 году в Баку им был создан еще один благотворительный фонд, который занимался программой вакцинации детей от гепатита B и полиомиелита. Таким образом, во время подготовки к концертам и творческим вечерам, посвященным известным музыкантам, я словно открывала их для себя заново.