AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Путин провел в Сочи встречу со студентами вузов, школьниками и преподавателями

Путин провел в Сочи встречу со студентами вузов, школьниками и преподавателями

"Москва-Баку"
22.01.2020 23:10

Фото: Kremlin.ru
Фото: Kremlin.ru

В преддверии Дня российского студенчества глава государства встретился в образовательном центре «Сириус» с учащимися ведущих отечественных университетов, показавшими высокие профессиональные и социальные достижения, школьниками, преподавателями и наставниками, сообщает пресс-служба Кремля.

В.Путин: Добрый день!

Хочу вас всех поприветствовать и… Сегодня какое число? 22-е. «21-е», – говорят. (Смех.) Как улетели куда-то.

Скоро Татьянин день, поэтому я в преддверии этого студенческого праздника хочу вас поздравить: поздравить всех студентов, всех наших учащихся различных учебных заведений и ваших преподавателей с этим праздником. И желаю вам всего самого доброго.

Я знаю, что у вас проходит конференция, она стала ежегодной, как только что мне было сказано. Вы обсуждаете самые разные вопросы.

Нам очень бы хотелось, чтобы вы как выпускники «Сириуса» двигались семимильными шагами вперёд, чтобы ваши личные планы и надежды личностного, профессионального роста совпадали с трендами развития страны. Я уже не первый раз встречаюсь с теми, кто в «Сириусе» учится, знаю, что, как правило, так оно и есть. Это очень важно для нас всех: для вас, для вашего успеха, для страны важно. Потому что то, что сейчас происходит – вы лучше, чем я, можете, наверное, рассказать каждому, что происходит в мире инноваций, в мире технологий, перед какими вызовами стоят практически все страны мира и наша страна тоже. Очень важно, чтобы эти вызовы мы прошли легко, с удовольствием и с максимальным результатом.

Мы в ближайшее время планируем провести и Совет по науке, и президиум Госсовета, посвящённый той же самой теме – развитию науки, инноваций. Сделаем это совмещённо, будет большое количество моих коллег из регионов, из числа членов нового Правительства, из специалистов. Мы пригласим туда и представителей студенчества, научной среды. Кстати говоря, у нас наука молодеет, что меня очень радует. Будем обсуждать все темы, которыми вы занимались и занимаетесь сейчас.

Поэтому я воспользовался этим случаем, когда вы проводите эту конференцию (много приехало сюда молодых людей, ваших преподавателей), чтобы поговорить на темы, которые вас волнуют, в надежде на то, что я смогу это использовать, и буду иметь это в виду, когда мы будем проводить эти совмещённые крупные мероприятия, для того, чтобы корректировать нашу политику в области науки и образования.

На этом вступительное слово закончено, давайте перейдём к обсуждению предложенных тем.

Пожалуйста.

Е.Шмелёва: Владимир Владимирович, если можно, тоже такое небольшое вступительное слово от нас.

Эта конференция действительно стала ежегодной, проводится она уже в четвертый раз, и на нее мы всегда приглашаем выпускников «Сириуса». Вернее, выпускники «Сириуса» сами себя мыслят, в том числе, и педагогами. И появилась идея создать ассоциацию выпускников «Сириуса», которая могла бы заниматься, в том числе, работой с ребятами, которые идут вслед за теми, кто выпустился, кто пошел решать большие задачи, большие вызовы. И, таким образом, мы первоначально оттолкнулись от идеи этой ассоциации.

Второе – мы пригласили наших получателей грантов, которые учатся по педагогическим специальностям, являются педагогами уже, работают в «Сириусе» в том числе. Пригласили их, пригласили их наставников, которые работают на профильных программах: преподаватели в школе профильных дисциплин и классные руководители здесь тоже находятся в зале.

Мы сегодня обсуждали и большие вызовы, обсуждали национальные задачи, национальные приоритеты, и, конечно же, задачи, которые прозвучали в Послании. И ко всему этому хотели отнестись с точки зрения того, что мы предлагаем, как мы видим участие ребят и как мы понимаем те задачи, которые сегодня стоят в первую очередь перед образованием. Хотя, конечно, у нас присутствует, и тоже мы подготовили небольшой такой обзор, что бы мы предложили с точки зрения спорта, науки и искусства. Это те направления, в которых «Сириус» уже, мне кажется, показал состоятельность всех программ и показал свое видение, как мы готовы это развивать.

Формат «открытого микрофона», я знаю, всегда, но у нас есть три-четыре таких направления, которые хотели бы представить, если можно.

В.Путин: Пожалуйста.

Е.Шмелёва: Ребята, давайте тогда начнем, наверное, с образования. У нас Иван, Алексей, Дарья – давайте тогда попробуем обобщить то, что было. Нам было сложно, потому что сегодня у многих сессия закончилась, прилетели, но тем не менее.

Пожалуйста, коллеги.

А.Маклаков: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!

Меня зовут Маклаков Алексей, я из Челябинской области, город Магнитогорск. Обучаюсь на четвертом курсе в Магнитогорском государственном техническом университете имени Григория Ивановича Носова. Моя специальность педагогическая – «Русский язык и литература».

Сегодня в контексте образования на нашей площадке, которую мы обсуждали, действительно, я поддерживаю мысль, озвученную Еленой Владимировной, о создании ассоциации выпускников «Сириуса». И смысл этой ассоциации в том, что выпускник «Сириуса» потенциально может стать амбассадором этого образовательного центра.

Смысл продвижения идей «Сириуса» в том, чтобы выпускник в своем регионе или в соседнем регионе рассказал о своем опыте, как он обучался в «Сириусе», какие знания он приобрел, какие ценности он для него транслировал. И помогать решать те самые глобальные задачи, те самые приоритетные направления в развитии страны, которые Вы озвучили в своем недавнем Послании Федеральному Собранию.

И у нас возникло такое предложение, что мы создаем действительно информационный портал, посвященный выпускникам «Сириуса». Самое главное, чтобы местные власти, региональные власти помогали выпускникам «Сириуса» продвигать идеи в школы и в университеты, то есть рассказывать, что есть такой центр «Сириус». Потому что одна из задач «Сириуса», мы знаем, – это максимальный охват и вовлечение российских школьников.

Мне бы хотелось узнать Ваше видение. Как бы Вы видели работу ассоциации выпускников «Сириуса» в рамках приоритетного направления «Образование»?

В.Путин: Идея хорошая. И цели, которые Вы ставите перед собой, тоже благородные.

Мы с вами и я сам стараюсь это сделать. Во-первых, я «Сириус» придумал, а во-вторых, стараюсь продвигать эту идею в регионы. У нас уже в 56 регионах, по-моему, работают региональные «Сириусы» – не в таком масштабе, конечно, но, тем не менее, мне кажется, что двигаемся мы в правильном направлении. То есть мне что приятно – что появляются не просто люди, которые являются потребителями этой услуги – работы с молодыми и перспективными, талантливыми ребятами, – но и те, которые готовы продвигать саму по себе эту идею. Это значит, что у нас команда, численность увеличивается, и мы уже не начинаем «с центра поля», мы уже «в атаке».

Но вы сказали: «Мы будем рассказывать». Возникает вопрос – кому рассказывать, кто вас будет слушать и какая будет реакция? Поэтому здесь нам нужно с вами объединить усилия. И я попрошу и Министра нового (хочу представить: прошу любить и жаловать – наш новый Министр просвещения [Сергей Кравцов]), который тоже должен эту идею поддержать на уровне ведомства, работая с регионами.

Будем продвигать эту идею, это замечательно, так и нужно делать. У нас ведь кроме системы «Сириус», региональной, которая возникает, у нас же много других направлений поддержки творчества молодых. Всякие технопарки молодежные и так далее. Мне кажется, что нужно пошире посмотреть и использовать все формы, которые можно использовать, для того чтобы поддержать ребят, которые хотят, могут и должны использовать все эти формы для своего профессионального роста.

А.Маклаков: Спасибо, Владимир Владимирович.

Можно еще воспользоваться случаем – просто запрос от всех студентов, от многих коллег и студентов педагогических направлений.

Сегодня у нас существует очень много конкурсов профессионального мастерства для педагогов. Но в категории участников – чаще всего действующие педагоги, только действующие. А для студентов конкурсов профессионального мастерства (я проанализировал и сам где участвовал) только два, один из них – это олимпиада «Я профессионал», которая входит в платформу проектов «Россия – страна возможностей», которую Вы лично курируете.

Можно ли сейчас в действующие конкурсы, например, «Учитель года» или, например, «Учитель будущего», который недавно вышел, включить раздел для студентов педагогических специальностей и, может быть, просто для студенческого сообщества? Потому что хочется работать на свое творческое портфолио, повышать профессиональное мастерство еще на этапе обучения в вузе.

В.Путин: Можно, мы обязательно подумаем. В голову просто никому не пришло. Вы потому и выпускник «Сириуса» – Вам приходят такие светлые идеи. Обязательно подумаем, постараемся реализовать, ладно?

А.Маклаков: Спасибо, Владимир Владимирович.

В.Путин: Спасибо.

Д.Рудакова: Здравствуйте, Владимир Владимирович.

Меня зовут Рудакова Дарья, я студентка второго курса Санкт-Петербургского государственного университета, направление «Свободное искусство и науки».

В.Путин: Какое направление?

Д.Рудакова: «Искусство и гуманитарные науки», если точнее.

В.Путин: Декан сейчас кто у вас там?

Д.Рудакова: Кудрин.

В.Путин: А, Кудрин. А что он понимает в искусстве? (Смех.) С Гергиевым дружит, это хорошо. Ладно, я шучу, а то обидится. Алексей Леонидович все понимает во всех науках. Корифей

Д.Рудакова: Это модель Liberal Arts, поэтому такое странное название.

Я хотела бы акцентировать внимание на педагогах и, в частности, на повышении статуса педагога, на повышении уважения к педагогу среди населения. Хотелось бы какими-то методами вырабатывать среди подрастающего населения, среди родителей вот это правильное отношение к учителю.

Кроме того, возможно, есть проблемы с обеспечением материальными условиями для педагогов, то есть условиями в школах. И также мы считаем…

В.Путин: Какие условия? Дарья, какие условия в школах? Ты не волнуйся, скажи.

Д.Рудакова: Чтобы была комфортная атмосфера для педагога, чтобы педагоги шли, например, не в бизнес, а чтобы они шли в школу, чтобы у них было желание работать в школах.

В.Путин: Что я должен для этого сделать? Повысить заработную плату.

Д.Рудакова: Хотелось бы, чтобы у молодых кадров, таких как выпускники «Сириуса», было стремление идти в педагогику, и чтобы для этого в школах были созданы все условия.

В.Путин: Даша, это, действительно, как бы я в шутку сказал, но шутки шутками, а это серьезный вопрос: это, прежде всего, повышение уровня доходов.

Д.Рудакова: Конечно.

В.Путин: Вы знаете, я уже неоднократно говорил об этом, но скажу еще раз: не так просто было пробить в свое время решение о том, что уровень доходов, заработной платы не должен быть ниже, чем в среднем по экономике в регионе. И у нас в общем и целом, наверное, за каким-то небольшим исключением, это получилось.

У нас, смотрите, в 2000 году заработная плата учителей была примерно 62 процента с небольшим от экономики в регионе в среднем. В 2009 году – 74 процента с небольшим от заработной платы по экономике региона. Сейчас почти везде – 100 процентов, в некоторых – чуть-чуть побольше. По-моему, в 15–16 регионах – от 95 до 100 процентов. Ниже всего, кстати говоря, в Мурманской области – 95,3 процента от заработных плат по экономике региона. Но я думаю, что и Мурманская область должна подтянуться, наверняка губернатор услышит и отреагирует.

То есть в принципе движение вперед есть. Наверное, оно недостаточное, нужно думать о том, как двигаться дальше. Вы знаете, сейчас мы будем еще доплачивать из федерального бюджета за классное руководство по пять тысяч.

Потом, чуть позднее (сейчас скажу очень аккуратно, чтобы не пугать Татьяну Алексеевну [Голикову]), нужно думать о том, как вообще во всей социальной сфере постепенно внедрять так называемую отраслевую систему оплаты труда, то есть укреплять составляющую, связанную с окладом, так, чтобы выплаты всякие компенсационные и стимулирующие не терять. Хотя структура заработной платы в сфере образования отличается от, скажем, медицины, потому что здесь нет ночных дежурств, нет вызова к пациентам и так далее, но все равно общие принципы надо внедрять. Аккуратненько, но мы будем это делать обязательно.

Но что, на мой взгляд, не менее важно, особенно для таких творческих людей, как преподаватели (а это, конечно, люди с творческим началом) – это престиж в широком смысле слова. В обществе надо, конечно, воспитывать бережное отношение к учителю и уважительное отношение к учителю. Вот это чрезвычайно важно.

Но это наша общая задача: это задача и государства, средств массовой информации, общественных организаций. Надо продвигать этот позитивный контент уважения к учителю, преподавателю. Ничего не может быть важнее родителя и учителя.

Д.Рудакова: Это точно, спасибо большое.

В.Путин: Пожалуйста.

В.Ретинский: Здравствуйте.

Ретинский Вадим, студент второго курса факультета математики Высшей школы экономики.

Скорее, я хотел добавить, что нужно не только повышать зарплату учителям, но и больше помещений отдавать. То есть иногда хочется остаться после занятий, а не бывает свободных кабинетов.

На примере своего вуза я хотел сказать, как хорошо можно сделать атмосферу. Мне очень нравится учиться в моем вузе, там на каждой стене есть доска, то есть просто проходишь – можешь обсудить с другом или с преподавателем все, что тебе придет в голову. То есть атмосферу действительно можно сделать хорошей. В нашем вузе, я считаю, ее сделали хорошо, и надо сделать везде.

В.Путин: У вас замечательный ректор. Мы с ним стараемся все делать для того, чтобы ваш вуз развивать. Он растет, но атмосфера от этого не меняется в худшую сторону – наоборот, улучшается. Я очень рад, будем и дальше поддерживать.

Э.Смолкина: Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Я Смолкина Элина, студентка МГУ, факультет фундаментальной медицины, отделение фармации.

В.Путин: Года три назад открылся у вас, да?

Э.Смолкина: Нет, он у нас уже давно, лет десять уже «Фармация» существует. А что касается «Лечебного дела» – лет 25.

У меня есть два вопроса-предложения.

Первый. Хотелось бы начать с благодарности. Я узнала о том, что мой лицей, который я окончила, включили в список школ и лицеев, получивших сотрудничество с РАН (Российской академией наук). И выступаю с таким предложением: почему бы не увеличить строительство интернатов рядом с такими лицеями в регионах, для того чтобы они функционировали более эффективно, по типу СУНЦ, которые есть в Москве и при других университетах, при МГУ. Это увеличит доступность образования для региональных центров.

В.Путин: Хорошая идея, согласен. Но надо, чтобы эти учебные заведения там были, в регионах.

Э.Смолкина: Есть зачатки, зарождающиеся лицеи с очень талантливыми преподавателями, которые консолидируются в одном месте, и со всех прилежащих поселков городского типа и других мест туда приезжают. Это очень большие затраты на дорогу, это время, и очень тяжело людям в этом плане.

И второй вопрос – предложение по актуализации устаревших учебных планов медицинского образования.

В.Путин: Вы считаете их устаревшими? В том числе в МГУ?

Э.Смолкина: Нет. Я считаю, что наши преподаватели, как могут, обеспечивают нам актуализацию знаний, но также возможно внедрить заграничную практику с обязательным условием возвращения студентов.

Таким образом, мы получим возможность актуализировать знания.

В.Путин: Мы с Виктором Антоновичем [Садовничим] поговорим обязательно на эту тему.

По-моему, практика заграничных стажировок тоже присутствует, она есть в очень многих вузах: и к нам приезжают, и наши студенты ездят. Мне эта тема очень хорошо знакома, я же был помощником ректора Петербургского университета по международным связям, несколько лет проработал в Петербургском государственном университете помощником ректора именно по этому направлению.

Эта тема старая, не новая, известная, ей давно государство занимается. Мы и дальше это будем делать. Сейчас это делать легче, свободнее.

У МГУ очень много связей в хорошем смысле этого слова. Они эффективно эти связи используют, я имею в виду со своими коллегами за границей.

Поэтому это будет развиваться и дальше. Мы будем и с уровня Правительства поддерживать, и сами вузы активно это развивают дальше.

Что касается медицинского направления, то и к нам ездят с удовольствием по некоторым направлениям, скажем, по кардиологии. Но всегда незазорно поучиться у наших коллег. По некоторым направлениям нам есть чему поучиться, особенно в медицине, это совершенно очевидно. Но я так понимаю, что Ваш вопрос еще в оснащении соответствующим образом, да?

Э.Смолкина: В оснащении, и особенно как это обеспечивается на производстве – на производстве за границей, например, в отделах разработки: что там есть и как мы это можем применить у себя. В плане фармации это действительно очень актуально.

В.Путин: Да, Вы знаете, наверное, Вы правы. Сейчас по инженерным специальностям, по техническим мы уже, не могу сказать, что все сделали, но, во всяком случае, тренд такой создан постоянного контакта между рынком труда и теми, кто готовит специалистов для определенных отраслей. Может быть, в гуманитарной сфере, и, прежде всего, в медицине, нужно это как-то усилить соответствующим образом. Поговорим в Правительстве, обязательно скажу об этом коллегам.

Э.Смолкина: Спасибо большое.

Т.Голикова: Мы приняли в декабре закон, еще не успели его реализовать, дорогие друзья, сейчас приступим к реализации и подготовке подзаконных актов, где практику можно проходить на производстве, учась в высшем учебном заведении, чего раньше не было.

Э.Смолкина: Спасибо.

В.Путин: Не успели сказать – уже все сделали.

Пожалуйста.

И.Хусаинов: Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Хусаинова Ильдар Юрьевич, школа 1034, Москва.

Пока находимся в теме образования, хотел бы заметить, что, действительно, Вы в Послании начали с социальной сферы, большую роль этому выделили.

Хотел бы коллегам сразу же сказать, что, приходя в профессию педагога, пользуйтесь профессиональными конкурсами. И такие существуют, как только вы начинаете работать: «Педагогический дебют», «Молодые педагоги – московскому образованию» или аналогичные. То есть действительно такие возможности есть. И на сегодняшний день педагог окружен большим количеством этих возможностей: городская инфраструктура, взаимодействие различных сфер культуры, спорта – действительно интересно работать.

Но, в свою очередь, это и порождает новые задачи, новые вызовы, так скажем, трудности, от слова «труд», например, компетенции новые. Ведь современное поколение новые формирует вызовы, новые компетенции. Допустим, «психолог детского коллектива» – вряд ли есть в вузе такая дисциплина, которой обучают. Это как пример такой компетенции.

И, собственно, про ассоциации сегодня говорили, а в тему ассоциаций хотелось бы следующее сказать. Мы представляем классных руководителей Москвы, в Москве существует ассоциация классных руководителей. И в сообществе вообще рождаются новые идеи. Трудности, с которыми сталкивается педагог или классный руководитель, решаются в сообществе, сообща, всегда так было и есть. Поэтому в ассоциации решаются такие проблемы.

У меня в связи с этим такой вопрос-рассуждение. Представьте, что в нашей стране появляется конкурс классных руководителей, всероссийский конкурс. В нем участвуют соответственно классные руководители по всей нашей стране. Вопрос: как Вы думаете, кто должен войти в большое жюри этого конкурса?

В.Путин: Уважаемые люди России. Я серьезно говорю. Те, которые являются безусловным авторитетом для этого сообщества. Потому что если будут выбирать лучших классных руководителей, то ни у кого не должно быть сомнений, что это объективный выбор. А объективно могут решить этот вопрос только те, кто сами в этом хорошо разбираются.

Если мы такой конкурс организуем, а, видимо, об этом стоит вопрос, то уж точно подберем людей достойных, мнение которых будет уважаемо.

И.Хусаинов: Разрешите уточняющий вопрос?

В.Путин: Пожалуйста.

И.Хусаинов: Входят ли в него дети?

В.Путин: Дети? Знаете, когда мы говорим про услуги, все обижаются: врачи обижаются, что у них не медицинские услуги, педагоги – что у них не образовательные услуги. Но это же условно мы говорим, что это «услуги». Поэтому «потребители услуг» – дети в данном случае, но надо подумать. Нет ответа на этот вопрос прямо немедленно.

Конечно, мнение детей очень важно, но возможно ли их использование в конкурсных комиссиях – не знаю, потому что все-таки оно будет совсем индивидуально. А Вы как педагог, преподаватель знаете, что мозг ребенка созревает постепенно, и это зависит от возраста, поэтому надо понять еще, какие дети. И не уверен, что на детей всех возрастов можно переложить этот груз ответственности за принятие решения.

Но в целом, конечно, во всяком случае, старшеклассники точно, наверное, могут.

Е.Шмелёва: Коллеги, вы мне дали право иногда вмешиваться и представлять все направления. А в «Сириусе» у нас равно представлены спорт, наука и искусство. И у нас есть выпускники, которые работают с наставниками. Если не возражаете, давайте перейдем, например, к спорту.

Варвара, Аня представляют свою группу, олимпийские чемпионы и выпускники «Сириуса».

А.Негашева: Пока не олимпийские.

Здравствуйте, Владимир Владимирович. Меня зовут Негашева Анна, город Екатеринбург, я студентка второго курса Уральского федерального университета, факультет «Международные отношения».

Я бывший член команды по синхронному фигурному катанию «Юность». Здесь присутствуют и другие члены команды, а также наши тренеры: Наталья Михайловна Санникова и Елена Вадимовна Мошнова, вот там они сидят.

Мы работали в группе спортсменов и выделили следующие проблемы, которые могут быть решены на государственном уровне.

Первая из них вытекает из национальных интересов России. Это медицина и здравоохранение, конкретно – спортивная медицина. Необходима организация отделений спортивной медицины при существующих медицинских учреждениях, а также создание новых. То есть речь идет о диспансерах, потому что далеко не во всех регионах нашей страны это развито на необходимом уровне.

Вообще, необходимо активизировать сотрудничество науки и спортивного опыта – это и спортивная медицина, это психология, это менеджмент – для достижения наивысших спортивных результатов Российской Федерации.

Необходимо увеличить количество организаций, где можно получить лицензию тренера по тому или иному виду спорта, а также улучшить качество их работы.

И последнее, пожалуй, самое главное. Заканчивая спортивную карьеру (чаще всего это происходит на юниорском уровне, особенно в видах спорта неолимпийской программы), при поступлении в вузы мы сталкиваемся с некой несправедливостью, что за индивидуальные достижения мы не можем получить дополнительные баллы, то есть мы не обладаем такой же возможностью, какой обладают спортсмены олимпийских видов спорта.

Из этого вытекает вопрос: можно ли уравнять возможности спортсменов неолимпийских видов спорта, имеющих высшие спортивные достижения всероссийского и международного уровней, со спортсменами олимпийских видов спорта.

В.Путин: Речь идет о поступлении в вуз?

А.Негашева: При поступлении в высшие учебные заведения, да.

В.Путин: При поступлении в высшие учебные заведения все-таки главный критерий – знания, а не спортивные достижения. Это все-таки должно быть главным критерием.

Если, тем не менее, какие-то преференции есть (я, честно говоря, даже об этом не знаю), то это делают или было сделано наверняка для того, чтобы привлечь внимание к медальным видам спорта, это понятно. Наш Олимпийский комитет и Министерство спорта – все стремятся к тому, чтобы Россия была наиболее ярко представлена в тех видах спорта, которые представлены в олимпийской программе. Объяснять не нужно, понятно, почему.

Но в целом я считаю, что Вы правы: если уж есть какие-то преференции, они должны распространяться на все виды спорта, в том числе и на неолимпийские, во всяком случае, те, которые сегодня олимпийскими не являются.

Мой вид спорта, с которого я начинал, – борьба самбо – не олимпийский, но это база всегда была. Может быть, сейчас этого нет, потому что дзюдо развивается самостоятельно, но в свое время это было базой для достижений в области олимпийского вида спорта – дзюдо. Потому что у нас дзюдо только начиналось, а самбо уже много лет существовало. Так же и по другим.

Потом, у нас есть свои национальные виды спорта в регионах Российской Федерации, в республиках национальных есть национальные виды спорта, и это мы, безусловно, должны поддерживать. Они не меньшее для нас значение имеют, чем олимпийская программа. Поэтому я с Вами согласен, надо будет на это посмотреть.

Что касается спортивной медицины, то это чрезвычайно важное направление и для того, чтобы поддержать здоровье спортсменов, и для того, чтобы добиваться лучших результатов. Но это не значит, что у нас, как в некоторых странах, все лыжники страдают хроническими заболеваниями и с разрешения WADA употребляют фактически запрещенные для других спортсменов медицинские препараты и получают явные конкурентные преимущества. Это не значит, что наша медицина должна растить таких спортсменов изначально, выдавая им справки прямо в детских и юношеских спортивных школах. И потом их так и ведут дальше до олимпийских медалей.

Но если в широком смысле посмотреть, то, конечно, спортивная медицина – это, безусловно, часть медицины, но она имеет свою специфику, это совершенно очевидно, потому что нагрузки очень большие у спортсменов. Здесь очень важно следить за здоровьем, причем во всех его компонентах.

Я знаю, что это такое, это эффективно работает. Я сам всю свою спортивную жизнь всегда пользовался услугами именно спортивной медицины. В Ленинграде у нас был спортивный диспансер, мы только там и обслуживались, и это было очень удобно. И специалисты были подобраны соответствующие, они понимали специфику работы со спортсменами, у них было соответствующее оборудование, препараты и так далее.

Поэтому в целом мы в последнее время предпринимаем необходимые шаги в этом направлении. Будем их делать и дальше. Вы правы абсолютно. Будем работать.

А.Негашева: Спасибо.

В.Скорынина: Добрый вечер, Владимир Владимирович!

Меня зовут Скорынина Варвара, я студентка четвертого курса направления «Психология» Уральского федерального университета.

Хотела бы сказать в дополнение к Ане несколько слов, что со своей стороны в качестве инициативы мы, спортсмены, готовы делиться знаниями, энергией и опытом, которые мы приобрели за годы нашей спортивной деятельности, с подрастающим поколением, готовы…

В.Путин: Они уже выросли. (Смех.)

В.Скорынина: В какой-то степени, наверное, да.

В.Путин: А у вас какой вид спорта?

В.Скорынина: Фигурное катание, мы одна команда.

А также применять эти знания в смежных областях, например, в психологии спорта, Аня говорила, в медицине спортивной, в журналистике и так далее. Также мы готовы популяризовать спорт на личном примере или с помощью социальных сетей, которые сейчас набирают популярность на самом деле. И конечно, мы считаем тоже важным моментом то, что мы готовы участвовать и помогать в организации мероприятий спортивных для лиц с ограниченными возможностями здоровья в качестве волонтеров. Сейчас волонтерская деятельность достаточно важная.

В.Путин: Здорово.