Более 20 лет Лариса Тарусова возглавляет театр-студию «Гюнай» при Бакинском детском и молодежном театре. Все эти годы ее воспитанники зажигают сердца зрителей своими искренними эмоциями и завоевывают главные премии на международных фестивалях. «В каждом ребенке есть свой талант, который нужно раскрыть», - считает Лариса Викторовна. В беседе с корреспондентом «Москва-Баку» член Союза театральных деятелей Азербайджана, руководитель театра-студии «Гюнай» Лариса Тарусова поделилась секретом успеха детского творческого коллектива и рассказала, с чего все начиналось.
- Лариса Викторовна, расскажите о вашем детстве. Откуда такая любовь к театру?
- Я родилась в прекрасной Гяндже, городе, который навсегда остался в моем сердце. Мой отец работал секретарем Горкома Азербайджанской ССР и его направили в Гянджу. В этом теплом, гостеприимном уголке Азербайджана я провела первые десять лет жизни. Хотя мои родители, бабушки и дедушки - коренные бакинцы. Дед по отцовской линии перебрался в Азербайджан во времена нефтяного бума в начале XIX века и даже работал на промыслах у Нобеля. И, тем не менее, именно Гянджа стала для меня настоящей родиной. Воспоминания о ней - самые светлые и трогательные: прогулки по улицам, первые уроки музыки. Я люблю этот город всей душой - он теплее, роднее, чем любой другой. Конечно, я возвращалась туда позже: и с коллективом театра и одна. Первым делом всегда иду в Дом офицеров, куда мама водила меня маленькой на танцы. С театром «Гюнай» мы дважды гастролировали в Гяндже и выступали именно на сцене того самого Дома офицеров и Гянджинского государственного драматического театра. Наш старый дом стоял напротив Главпочты, на улице Джапаридзе, 50. Там я училась в музыкальной школе, осваивала фортепиано - эти годы заложили фундамент моей любви к искусству. После школы поступила в музыкальное училище им. Асафа Зейналлы, а затем - в Бакинскую музыкальную академию им. Узеира Гаджибейли по классу фортепиано. Это образование дало мне солидную базу, где я научилась не только технике, но и глубокому пониманию гармонии и эмоций. Свой первый педагогический опыт получила во Дворце культуры им.В.И.Ленина, расположенном в поселке Баилово. Именно там зародилась первая в Азербайджане детская эстетическая студия, где я проводила различные развивающие занятия: мы ставили спектакли, пели, танцевали, раскрывая творческий потенциал детей. Позже меня назначили руководителем Детской эстетической студии «Гюнай», созданной при концертном комплексе «Зеленого театра». Для меня это был поворотный момент - от педагогики к настоящему театральному творчеству.
- А как появился театр «Гюнай»?
- Театр «Гюнай» родился в 2003 году, и это было настоящим волшебством. Провели кастинг, набрали талантливых ребятишек, которых обучали актерскому мастерству и азам импровизации, знакомили с основами хореографии и вокала, вместе ставили спектакли. Однажды наше выступление увидел известный режиссер, ныне покойный народный артист Азерпаша Нейматов, который в то время возглавлял Союза театральных деятелей (СТД) Азербайджана. Это был добрейшей души человек, которого я всегда буду считать «крестным отцом» нашего театра, чью важную роль в его создании трудно переоценить. Азерпаша Нейматову понравилось, как наши маленькие артисты держатся на сцене, и он предложил нам принять участие в театральном фестивале. Времени на подготовку было мало, но мы справились. В сжатые сроки подготовили два спектакля: «Семь красавиц» и «Ромео и Джульетта», с которыми и выступили на фестивале и, представьте, были удостоены звания лауреатов. Азерпаша Зафарович всегда относился к нашему коллективу с отеческой заботой и высоко ценил мою работу, удостоив меня медалью «Профессионал». Сегодня с такой же теплотой к нам относится народный артист Азербайджана, председатель СТД Гаджи Исмайлов. Три года назад, когда театр «Гюнай» отмечал свой 20-летний юбилей, Гаджи Меджидович наградил нас почетной грамотой Союза театральных деятелей Азербайджана «За заслуги в развитии национального театрального искусства». А в 2023 году я получила международную медаль «Симург»! В этом году Союз театральных деятелей удостоил меня еще одной медали за заслуги. Мы продолжаем активно участвовать во всех республиканских мероприятиях, с успехом представляем Азербайджан на международной арене и собрали множество престижных наград.
- Театр «Гюнай» прошел не только проверку временем, но и выпустил огромное количество одаренных учеников. Поддерживаете ли связь с ними?
- Первым актерам нашего театра сейчас уже под 30 лет - они выросли на моих глазах. С многими я до сих пор в теплом общении: звонят, пишут, делятся воспоминаниями. Некоторые разъехались по миру, но даже издалека они помнят наши совместные репетиции и спектакли. Это связь на всю жизнь. Лейла Муршудова заканчивает IV курс Российского Государственного института искусств, Иван Телегин в этом году поступил в Российский институт театрального искусства, Сертаб Салманлы, Лейла Алиева и Рияд Гусейнов учатся на IV курсе Азербайджанского государственного университета культуры и искусств. Еще одна моя воспитанница Гюляр Магеррамова закончила этот вуз и в настоящее время работает в Бакинском театре для детей и молодежи, которым руководит заслуженный артист Азербайджана Интигам Солтан. Некоторые ребята из нынешнего состава также собираются поступать в профильные вузы. К слову, бывало, сначала некоторые родители настаивали на более «практичной» специальности: одна выпускница закончила Бакинский государственный университет, другая - Национальную академию авиации. Девочки благополучно получили дипломы и… вернулись в театр. Это доказывает: любовь к сцене сильнее всего.
- Как проходит набор в театр? Что вы ищете в детях?
- Набор проходит через кастинги, которые я организую лично. Главное - талант и искреннее желание выходить на сцену. У меня есть ребята, которые пришли в 5-6 лет и до сих пор с нами, уже заканчивают школу. Кто-то остается надолго, а кто-то уходит, но в каждом остается частичка театра. На кастинге я смотрю на эмоциональный потенциал, на способность самовыражаться. Я всегда говорю: «Не заучивайте стихи механически - покажите, как вы их чувствуете!». Каждый ребенок талантлив по-своему. Природа наделила детей чувствами и способностями, и моя задача - помочь им расцвести. Для меня самый важный критерий - насколько ребенок хочет заниматься сам. Это львиная доля успеха, именно от этого зависит, прозанимается ли он два месяца и бросит или останется с нами надолго.
- Какая постановка является визитной карточкой театра «Гюнай»?
- Без сомнения, это «Аршин мал алан» - жемчужина нашего репертуара. Я бесконечно благодарна азербайджанскому композитору Сардару Фараджеву за «минусовки» партий из этой оперетты, которые он передал нам. Всегда стремилась популяризировать азербайджанскую классику, и музыка Узеира Гаджибейли меня особенно вдохновляет. Мы поставили этот спектакль в 2010 году: дважды возили во Францию, показывали в Минске и Москве. Это яркое, красочное зрелище, полное национального колорита. Надеюсь, в этом юбилейном году Гаджибейли, мы возобновим его. Такие постановки воспитывают культуру, любовь к искусству и гордость за Азербайджан.
- Расскажите о ваших любимых постановках. В каких странах они побывали и как принимали артистов театра «Гюнай»?
- Среди любимых - роскошный «Насими», с которым в 2019 году мы получили диплом лауреата 1-ой степени в театральной номинации на Международном фестивале «Золото нации», который проходил в Москве. К слову, тогда театр «Гюнай» завоевал 20 дипломов лауреатов в различных номинациях, в числе которых также были «Вокальное исполнение», «Художественное слово» и «Хореография». Обожаю также «Месье Жордан и Дервиш Местелишах» Мирзы Фатали Ахунзаде - яркий, динамичный спектакль, который мы показывали в Прибалтике. А «Три костра» по мотивам древнего народного эпоса «Китаби Деде Горгуд» принесли нам Гран-при на Международном конкурсе искусств AMBERSTAR 2019 «Рига - Стокгольм - Рига». Не забуду «Русалочку», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Щелкунчика» - наш репертуар богат. Прошлый год был особенно насыщенным: новые проекты, постоянные выступления. Я возобновила «Ходжалы» - единственный спектакль на азербайджанском языке, патриотический и эмоциональный. Он поставлен мною по мотивам поэмы Зеренгиз Мансуровой «Cavab ver» («Ответь»). Мы показывали его в Союзе театральных деятелей Азербайджана, в Доме-музее Самеда Вургуна и Музее истории. Дети вкладывают в него всю душу, выплескивая эмоции. Такие постановки необходимы, чтобы жила народная память. Где бы не гастролировали артисты театра «Гюнай», на какой бы сцене они не выступали, их везде принимают улыбками и аплодисментами. Зрителям импонирует искренность юных актеров и умение проживать эмоции на сцене.