Здравствуйте, меня зовут Дарья Тарасова, и это программа «В фокусе». Что пишут, снимают и рассказывают об Азербайджане иностранные СМИ. Сегодня в выпуске:
- Договор спасения. Зачем Армении подписывать мирное соглашение с Азербайджаном
- Чужой дом. Почему армяне оставили после себя разоренные земли
- Открытые границы. Туристы каких стран теперь смогут посетить Страну Огней и при каких условиях.
ПОЛИТИКА
Зачем Армении подписывать мирное соглашение с Азербайджаном? С таким заголовком вышло американское издание Eurasia Review. Автор публикации доктор политических наук Тарас Кузио уверен, что подписание мирного договора откроет перед Арменией огромные экономические перспективы. Азербайджан и Турция готовы снять экономическую тридцатилетнюю блокаду из-за армянской оккупации 20 процентов территории Азербайджана, если, конечно, Армения выполнит несколько условий.
«Теперь, когда Азербайджан контролирует Карабах и семь прилегающих районов, у Армении появилась возможность заключить мирный договор с Азербайджаном. Основанием для этого может стать отказ армянских националистов от своих фантазий о «великой Армении», признание суверенитета Азербайджана над Карабахом и прекращение требований о «самоопределении» «Республики Арцах»
Подписание мирного договора автоматически разблокирует транспортные коммуникации. Открытие границ Армении с Турцией и Азербайджаном значительно
ускорит региональную торговлю и, следовательно, экономический рост. Армения получит прямую сухопутную связь с Россией через территорию Азербайджана, а также откроются новые перспективные рынки сбыта своей продукции.
«Население Азербайджана и Турции составляет 92 миллиона человек, что представляет собой огромный потенциальный рынок сбыта. Обе страны находятся по соседству с Арменией, и поэтому транспортные расходы на экспорт будут минимальными. Также нормализация отношений с Азербайджаном, за которой последует нормализация отношений с Турцией, предоставит Армении дополнительные возможности для интеграции в Таможенный союз Евросоюза»
Армения сможет участвовать в региональных энергетических проектах, таких как Южный газовый коридор, ведь до сих пор трубопроводы обходили Армению, экспортируя газ и нефть в Европу через Турцию и Грузию. Тем самым Армения может получить огромные политические и экономические преференции. Взамен от нее не требуется сделать невозможного. Всего навсего соблюдение международного права.
«Армения может отказаться от мирного договор, но это приведет к продолжению десятилетий экономической стагнации и международного осуждения. Если же Армения смириться с новыми реалиями, то может поднять свою экономику, повысить уровень жизни и нарастить темпы торговли, участвуя в региональной и европейской интеграции»
КАРАБАХ
Особое внимание к освобожденным азербайджанским землям не угасает в зарубежных СМИ. Репортеры, побывавшие в Карабахе, отмечают, что шокированы состоянием земель после тридцатилетней оккупации.
Перуанские журналисты не стали исключением из правил.
«Путешествие в регион, где только что закончилась война с одной стороны увлекательное, но при этом грустное, потому что руины войны открывают дикое, варварское лицо человека… Разрушенные мечети, дворцы ханов и целые города, оскверненные могилы и исторические памятники - вот что оставили после себя армянские захватчики»
Журналист посетил город-призрак Джебраил. Журналистам показали руины мемориальной стены, посвященной победе пятнадцати советских республик во Второй мировой войне. Однако больше всего журналиста из Перу впечатлили руины города Агдам, который еще называют “Кавказской Хиросимой”
«Когда мы проезжали Агдам - еще один город-призрак - нам показали заброшенный стадион, где когда-то играла “Кавказская Барселона” футбольная команда Карабах. Этот азербайджанский город находился в руках армян 30 лет и, видя выжженную когда-то плодородную землю, на ум пришел афоризм «там, где они ходили, трава больше не растет»
В конце поездки журналист задался вопросом, почему так много зверств? Почему армяне пытались стереть все культурные и исламские ценности? Если они считали эти земли своими, то почему за 30 лет не развивали, а уничтожали все что было создано до них и оставили после себя почти 100 тысяч мин только в одном Агдаме.
«Армяне должны предоставить карты, на которых указано, где они закопали тысячи мин, чтобы избежать еще больших страданий. Если они этого не сделают, международное сообщество должно заставить применив санкции. В то же время Армения должна положить конец реваншизму и начать движение к миру»
А вот итальянское издание Notizie Geopolitiche задалось вопросом, что удалось сделать Азербайджану на освобожденных землях за 300 дней после подписания трехстороннего соглашения. Главным достижением итальянские журналисты считают небывалое строительство инфраструктурных объектов.
«5 сентября 2021 года первый самолет приземлился в международном аэропорту Физули, первом аэропорту, построенном в освобожденном регионе всего за 7 месяцев. Кроме того, ведется строительство еще двух международных аэропортов в Лачине и Зангилане. В этом смысле «Азербайджанские авиалинии» можно считать первой крупной государственной компанией, которая создала новые рабочие места для беженцев и вынужденных переселенцев, которые намерены начать новую жизнь на территориях, освобожденных от армянской агрессии, в Карабахе и Зангезуре»
Строительство дорожной сети, состоящей из 2-х, 4-х и 6-ти полосных автомобильных дорог является показателем скорости реализации плана послевоенного восстановления на освобожденных землях. Из-за сложной местности на некоторых из этих дорог строятся мосты и тоннели. Также стартовал пилотный проект «Умная деревня». Ожидается, что он будет завершен к началу 2022 года. Автор статьи делает вывод - теперь нет вопросов для кого Карабах родная земля.
«Всего за 300 дней Азербайджан дал новую жизнь территориям, опустошенным Арменией во время 30-летней оккупации, и добился значительных результатов в этом направлении. Это наглядный пример того, что территории принадлежат Азербайджану»
ЭКОНОМИКА
В Баку прошел бизнес-форум посвященный восстановлению освобожденных азербайджанских земель. Он проводился в
«Решением Кабинета министров Азербайджана с 6 сентября этого года будет восстановлено воздушное сообщение еще с 12 странами, в том числе с Францией. Таким образом, граждане этих стран снова смогут получить электронную визу через систему «ASAN Visa». Сейчас он охватывает в общей сложности 38 стран»