В зале суда были обнародованы секретные переговоры Рубена Варданяна в WhatsApp и Telegram
04.03.2025 22:14
Фото: Яндекс
В Бакинском военном суде 4 марта продолжилось рассмотрение уголовного дела в отношении гражданина Армении Рубена Варданяна, обвиняемого в преступлениях против мира и человечности, военных преступлениях, а также терроризме, финансировании терроризма и других тяжких преступлениях, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Азербайджана.
На открытом судебном заседании, состоявшемся под председательством судей Зейнала Агаева в составе Анара Рзаева и Джамала Рамазанова (резервный судья Гюнель Самедова), обвиняемому был предоставлен переводчик на известный ему язык, а именно русский, а также адвокат по его выбору для защиты.
В начале судебного заседания защитник Рубена Варданяна Авраам Берман обратился в суд с ходатайством о вручении подзащитному уведомления с разъяснением его прав и обязанностей, о создании дополнительных условий для ознакомления с материалами дела, в том числе с протоколом судебного заседания, а также о предоставлении перевода на русский язык постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.
Старший помощник генпрокурора Азербайджана Вюсал Алиев, защищавший государственное обвинение, отметил, что ходатайство с таким же содержанием рассматривалось в предыдущих судебных заседаниях и было принято соответствующее решение. Таким образом, обвиняемому было предоставлено достаточно времени для ознакомления с материалами дела как в ходе предварительного следствия, так и в ходе судебного разбирательства. Также материалами дела подтверждается вручение уведомлений, разъясняющих права и обязанности обвиняемого, а также вынесение решения о привлечении его к уголовной ответственности. Принимая все это во внимание, прокурор попросил суд оставить данные ходатайства без рассмотрения.
Присутствовавшие на судебном заседании потерпевшие заявили, что согласны с позицией обвинения.
Судья Зейнал Агаев после обсуждения ходатайств на месте подчеркнул, что обвиняемому на этапе предварительного расследования было вручено уведомление с разъяснением его прав и обязанностей, что подтверждается материалами дела. Кроме того, как в ходе подготовительного заседания суда, так и в ходе судебного разбирательства обвиняемому были подробно разъяснены его права и обязанности, о чем судом ему были официально вручены уведомления. Обвиняемому также было предоставлено достаточно времени для ознакомления с материалами дела. Однако если обвиняемый пожелает ознакомиться с документами, имеющимися в материалах дела, в том числе с протоколом судебного заседания, ему будут вновь созданы необходимые условия.
Позднее обвиняемому Р.Варданяну вновь была предоставлена возможность дать свободные показания, но он отказался от этого.
Затем прокуроры, защищающие государственное обвинение, задали обвиняемому вопросы о преступных деяниях, в которых он обвиняется.
Старший помощник Генерального прокурора Вюсал Алиев спросил подсудимого о целях и задачах организаций, соучредителем которых он являлся и действующих под предлогом гуманитарных целей, о проектах, реализуемых на ранее оккупированных территориях, о его отношениях с членами этих организаций, а также о незаконном визите общественного активиста Мирзы Диннаи на ранее оккупированную суверенную азербайджанскую территорию Карабах, и встречах с ним.
Затем обвиняемому были заданы вопросы относительно проведенных им переговоров по приобретению беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) вертолетного типа и получения технической документации для строительства завода по их производству, данных им поручений некоему Арману Джилавяну относительно приобретения соответствующих документов для строительства завода, а также согласования этой деятельности с Республикой Армения.
Помощник Генерального прокурора по особым поручениям Тугай Рагимли задал обвиняемому Р. Варданяну вопросы о его взаимоотношениях с основателем террористической организации VoMa Вартановым Владимиром (Вовой) Левановичем, переписке и голосовых сообщениях, которыми они обменивались по WhatsApp, организации и финансировании структурой учений для незаконных вооруженных формирований в Карабахе, находящемся под контролем Армении, участии Владимира Вартанова в боевых действиях против азербайджанских ВС на территории Азербайджана в Первой Карабахской войне, апрельских боях 2016 года и Второй Карабахской войне, а также об инструкторах организации.
Обвиняемому также задали вопросы о том, давала ли Армения согласие на проведение учений, кто создал для этого условия, были ли в учениях задействованы несовершеннолетние, организовывал ли и финансировал ли Р. Варданян эти учения как предприниматель или должностное лицо так называемого режима.
Позже Р. Варданяну задали вопросы о его отношениях с Владимиром Сергеевичем Погосяном, основателем и председателем движения "Комитет 27", действующего под видом эксперта по вопросам безопасности, о его переговорах и переписке с ним через мобильное приложение "Сигнал", а также другие мобильные приложения и социальные сети, о том, было ли между ними какое-либо сотрудничество, было ли создание "национального центра сил специальных операций" планом армянского государства с целью нанесения больших потерь Азербайджанскому государству, которое они называют "врагом", в чем заключаются "большие потери", о других членах этого центра, о правилах финансирования.
Кроме того, были заданы вопросы о том, подчинялся ли упомянутый "центр" так называемому субъекту или же напрямую Армении, как и Министерство обороны "субъекта".
Затем начальник Управления защиты государственного обвинения Генеральной прокуратуры Насир Байрамов допросил обвиняемого Р. Варданяна о закупке зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) для так называемого режима путем переговоров с должностными лицами компании AKVA, действующей на территории Российской Федерации, а также о сборе средств на строительство предприятия, которое бы производило эти комплексы, о цели создания предприятия по производству приборов военного назначения в качестве якобы отвечавшего только за социально-экономические вопросы "государственного министра", который выдавал себя за предпринимателя, "оказывающего гуманитарную помощь" лицам армянского происхождения, проживающим в Карабахе, его намерении в обеспечении незаконных вооруженных формирований и групп, действующих на некогда оккупированных суверенных территориях Азербайджана, оружием и боеприпасами, о координации им переговоров с Арменией для создания производственного предприятия военного назначения, а также о том, предоставлялись ли ими какие-либо средства или иное имущество для реализации этого плана.
После этого государственный обвинитель Фуад Мусаев задал вопросы о том, почему в паспорте Рубена Варданяна зафиксирован только въезд в Армению и выезд из нее, несмотря на то, что он въехал в некогда оккупированный Карабахский регион Азербайджана с территории Армении и поселился там, а затем вернулся в Армению и въехал на территорию бывшего так называемого режима, предъявлял ли он какие-либо документы при пересечении территорий, где находится так называемое образование, позиционирующее себя как независимое государство, и не была ли сделана соответствующая отметка в его паспорте, а также были ли эти пересечения зарегистрированы каким-либо иным образом.