AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Победители «Дакар-2021» пилоты команды «КАМАЗ»: Азербайджан может стать площадкой для проведения ралли (видео)

Победители «Дакар-2021» пилоты команды «КАМАЗ»: Азербайджан может стать площадкой для проведения ралли (видео)

Татьяна Новикова    Москва-Баку
21.01.2021 19:55

/upload/iblock/efb/efbe63ff289f8c20ecd38f790759acf0.jpg

На днях в Саудовской Аравии завершился всемирно известный ралли-марафон «Дакар- 2021». Это одна из самых опасных гонок в мире, в которой спортсмены за две недели преодолевают тысячи километров по бездорожью. В этом году триумфатором ралли стала российская команда "КАМАЗ-мастер". Наши пилоты завоевала 3 первых места в грузовой категории. По возвращению домой пилоты команды Дмитрий Сотников занявший первое место, и Айрат Мардеев занявший третье место рассказали порталу «Москва-Баку» об особенностях гонки, об опасностях трассы и почему Азербайджан может стать площадкой для проведения ралли «Дакар».

- Российская команда заняла весь пьедестал почета в ралли-марафоне «Дакар». Ваши чувства и эмоции?

Дмитрий: Мы очень горды тем что победили! Наш успех для России в начале года как подъёмный импульс. В начале года позитивные новости нам всем очень кстати. Очень приятно получить высокую оценку от президента России, от президента Татарстана и от многих наших болельщиков. Все очень сильно переживали, и мы очень рады, что оправдали доверие и заводчан, и нашего руководства, и всей команды. Все в команде отработали здорово и профессионально.

Айрат: Команда «КАМАЗ» в 18-й раз стала победителем ралли «Дакар» и нам очень приятно быть частью этой победы. Приехать на подиум, тем более что прошлый год мы пропустили. Результат этого года для нас был очень важен.

- Есть у пилотов «Дакар» традиции по-особенному отмечать победу или приметы на удачу перед гонкой?

Дмитрий: Мы конечно с ребятами собираемся и отмечаем чью-либо победу. Мы пилоты давно знакомы между собой, с самого детства, лет с 11-12 мы знаем друг друга. У нас много общих друзей и мы часто собираемся, смотрим видео гонок, обсуждаем.

Айрат: Дома в Набережных Челнах через пару дней мы соберемся с близкими и отметим эту победу. А вот приметы на удачу у всех пилотов разные. И как правило это очень личные дела. У меня есть семейный альбом, который всегда со мной в кабине, есть мягкая игрушка, которая тоже с нами. Почти у каждого пилота есть свои суеверия и традиции.

- Часто спортсмены, добиваясь долгожданной победы кому-то её посвящают. Вы кому-то посветили вашу победу?

Дмитрий: Это моя первая победа на «Дакаре», но, если посмотреть в историю это мой восьмой «Дакар» в качестве пилота, и прошло не мало лет, чтобы дойди до этого результата. Все началось, когда мой отец привел меня в картинг. И поэтому эту победу я хотел бы посвятить моему отцу, моим родителям, которые в сложное время поддерживали меня, вкладывали средства. Гонки спорт технический и поэтому финансово затратный. Я рос в обычной семье, отец работал на заводе, мама учительница. Мой отец был связан со спортом, он был механиком на «КАМАЗе». Он ездил на чемпионаты со сборной Советского Союза и меня часто брал на все гонки. Мы занимались картингом, потом кольцевыми гонками в команде, автокроссом. И так по ступенькам удалось попасть за руль грузовика. Сейчас я радуюсь тому, что мои родители гордятся мной, победителем «Дакара». Если говорить про моего сына, то мы уже тренируемся с ним на картинге, у него огромное желание.

Айрат: Все что я умею в гонках, научил меня мой отец. (Ильгизар Мардеев - мастер спорта международного класса, бывший автогонщик "КАМАЗ-Мастер". Трагически погиб в 2014 году - прим. ред.). В 9 лет он привел меня в картинг и начал там со мной заниматься. И дальше по мере становления меня как пилота он помогал и подсказывал. У него колоссальный опыт и он делился им не только со мной, но и с остальными ребятами. Для него все пилоты молодого поколения были как сыновья. А что касается победы, то «Дакар 2015» прошедший через полгода после смерти отца, стал моим победным. Мы выиграли, и естественно эту победу я посветил ему. Мы смогли внести свою фамилию в список победителей «Дакара». У отца был лучший результат, вторая позиция на «Дакаре», у меня получилось выиграть и поставить нас в один список таких пилотов как Владимир Чагин (семикратный победитель «Ралли Дакар» в классе грузовиков - прим. ред.), Стефан Петерансель (в 14-й раз выиграл ралли-марафон «Дакар». Спортсмен выступал в зачете автомобилей - прим. ред.) и многих других пилоты.

- Как в условиях пандемии вы готовились к ралли?

Дмитрий: Пандемия застала всех нас врасплох. Мы, как и все, были на самоизоляции дома. Старались поддерживать себя в форме, готовились к соревнованиям. Так как я живу недалеко от леса, то ранним утром регулярно старался бегать. Я подтянул свою физическую форму и, думаю, мне это помогло. К «Дакару» удалось восстановить свою окончательную форму.

Айрат: Но во второй половине года все немного стабилизировалось. Мы съездили на чемпионат России, на тесты съездили. Конечно, немного не хватило гоночного наката, так как «Шелковый путь» отменили. Это была очень важная часть подготовки. И техника не подвела нас на гонках. Поэтому считаю, что в условиях пандемии мы неплохо все подготовились.

- В прошлом году ралли «Дакар» проходило в Саудовской Аравии, в этом году там же. Трасса осталась прежней или был новый маршрут?

Дмитрий: В этом году маршрут был в обратную сторону, но по той же местности. Организаторы постарались и изменили маршрут. Они усложнили навигацию, в этом году появились приборы - электронные роадбуки. Это такая электронная книга, которая показывает каждую позицию, до которой нужно доехать. Роадбуки выдавались за 15 минут до старта, чтоб все были в равных условиях. Это, конечно, была дополнительная сложность для штурманов, которым приходилось стартовать в гонку с незнакомым прибором. По ходу маршрута менялись рельефы, особенно это было заметно под конец ралли. Последние два-три участка были неожиданными. Организаторы завели нас в дюны в гористой местности, где мы и не ожидали встретить пески. Они были среди скал и это придавало сложности. В один день мы там прокололи колесо. И даже последний участок 200 км были дюны третьего уровня сложности, это держало нас в напряжении.

Айрат: Можно сказать, что в этом году был каменный «Дакар». Много колес пострадало. Наш экипаж за всю гонку заменил только одно колесо. Была очень сложная навигация. Соперники тоже готовились к гонке, никто не сидел на месте, и команда «МАЗ», и команда Мартина Мацика и Алеш Лопрайс, все очень быстрые пилоты и не просто было с ним бороться. Но у нас получилось завоевать весь подиум. 

- Что было самым сложным для команды в гонках?

Айрат: Самым сложным в «Дакаре» для меня было давление соперников. Не столько с трассой борешься, как с соперником. Это было важное соревнование для нас.

Дмитрий: Самым сложным для команды было сохранить состав, потому что перед гонкой мы два или три раза сдавали тесты на ковид, и очень тщательно всех проверяли на вирус. Если бы кто-то из команды заболел, то экипаж сняли бы с гонки.

- Каждый год в гонках «Дакар» участвуют около 80% любителей. Как вы относитесь к этому факту и возможно ли любителю выиграть гонку?

Дмитрий: Здесь надо правильно понимать слово «любители». В основном это люди, которые уже бывали на гонках и у них отличается уровень подготовки. Да, часть из них любители, которые приезжают, чтобы получить эмоции от гонки. Есть и новички, которые первый раз на «Дакаре». Но я считаю, что сложно с первого раза выиграть «Дакар». На «Дакаре» нужен опыт, навык и не один год участия в гонках. Если посмотреть гонки автомобильных джипов, то второй год подряд призовые места занимают одни и те же люди, которым за 50 лет. Это очень зрелые, опытные ребята, которые борются между собой, меняя места на пьедестале.

Айрат: Все же основной костяк гонщиков на «Дакаре» это профессиональные пилоты, которые, как и мы, весь год готовятся к этим состязаниям. Ну а то, что новые фамилии появляются и в легковом, и в грузовом зачете это очень радует. И в мотозачете были новые имена, молодых ребят очень много. В команде «МАЗ-СПОРТавто» можно отметить Алексея Вишневского, он очень быстро проехал. Если раньше ему было сложно с нами конкурировать, то сейчас он действительно на равных с нами борется.

- В Баку проходит Гран-при Азербайджана «Формулы 1». Вы бывали в Баку на гонках или возможно, как турист?

Айрат: Я был в Баку, очень понравилась страна, и очень понравился город. Особенно понравились люди, их гостеприимство. Нигде так не встречали как в Баку, очень понравилось. Отношения к нам было хорошее, хотя это был первый наш визит. Мы раньше никогда командой не были в Азербайджане. Я обязательно приеду в Азербайджан, возможно и на «Формулу 1». Хочется посетить город не в режиме командировки, а как отдыхающий, чтобы все посмотреть.

Дмитрий: Я очень люблю «Формулу 1» и стараюсь не пропускать ни одной гонки. Смотрел ваше Гран-при Азербайджана по телевизору и считаю, что это одна из самых зрелищных гонок в сезоне. Не бывал в Азербайджане. Очень хотел бы побывать в Баку и на «Формуле 1», и просто погулять и посмотреть город. Знаю, что он очень красивый.

- Азербайджан мог бы стать площадкой для проведения ралли-марафона «Дакар»?

Дмитрий: Это сложный вопрос. Все-таки классический «Дакар» это должны быть пустынные местности с дикими руслами, с дюнами. Не знаю на сколько насыщен этим Азербайджан. В принципе, все зависит от организаторов. Иногда прокладывают маршрут «Дакара» через несколько стран, которые похожи.

Айрат: Я считаю, что ничего невозможно нет. Саудовская Аравия тоже еще несколько лет назад даже не представляла, что там возможно провести «Дакар». Сейчас уже второй год они проводят и впереди еще три года, которые будут в Саудовской Аравии. Поэтому думаю, что и для Азербайджана тоже нет ничего невозможного, главное желание. Показать интересный проект, который заинтересует организаторов и возможно «Дакар» проведут и в Азербайджане.

- Какие в этом году у вас еще будут гонки?

Айрат: Ближайшие гонки это чемпионат России в несколько этапов, далее «Шелковый путь» - это второе по значимости соревнование в году, практически двухнедельное. В этом году оно пройдет по трем странам - это Россия, Монголия, Китай. Очень интересно, что в этом году сделают организаторы, так как в прошлом году соревнования не проводили из-за пандемии.

Дмитрий: Готовимся и к чемпионату России, он пройдет в городе Астрахань в апреле. Возможно, будет еще одна гонка в мае, может это будет Казахстан. И, конечно, у нас уже начинается подготовка к следующему «Дакару».