AZN = 44.41 RUB
USD = 75.45 RUB
EUR = 90.03 RUB

A
Армения решила устроить стресс-тест для Москвы и ОДКБ, но она его провалила. Российские эксперты

Армения решила устроить стресс-тест для Москвы и ОДКБ, но она его провалила. Российские эксперты

Нана Хоштария
14.07.2020 13:33

/upload/iblock/b40/b4075fbeb045110d23549bc1a4f7b84b.png

Внезапная эскалация армяно-азербайджанского конфликта даже на фоне пандемии коронавируса еще раз подтвердила, что он «не спит» и боевые действия могут разразиться в любой момент, а дальнейшее затягивание его урегулирования ставит под угрозу безопасность региона. Министерство обороны Азербайджана 12 июля сообщило о провокации со стороны ВС Армении на Товузском направлении азербайджано-армянской границы. Не на линии соприкосновения войск с оккупированным Карабахом, а именно на границе, что вызвало у экспертов ряд вопросов – кому и почему именно в этой локации выгодна эскалация.

По сообщению азербайджанского оборонного ведомства, подразделения вооруженных сил Армении с целью захвата азербайджанских позиций на Товузском направлении азербайджано-армянской государственной границы 12 июля совершили попытку атаки с применением артиллерии. В результате ВС Азербайджана отбросили армянские войска назад. Вечером того же дня боевые действия возобновились. Также были зафиксированы попытки обстрела позиций азербайджанской армии на Нахчыванском направлении. В результате на 13 июля погибло четверо азербайджанских военнослужащих, Армения заявила об отсутствии со своей стороны погибших и наличии двоих раненых. В Минобороны Азербайджана сообщили, что армянская сторона скрывает информацию о погибших. Об этом говорится и в армянском сегменте соцсетей. Сегодня днем Минобороны Азербайджана заявило о продолжении ожесточенных боев на участке Товузского района азербайджано-армянской государственной границы. Уничтожено до сотни живой силы армянской армии, большое количество боевой техники, боевые средства, командный пункт, резервы в глубине обороны. Вместе с тем, в боях, как сегодня заявили в азербайджанском оборонном ведомстве, погиб генерал-майор азербайджанской армии Полад Гашимов, начальник артиллерии армейского корпуса Азербайджана полковник Ильгар Мирзоев и еще пятеро азербайджанских военнослужащих. Также в результате обстрела со стороны Армении погиб мирный житель села Агдам Товузского района.

Одной из первых на эскалацию отреагировала Россия, призвав противоборствующие стороны проявлять сдержанность и строго придерживаться режима прекращения огня, и заявила о готовности оказать содействие в урегулировании ситуации. В этот же день глава МИД России Cергей Лавров провел телефонные переговоры со своими азербайджанским и армянским коллегами. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ призвали Азербайджан и Армению как можно скорее возобновить предметные переговоры. Вместе с тем, Армения попыталась обратиться в ОДКБ в свою защиту. В Организации первоначально было решено провести срочное заседание, однако после оно было отменено со ссылкой на необходимость проведения консультаций. Официальный Баку заявил о том, что именно Армения начала эскалацию и целью этого было вовлечь в нагорно-карабахский конфликт третью страну. То есть Россию.

Что стоит за эскалацией и может ли она обернуться новой «четырехдневной войной» 2016 года, «Москва-Баку» свою точку зрения обозначили российские эксперты.

82918135-680591.jpgДиректор Института политических исследований Сергей Марков считает, что в нынешней эскалации в большей степени была заинтересована Армения, чем Азербайджан. «Вполне вероятно, что таким образом Армения попыталась решить две острые для нее задачи – внутри- и внешнеполитическую. Если внутриполитической проблемы у Азербайджана никакой нет, а значит и нет интереса в развязывании боевых действий для того, чтобы отвлечь внимание от внутренних вопросов, то в Армении внутриполитические проблемы сейчас стоят очень остро, а значит и есть необходимость сместить с них фокус. В Армении сейчас идет ожесточенная борьба между премьер-министром Николом Пашиняном и оппозицией. И Пашиняну было выгодно встать с патриотическим флагом во главе с некоего общенационального сплочения, потому что на фоне серьезных проблем с эпидемиологической ситуацией с пандемией коронавируса и вытекающими отсюда экономическими и социальными проблемами, его рейтинг падает. У народа начинают возникать вопросы, когда же наконец наступить то самое хоть сколько-то светлое будущее. А светлое будущее все не наступает. Этим пользуется и оппозиция, пытаясь разжечь в народе антиправительственные настроения. Так что по этому пункту маленькая война Николу Пашиняну была бы весьма выгодна. Внешнеполитической же задачей в провоцировании эскалации на границе для Армении может быть в попытке спровоцировать ситуацию, когда в ситуацию пришлось бы вмешиваться ОДКБ. Поэтому после эскалации Армения в очередной раз попыталась созвать заседание организации, правда оно провалилось. ОДКБ много раз заявляла, что она никаких обязательство по поддержке Армении не несет в случае если конфликт происходит на территории Нагорного Карабаха, поскольку все страны-члены Организации договора о коллективной безопасности, кроме соответственно, cамой Армении, считают Нагорный Карабах и 7 районов вокруг него частью Азербайджана. Но для эскалации была намеренно выбрана именно армяно-азербайджанская граница. Чтобы привлечь третью сторону. По уставу ОДКБ, страны-члены организации должны оказывать друг другу помощь в случае нападения. Но о каком нападении в этом сегодняшнем случае, во-первых, может идти речь. А сценарий, когда Азербайджан вторгается на территорию Армении кажется просто фантастическим сегодня. Ему это просто не нужно. Ему нужны только свои оккупированные территории. Во-вторых, у всех стран ОДКБ хорошие отношения с Азербайджаном и портить их ни у кого нет желания да такой надобности. Поэтому в случае любой эскалации ОДКБ просто попытается оперативно решить вопрос. Мы не раз наблюдали, как Армения обращалась к ОДКБ с жалобами на Азербайджан да и самим странам ОДКБ Армению ставила на вид вопрос их поставок Азербайджану вооружения. Но реакция ОДКБ на это всегда была очень сдержанной и сбалансированной. С Баку, в общем-то, ссориться никто не хочет.

Если бы эскалация произошла в Карабахе, ОДКБ не могла бы вмешаться, поскольку это не в ее полномочиях. Организация договора о коллективной безопасности не поддерживает военное решение проблемы, но и вмешиваться здесь не может.

Возможно, что в Карабахе Армения не стала устраивать эскалацию, потому что знала – на границе Азербайджан не пойдет в наступление. А если бы это было на территории Нагорного Карабаха, то контрнаступление вполне могло произойти.

Кроме того, здесь присутствует и такой аспект, как возможность Армении бросить тень на Азербайджан на фоне созыва с его стороны специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по борьбе с коронавирусом. Это конечно, чисто логика добавления ложки дегтя в бочку меда. Хотя вряд ли у Армении что-то получится. Но такое поведение Армении уже просто похоже на какую-то деревенскую местечковость, ну нужно же достоинство какое-то иметь и воспитанность. Ведь речь идет о созыве сессии, посвященной одному из главных сегодняшних вызовов, об общей борьбе, о создании вакцины, о взаимных мерах по поддержке производства лекарств, обмена этими лекарствами, координации действий. Ну причем здесь, какая страна созвала-то? Это же общая мировая проблема. Конечно – созыв данной сессии – это дипломатический успех Азербайджана. То, что Армения выступила против очевидно хорошего и правильного предложения, которое поддержали все, только потому что его инициировал Азербайджана, это глухая провинциальная местечковость. Никаких плюсов такая позиция Армении точно не дает. Получается, что она оказывается отдельно от всех. Вместе с тем, возможно, Пашинян и здесь побоялся критики со стороны своих оппонентов.

То есть выгода Пашиняна от произошедшей эскалации, боевых действий просматривается. При этом никто не верит, что Азербайджан стал инициатором этого столкновения. Но допускается, что они могли носить и случайный характер, что она произошла не по приказу руководства, а как-то так зацепились друг за друга, поскольку напряженность между странами сохраняется достаточно высокая. Вместе с тем, на мой взгляд, сценарий 2016 года сейчас не повторится. Повоевали чуть-чуть и все. Но к активизации деятельности международных посредников эта эскалация все же может привести. И Россия может возглавить этот процесс, больше некому. Вполне вероятно, что сейчас может пройти встреча глав МИД России, Азербайджана и Армении, чтобы как-то успокоить ситуацию. Тем более, что в этом месяце должна пройти новая встреча азербайджанского и армянского министров. Это очень возможно.

Есть и такой предположение в связи с происходящим. Пашинян заинтересован в маленькой войне. Глава правительства Армении готов пойти на реализацию Казанской формулы по Карабаху, однако боится брать на себя ответственность. Сейчас он устраивает маленькую войну для активизации процесса, чтобы сказать населению, видите, у меня нет выхода. Идет активизация посредников и лидеров стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Тогда бы Пашинян мог сказать, что вот видите, на нас все давят, требуют от нас, чтобы мы подписали Казанскую формулу. Приехали Путин, Трамп, Макрон и сказали, что все сказали, надо подписывать».

4331bfd2013da69b3a34d559303090c3__1440x.jpgВоенный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко также считает, что истоки эскалации между Азербайджаном и Арменией надо искать в бедственном положении в армянской экономике и нарастающем дисбалансе органов власти в самой Армении. «Мы видим, что у Пашиняна складывается очень тяжелая внутриполитическая ситуация с точки зрения политической устойчивости. Оппозиция выступает единым фронтом, выдвигая Пашиняну массу претензий, в том числе в связи с тем, что ситуация с коронавирусом вышла из-под контроля и что премьер и его правительство работают неэффективно. Глава Армении на эту критику отвечает репрессиями, арестом оппозиционных депутатов, затыканием ртов, угрозами. И в этой ситуации отвлечение внимания на Азербайджан как внешнего врага – классический пример реализации политтехнологии, когда хочешь продлить свое пребывания у власти. Предлагаем всем образ врага и все забывают о внутренних проблемах перед внешней угрозой. Это первый момент. Второй момент: с приходом Пашиняна к власти в Армении начался пересмотр прежних доктринальных установок в области обороны и национальной безопасности. В частности, если раньше военная доктрина, военное планирование Армении основывалось на позиции обороны – вот мы захватили территорию, дальше все, мы обороняемся, то с приходом Пашиняна сначала в экспертной армянской среде зазвучали тезисы о том, что необходим переход к изменению доктрины и возможностям нанесения превентивных ударов и переносу боевых действий на территорию противника – то есть на территорию Азербайджана, оккупацию новых районов Азербайджана в случае возобновления боевых действий. И все это в конечном итоге было оформлено доктринально, то есть новая стратегия национальной безопасности Армении, новое положение военной доктрины, новое военное планирование стало более агрессивным. И в произошедшей эскалации возможна реализация этих новых принципов. В свою очередь, если инцидент спровоцировала Армения, Азербайджан не мог на него не ответить.

Не дает Армении покоя и политический успех Азербайджана на международной арене – созыв им специальной генеральной ассамблеи ООН по коронавирусу. Азербайджан, выдвигая эту инициативу, исходил не с какого-то пиара, не с желания прославить себя. Он исходил из здравой оценки. Конечно, удивительно, что никто из мировых лидеров не подумал об этом – что эту важнейшую проблему надо обсуждать именно в формате ООН. А Азербайджан сформулировал эту повестку дня - самый главный международный вопрос, и все ее поддержали. Безусловно, это стало огромным политическим успехом Азербайджана. И это не могло не вызывать политическую ревность и зависть в Армении и желанием на этот успех бросить тень. Не исключено, что инцидент преследовал целью опорочить Азербайджан, подорвать инициативу. То есть создать негативный внешнеполитический и информационный фон.

Провокация на границе могла потребоваться, чтобы вовлечь в инцидент Москву. В Москве с приходом к власти в Армении Никола Пашиняна стали все больше задаваться вопросом – реально ли Армения такой союзник, каким была прежде? Ведь со стороны властей Армении мы видим преследование российского бизнеса, недопуск российских специалистов в американские биологические лаборатории на территории Армении. Параллельно с выстраиванием отношений с Россией или скорее удержанием того, что от них осталось, Армения активно выстраивает отношения с НАТО, c западными странами, c CША. Возможно, Ереван, понимая, что теряет поддержку Москвы, решила устроить стресс-тест для Москвы и ОДКБ, как они будут реагировать на эскалацию. Тест этот Армения провалила. Москва призвала Азербайджан и Армению к скорейшему прекращению инцидента и урегулирования его политико-дипломатическими средствами. То есть Россия четко показала, что она не занимает проармянскую позицию, она занимает позицию объективного здравого подхода к ситуации. Никому не нужен этот конфликт. Никакого экстренного совещания ОДКБ, о котором первоначально появились сообщения, не произошло. То есть ОДКБ тоже отреагировало спокойно. Поэтому и здесь Армения не приобрела себе никаких дополнительных очков. Я могу сказать, что здесь, в России, в том числе в экспертном сообществе, выступают за скорейшее урегулирование этого инцидента. Кстати, президент Алиев сказал, что готов, как ситуация позволит, предоставить доступ международным экспертам к зоне боевых действий и самостоятельно убедиться, кто был инициатором провокации. Со стороны Армении мы таких заявлений не слышим. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что именно она и устроила данную эскалацию.

Кроме того, у Армении по отношению к ОДКБ абсолютно эгоистическая позиция. Армения уже нанесла ряд ударов по имиджу ОДКБ. Мы помним ситуацию с арестом ее генсека Хачатурова. Когда Армения без всяких консультаций, не отозвав Хачатурова, завела на него уголовное дело. Потом была вся эта возня с попытками назначить на его место еще какого-то пропашиняновского человека. Это был либо проявлением некоего правового нигилизма со стороны властей Армении, либо желанием порулить, навязать свои правила игры в агрессивной манере, устроить очередную революция, правда уже не в Ереване, а в ОДКБ. Но это было сугубо негативное действие. Удар по организации был нанесен однозначно. Попытки Армении в таком эгоистическом порядке всем постоянно доказывать, что вот мы якобы жертва, давайте присылайте армию, которая будет воевать с Азербайджаном за нас - мне кажется, в современном мире такие штуки не проходят. Пашинян и его окружение пытались через ОДКБ навязать решение о запрете поставок вооружения Азербайджану со стороны России и Белоруссии. Это сугубо эгоистичная игра и здесь Пашиняну очень быстро дали по рукам. Поэтому у Армении не получится развалить ОДКБ. Другое дело, что в кругах ответственных стран ОДКБ все убедились уже, что Пашиняна – это такой мелкий политический шулер и вот все эти крики об «агрессивном» Азербайджане вызывают только презрительную усмешку. Он может пытаться оболванивать кого угодно, но все прекрасно понимают, что тут уже все эти трюки не проходят. Все прекрасно знают, кто агрессор, а кто – жертва агрессии».