AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Депутат Госдумы России Леонид Калашников о перспективе карабахского урегулирования: Не надо пытаться втянуть в процесс военные организации, надо разговаривать друг с другом

Депутат Госдумы России Леонид Калашников о перспективе карабахского урегулирования: Не надо пытаться втянуть в процесс военные организации, надо разговаривать друг с другом

Нана Хоштария
15.07.2021 23:52

/upload/iblock/f24/f24104b58234aa6d7263b8958668dac6.jpg

Азербайджан согласился взять на себя председательство в Движении неприсоединения до 2023 года, таким образом продлив эти обязанности еще на год. Предложение продлить свое председательство во второй крупнейшей организации мира после ООН Азербайджанская Республика приняла накануне в ходе министерской видеоконференции Движения неприсоединения, которое закавказское государство возглавило в 2019 году на три года.

Кроме того, в ходе саммита России был дан статус наблюдателя при организации. В мае президент Азербайджана Ильхам Алиев, принимая в Баку главу МИД РФ Сергея Лаврова, заявил, что «было бы совершенно естественно, чтобы этот статус (наблюдателя в Движении неприсоединения – прим. ред.) Россия получила бы во время нашего председательства».

Эти события, а также ситуацию вокруг карабахского урегулирования «Москва-Баку» прокомментировал председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.

-Как бы Вы прокомментировали продление председательства Азербайджана в Движении неприсоединения?

- Баку доказал, что Азербайджан - общепризнанный лидер Движения неприсоединения, и это проявилось в продлении его полномочий. Движение неприсоединения создавалось как организация государств, не желающих присоединяться на фоне Холодной войны к военным блокам. Сегодня логика функционирования организации несколько иная, но при этом сохраняется вот этот принцип неприсоединения к военным блокам. Этот принцип позволяет государствам-участникам Движения быть нейтральными и благодаря этому иметь преимущество. Да, Азербайджан имел неурегулированную территориальную проблему, которая в прошлом году вылилась в боевые действия. Но страны Движения понимают позицию Азербайджана. Кроме того, Азербайджанcкая Республика объективна в принятии решений в статусе председателя. Мне кажется, это в итоге вылилось в авторитет, что и позволило странам не менять лидера на переправе. Нужно отдать должное Азербайджану, который не только говорит, но и делает. 

Азербайджан действительно отреагировал на один из главных вызовов сегодняшнего времени – пандемию. Он не повел себя эгоистично, как ведут себя сегодня некоторые страны. Он использовал те возможности, которые у него есть, и это заметно. Я это видел и в наших двусторонних отношениях – России и Азербайджана. Азербайджан в качестве председателя Движения неприсоединения не забывает о других, и это отражается в политической риторике, действиях Баку. Есть масса бедных стран и бросить их на произвол судьбы – значит расписаться в своей эгоистичности. Баку регулярно поднимает вопрос несправедливого распределения вакцин между богатыми и бедными государствами. Эта позиция только вторит тому, о чем говорит ООН. Такова, кстати, и позиция Владимира Путина. Ведь президент предлагал не продавать вакцины, а поделиться всеми секретами производства прививок со всеми странами. И мне кажется, у Азербайджана получается многое, получается помогать. Мы помним обратные примеры – как Америка в самом начале пандемии пыталась выкупить компанию, разрабатывавшую тогда средство от коронавируса, чтобы быть единоличным владельцем. Этот пример свидетельствует о том, как некоторые страны относится к равноправию людей в мире – на словах одно, а на деле - другое.

Азербайджан повел себя честно и в отношении Российской Федерации, способствовав получению ею статуса наблюдателя в Движении неприсоединения. Мне такое отношение, такая позиция Азербайджана по отношению к России всегда нравилась и нравится. Как известно, в ОДКБ учрежден статус наблюдателя, партнера. И его могут получить разные страны.

- Ваше мнение по поводу того, что происходит сейчас между Азербайджаном и Арменией. Накануне президент Азербайджана констатировал, что Армения не хочет подписывать мирный договор. Вице-премьер Армении Тигран Авинян заявил, что «мирного договора не будет до тех пор, пока не будет решен вопрос статуса Карабаха». Ереван же обвиняет Баку в препятствовании процессу делимитации и демаркации границы, в то время как сам Баку на регулярной основе говорит о необходимости этого процесса. Такие противоречащие друг другу заявления…

- Обстрелы, в которых Баку обвиняет Ереван, – это провокации, на которые, конечно, надо реагировать в привычном русле. Но слава Богу, что не льется кровь так, как она лилась осенью прошлого года… Предвыборная риторика, с одной стороны, вроде бы в Армении должна была закончиться, так как выборы прошли. С другой стороны, радикально настроенные в отношении карабахской ситуации лица остаются во власти или около нее. Но даже они понимают, что альтернативы мирному процессу нет. И во что бы ситуация между Арменией и Азербайджаном ни вылилась – мирный ли это будет договор или это будет какая-то иная бумага, регулирующая состояние развития сегодняшних, завтрашних, послезавтрашних отношений, они все должны будут действовать для страны в контексте достигнутого трехстороннего соглашения лидеров России, Армении и Азербайджана. Сразу решить проблемы между Арменией и Азербайджаном не удастся, это только политические шулеры могут говорить об этом. Решить их в одночасье - по вопросам экономики, политики, статуса Карабаха - невозможно в принципе. Любое двустороннее соглашение должно быть взаимовыгодным, фиксировать состояние сегодняшнего развития и будущее территории, которую населяют разные национальности. Также, страны должны двигаться по линии урегулирования вопроса делимитации, и я об этом неоднократно говорил. Это очень сложный вопрос. Я не раз приводил в пример сорокалетие переговоров России и Норвегии и в итоге заключение нами такого соглашения со страной-членом НАТО. К тому, как оно было заключено, как я и говорил, отношусь не совсем положительно. Или другой пример – насколько долго шли переговоры с Китаем о делимитации, как все это в советское время сопровождалось мини-войной. В итоге обеим сторонам пришлось идти на компромиссы и в новейшей России заключать такое соглашение.

Чтобы процесс двигался, нужно не кричать, не стрелять и не стараться вовлечь в процесс разные военные или полувоенные организации, а разговаривать друг с другом. Это двусторонний процесс. Должны быть дипломатические отношения, дипломатические переговоры за каждый сантиметр, профессиональная работа, как это происходило уже в мировой практике. По-другому никак, по-другому только войной.