AZN = 37.38 RUB
USD = 63.54 RUB
EUR = 66.36 RUB

A
Экс-замминистра иностранных дел России Андрей Федоров: Для Москвы важно предотвратить опасные «окошки» в мирном соглашении Баку и Еревана

/upload/iblock/c54/c54207ea738ec9f28197975a5ba9091d.png

Бывший заместитель министра иностранных дел России (1990-1991) Андрей Федоров – «Москва-Баку» - о том, почему Россия обсуждает с Западом нагорно-карабахское урегулирование и мирный договор между Азербайджаном и Арменией, после того, как Франция и США отказались взаимодействовать в Москвой по этому направлению, а глава МИД РФ обвинил их в «русофобской истерии» и на карабахском направлении, какие приоритеты у Москвы в урегулировании на Южном Кавказе и в чем состоят главные «опасные» моменты мирного соглашения Баку и Еревана.

-Андрей Владимирович, честно говоря, то, что сегодня происходит вокруг подписания потенциального мирного договора между Азербайджаном и Арменией, и позиция по этому вопросу Москвы требуют пояснения. С одной стороны, Россия заявляет о своей готовности посредничать по движению к мирному договору. С другой стороны, ЕС начинает активничать в этом направлении и Москва дает понять, что ее это не устраивает. Но при этом Путин и глава Евросовета обсуждают процесс по договору…

-С точки зрения достижения результата – то есть подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией – думаю, да, Россия и ЕС могут потенциально договориться. Потому что на самом деле сегодня Россия крайне заинтересована в результате, в подписании мира между Баку и Ереваном, независимо от того, с помощью кого он будет достигнут. Скажем откровенно, нам в текущей ситуации вокруг Украины новое обострение на Южном Кавказе совершенно не нужно - оно только отнимет силы, наше внимание и т.д. Нам сейчас очень тяжело сидеть на двух стульях, нужно решать проблемы – и первую, и вторую. Причем первая – ситуация вокруг Украины - гораздо острее, чем вторая - южнокавказская. Но вторая может быть дополнительным раздражителем для нас. Поэтому нужен мирный договор. На самом деле, все будущее содержание договора уже создано нашими руками. То есть мы многое уже сделали и несем за выполнение этих договоренностей ответственность.

Где-то мы можем скооперироваться с Евросоюзом на армяно-азербайджанском направлении, где-то - нет.

Вполне допускаю, что в итоге выйдет так, что Азербайджан и Армения подпишут мирное соглашение, а гарантами подписания выступят Россия и Европейский Союз. И это, на самом деле, не худший вариант. Потому что ЕС тоже возьмет в этом случае на себя обязательства. А это снимет возможность для отдельных стран в Европейском Союзе, прежде всего Франции, играть на армянской традиционной карте.

Вместе с тем, основная проблема заключается для нас не в том, кто будет посредником по соглашению между Баку и Ереваном, а в том, как в конечном итоге будет выглядеть этот мирный договор, каким будет его содержание. Потому что ключевой вопрос, который стоит на повестке – это признание территориальной целостности Азербайджана.

-Но президент Азербайджана заявил, что Армения приняла 5 предложений Баку, которые должны лечь в основу мирного договора, и одним из пяти пунктов является взаимное признание территориальной целостности. И в МИД России исходят из того, что пока переговоры будут вестись в соответствии с этими пятью пунктами.

-В принципе, да, Армения эти пять пунктов приняла. С другой стороны, Ереван хотел бы, чтобы в мирном соглашении с Азербайджаном отдельным пунктом прозвучало «Арцах». Сейчас стоит вопрос – что с этим делать. Все прекрасно понимают, что если мирный договор будет подписан, то обратной дороги не будет ни для кого. Проблема заключается в том, что стороны в ходе переговорного процесса стараются выжимать все, что можно с точки зрения национальных интересов. Никол Пашинян находится в очень сложном положении. Он сейчас, может быть, лучше всех понимает, что подписание мирного соглашения - это тот самый рубеж, после которого уже всё, старая история закончится, и ему очень хочется оставить для себя, для Армении «окошко» на будущее в этом мирном соглашении, для Армении, которое позволило бы ему после заключения документа оставаться у власти, и которое могло бы в будущем, если это будет нужно, сыграть роль триггера обострения ситуации с Азербайджаном. Нам, в России, в отличие от ЕС, эти опасные «окошки» виднее, а для Евросоюза они не представляют особой ценности. Мы-то понимаем опасность этих «окошек». Для нас важно, чтобы мирный договор между Азербайджаном и Арменией был подписан без этих «окошек», из которых в будущем может выскочить черная кошка.

-Пашинян говорил пару недель назад, что международные партнеры призывали Ереван снизить планку по статусу Карабаху. И теперь оппозиция вопросом статуса Карабаха пытается манипулировать, устраивает акции протеста. Но вопрос статуса Карабаха не был зафиксирован ни в одном из ключевых многосторонних заявлений после Второй Карабахской войны …

-Сейчас идет очень серьезная борьба по этому вопросу.

-И все-таки, вы сказали, что возможно совместное посредничество России и ЕС в подписании мирного соглашения. Но как с этим стыкуется негативная и понятная реакция Москвы на то, что Запад лезет куда не надо – будем трактовать это так. То есть ЕС пытается вмешиваться, но Москва готова взаимодействовать?

-К ситуации с действиями ЕС по армяно-азербайджанскому урегулированию подходит известная русская поговорка «Пришел на готовенькое». Москва недовольна, потому что именно Россией изначально была проведена вся основная работа в нагорно-карабахском урегулировании. И сейчас для Европейского Союза очень выгодно чуть-чуть что-то подшлифовать: две фразы, запятые переставить и сказать, что вот, это мы добились, а Россия не смогла, а мы добились. Такой сценарий вполне возможен. Вокруг этого все сейчас идет. Потому что они понимают – мы сейчас отвлечены на другие вопросы. Россия это направление не отдаст, но все же если конструктивное взаимодействие с Западом по этому направлению может быть – мы не против. И всегда готовы оставить окно возможностей.

-Поэтому Путин обсуждает с Шарлем Мишеля ход переговоров вокруг мирного соглашения?

-Для нас принципиально важна адекватная трактовка всех положений мирного соглашения всеми сторонами, чтобы не было разночтений, разных трактовок, что мы понимаем его так, Армения – так, Азербайджан – так, а Евросоюз – еще как-то. Все должно быть однозначно, четко прописано. Соответственно, если в таком ключе все и будет, только тогда можно сказать, что стороны берут на себя ответственность. В противном случае, мы получим то, что получали раньше.

-США и Франция отказались взаимодействовать с Россией в рамках МГ ОБСЕ, теперь бывшие сопредседатели, которые после развала Минской группы поменяли должности, в последние недели посещают Армению и Азербайджан, как и спецпредставитель ЕС, как и спецпредставитель России. И все вразнобой.

-Регион без внимания не останется… Как я и сказал, игра не закончена… И еще какая игра. Мирный договор между Азербайджаном и Арменией, на самом деле, стабилизирует только одну часть Южного Кавказа. И Грузия, например, останется вне этой стабилизации. Недавно я был в Тбилиси. Грузия хотела бы уже этим летом получить окончательный зеленый свет в НАТО. А то, что власти Грузии отказались от санкций в отношении России – это чисто экономический прагматизм. В МИД России сегодня заявили, что женевские переговоры с Грузией поставлены на паузу по требованию ЕС, ООН. Главное - сейчас подписать мирное соглашению Азербайджану и Армении. Это та основа, на которой дальше можно будет выстраивать что-то более широкое в регионе во имя мира, развития, стабильности на Южном Кавказе. Не будет этого договора - ситуация сохранится в подвешенном состоянии.

-Сегодня вышло интервью директора Департамента СНГ МИД России. И вся логика ответов выстраивается вокруг того, что сегодня Россия, особенно на фоне геополитических вызовов, атак, пытается выстраивать еще более тесные отношения с южнокавказскими соседями, в том числе упоминается, что и Декларация о союзническом взаимодействии с Азербайджаном, и Заявление из 30 пунктов Путина и Пашиняна - они были приняты в развитие построения совместными усилиями многополярного мира. Получается, поэтому Россия приближает к себе все больше южнокавкахзских соседей и карабахское урегулирование – в продолжение этой идеи укрепления пространства вокруг себя?

-Ну конечно, потому что нам надо превращать Южный Кавказ в зону стабильности, а не платформу для рисков. Есть вектор на восточное направление. Потому что понятно – никакой стабильности на западном направлении теперь не будет. На западном фронте мы теперь все время будем находиться к конфронтационном режиме. Независимо от того, что в ближайшие месяцы произойдет в связи с Украиной, конфронтационная модель уже заложена как минимум на несколько лет вперед. И для нас принципиально важно, чтобы на других направления – южном, азиатском, таких конфронтационных вызовов больше не было. Вот и все.

Мирное соглашение между Азербайджаном и Арменией, урегулирование – это гарантии для нас. Ведь мы не можем все время вмешиваться в эскалации, мы не пожарная команда. Подписать мирное соглашение – это потушить пожар. И дальше его разжечь кому-то, особенно если оно будет правильно прописано, будет сложно.

-В 30-типунктом заявлении Путина и Пашиняна были крайне обращающие на себя внимание пункты, если говорить через призму текущей международной ситуации: отражается и негативная реакция России и Армении на санкции, на расшатывание архитектуры безопасности и при этом есть взаимная договоренность, что на территории двух государств не будет биолабораторий третьих стран…. То есть и здесь Россия показывает, берет обязательства со стороны соседей – что с одной стороны, мы с ними сближаемся, с другой стороны, они все больше отходят от Запада.

-Конечно. Но вы знаете, здесь, в связи с Арменией есть сложные моменты. У некоторых армянских экспертов проскальзывают мысли, что республика все равно частично должна отдельные санкции в отношении России выполнять, например, в связи с российскими самолетами. Здесь все не так просто. Есть люди, которые говорят, что что бы там ни было между Россией, Арменией и Азербайджаном, есть еще и США – и Армения не должна забывать о Соединенных Штатах. Поэтому для нас очень важно предоставление гарантий со стороны Армении, что против нас не будут применяться санкции и т.д. Перед нами образовался такой большой-большой клуб. Для нас в этом клубке очень важен договор между Азербайджаном и Арменией. Если будет хорошо сформированный договор, это упокоит всех. И нас в том числе – мы не будем дергаться. Вопрос другой – у меня лично, например, а устоит ли Пашинян у власти после подписания договора – об этом говорить пока стопроцентно сложно. Это вопрос очень серьезный. Хотя, конечно, с подписанием документа это не Пашинян, а государство Армения берет на себя определенные четкие обязательства, но все в жизни бывает. И нам принципиально важно, чтобы при любом внутриполитическом развитии ситуации в Армении этот договор бы работал. Независимо от того, будет у власти Пашинян или любой другой руководитель…