AZN = 40.79 RUB
USD = 69.34 RUB
EUR = 75.41 RUB
Новости дня

A
Эксперт Алексей Наумов: Ситуация в Лачинском коридоре – еще одно отражение борьбы за будущее Южного Кавказа

Эксперт Алексей Наумов: Ситуация в Лачинском коридоре – еще одно отражение борьбы за будущее Южного Кавказа

Нана Хоштария
21.12.2022 19:19

/upload/iblock/5d2/5d2fe727112992e224b04bda3aee91ea.png

Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Наумов в интервью «Москва-Баку» о том, почему ситуация в Лачинском коридоре – еще одно отражение борьбы за будущее Южного Кавказа и то, каким оно будет.

- Накануне в связи с ситуацией вокруг Лачинского коридора было созвано заседание Совбеза ООН. Созвано по инициативе Армении. В целом страны выступили с общими тезисами в поддержку урегулирования ситуации. Россия заявила о конструктивной работе со сторонами, в том числе по согласованию мониторинга Азербайджаном незаконной разработки месторождений в Карабахе. Но были и озвученные рядом западных стран несбалансированной позиции…

- Ситуация вокруг Лачинского коридора непростая. Мы помним, с чего все началось. Армянские сепаратисты сорвали инспекцию месторождений азербайджанскими специалистами. Кроме того, известно, что армянская сторона использовала коридор для скрытого провоза военных грузов, а также мин с целью дальнейшей их установки на азербайджанских территориях.

В итоге все это вылилось в соответствующую реакцию азербайджанского общества и азербайджанских властей. Генезис конфликта заключается и в последовательном невыполнении Арменией взятых на себя с подписанием Николом Пашиняном трехстороннего заявления с лидерами России и Азербайджана 10 ноября 2020 года и последующих трехсторонних документов. Ереван играет в традиционную для себя игру затягивания процесса. Под руководством Никола Пашиняна армянская сторона прекрасно поднаторела в этом вопросе и пытается отложить принятие болезненных, но единственно возможных для мира на Южном Кавказе решений. И получает в ответ усугубление ситуации с этническими армянами, проживающими на территории Азербайджана в Карабахе.

Естественно, очевидно, что правда в этой истории, впрочем, как и во всех остальных, на стороне Азербайджана.

Армения пытается вести масштабную пропагандистскую работу, обвиняя Азербайджан в том числе на международных площадках чуть ли не в «геноциде» армянского населения, в создании «гуманитарного кризиса». Но понятно, что это не более, чем информационный инструмент борьбы с «врагом», чтобы международное сообщество встало на сторону Армении и никакого кризиса в Карабахе, где проживает армянское население, нет. А слово «геноцид», которое раз за разом публично использует для описания ситуации вокруг Лачинского коридора армянская сторона, несет в себе максимально мощную идеологическую смысловую и эмоциональную нагрузку и не является объективным для описания ситуации. Безусловно, армянская сторона прекрасно понимает, как работают современные средства масcовой информации и современная медийная картина. И она будет использовать максимально заряженные слова, чтобы привлекать внимание к той ситуации, которую они считают несправедливо для них сложившейся.

Поэтому необходимо максимально отойти от эмоций и смотреть на факты «на земле», факты на местах и подумать о том, как можно ситуацию разрешить. Инструмент разрешения ситуации в Лачинском коридоре максимально прост, понятен и прописан в трехстороннем заявлении.

В своих же пропагандистских целях Армения в последние месяце крайне активно стремится использовать международные организации в качестве инструмента для своей «защиты». Это было и недавно в случае с ОБСЕ, когда так называемая миссия организации была направлена в Армению для фиксирования ситуации «на местах» в связи с сентябрьской эскалацией на армяно-азербайджанской условной границе. Напомню, что после того, как Азербайджан категорически отверг правомощность работы данной миссии, так как она не была согласована с Баку, даже в самой ОБСЕ признали, что миссия не была официальной отправлена, данный шаг был личной инициативной Польши как страны-действующего председателя организации.

Вчерашнее заседание Совбеза ООН также снова показало, что, в общем-то Организация Объединенных Наций по-прежнему остается политическим инструментом и отражением национальных или коллективных интересов отдельных стран. Мы прекрасно помним, как на протяжении десятилетий не выполнялись совершенно очевидно справедливые резолюции Совбеза ООН, призывающие армянские войска покинуть оккупированные азербайджанские территории, по сути прекратить оккупацию. Но выполнены на протяжении почти 30 лет эти документы так и не были. А Армения сейчас традиционно стремится изобразить из себя жертву в главной международной структуре и подать все так, будто в отношении армянского населения применяют геноцид. И, как видим, частично, ее поддерживают западные партнеры. Западные коллеги и правда критикуют Азербайджан, призывают его отказаться от существующих, видимо, в их воображении, «агрессивных действий». И почему-то очень, видимо, удобно для себя, в своих интересах не обращают внимание на то, что Армения объективно не выполняет пункты трехстороннего заявления по нормализации на Южном Кавказе.

Думаю, Азербайджану пора понять, что у него нет друзей в западном сообществе. Вообще идея друзей на международной арене достаточно относительная. Мы видели, как сейчас европейские лидеры стараются периодически петь увертюры Азербайджану, называя его надежным энергетическим партнером. Так и есть. Но параллельно то из США, то из ряда западных стран почему-то звучат, в том числе на международных площадках, при обсуждении каких-то южнокавказских вопросов, антиазербайджанские тезисы. Что по факту происходит? Европа осталась без энергоресурсов и интенсивно наращивает сотрудничество в этой сфере с Азербайджаном. Проблема в том, и мы не раз это уже наблюдали, как только Европа снова окажется в энергетической безопасности, в отношении Азербайджана снова будут звучать более резкие заявления о некой «недемократичности», «нарушении прав человека». Все это давние известные «повестки дня» Запада в отношении Баку. Азербайджан давно записан в неблагонадежные государства.

Поэтому я не вижу ничего удивительного в том, что Франция, страна с таким сильнейшим армянским влиянием, выступает с несбалансированной позицией в Совбезе или еще где-либо. Ну а чего мы еще ожидали? Вот когда Франция выступит со сбалансированной позицией, тогда это будет новость. А сегодня это как дважды два. Солнце встает на востоке, а Франция выступает с проармянской позицией.

- Какой вы видите позицию и положение России как посредника в связи с лачинской ситуацией?

- Когда Россия во время Второй Карабахской войны выступила главным посредником между Азербайджаном и Арменией, сумела остановить войну, открыть действительно исторические возможности для нормализации отношений между Баку и Ереваном, спустя, по сути, 30 лет статус-кво в урегулировании, она взяла на себя очень важную, но крайне сложную миссию. Позиция миротворца – это позиция той стороны, которой все недовольны. То есть само по себе то, что Россия взяла на себя такую роль, создала для нее и плюсы, и определенные проблемы. Но эта роль важная и нужная. Не было бы России, был бы кто-то другой. А это уже плохой сценарий для всех.

Армения по-прежнему использует российское присутствие в Карабахе для в том числе провоцирования попыток столкновения миротворцев и Азербайджана. Азербайджан в общем хочет справедливости. И та, и другая сторона дала согласие на размещение в Карабахе Россией своих миротворческих сил. И их задача - не допустить новых боестолкновений между сторонами.

В идеальной картине мира хотелось бы, конечно, чтобы Азербайджан и Армения сами все вопросы решили, подписали мирный договор. Но реальность сложнее. И миротворцы не всесильны. Поэтому единственной верный путь - это трехсторонние переговоры лидеров России, Азербайджана и Армении. Формат, который показал свою работоспособность. Как мы видим, ситуация с нормализацией отношений между Баку и Ереваном затягивается. Но Азербайджан показывает, что затягивать ее бесконечно не получится и что любимая игра армянских властей не пройдет и для них возникнут проблемы и надо решаться на те действия, на которые Ереван сам подписался.

- А как интерпретировать продолжающиеся «уколы» со стороны официального Еревана в адрес России. Это и отсылка секретаря Совбеза к тому, что РФ несет ответственность за ситуацию в Лачинском коридоре, и слова спикер парламента Армении, что ввиду невозможности защитить армян Карабаха, Ереван подумает о необходимости замены в перспективе росмиротворцев международными. Но как вы говорили, никакой угрозы армянам Карабаха нет, это искусственная истерия. А миротворцам, как известно, нужно соблюдать баланс и не допускать столкновений…

- Это снова тактика Армении по перекладыванию вины. И на Азербайджан. И на Россию. Как мы видим, Россия аккуратно, дипломатией стремится соблюдать баланс. Но Армения из раза в раз пытается сложные ситуации использовать как почву для истерик и обвинений. Что Россия дескать ведет себя не как союзник. Что ОДКБ не хочет помогать. Но ведь это логично. Ни России, ни ОДКБ, ни любой стране СНГ не нужно эскалировать ситуацию. В этом и суть миротворческого подхода. Но Еревану это ненужно. Ереван хочет устроить истерику и переиграть трехсторонние поствоенные договоренности. Армения должна выполнять условия трехстороннего соглашения, тогда все будет хорошо, тогда ни о каких проблемах ни с каким коридором, никаких сложностей не будет. Но Армения этого не делает, ее цель – оправдаться перед собственным народом за бездействие. Дескать, это не мы, это Россия виновата. И спрашивайте с России. И на внешней арене получить поддержку, добиться того, чтобы поругали Азербайджан устами западных коллег. Это мы и видим. Такая относительно единая антиазербайджанская позиция Армении и Запада. Это тоже довольно привычная ситуация для международной арены.

И здесь, я полагаю, лишь Россия, как страна, присутствующая в Карабахе «на земле», может сыграть позитивную роль. Думаю, этот бесконечный саботаж со стороны армянских властей способствует тому, что Россия лишь сближает позиции с Азербайджаном.

- На этом всем фоне Евросовет на днях выступил с заявлением об окончании наблюдательной миссии ЕС в Армении на границе с Азербайджаном, но при этом анонсировал «новый этап взаимодействия ЕС на Южном Кавказе с переходной командой, которая подготовит почву для возможной долгосрочной миссии ЕС в Армении, конечной целью которой является содействие устойчивому миру в регионе». Уходить определенно не хотят…

- Ситуация в геополитике складывается таким образом, что каждой стране приходится вставать на ту или другую противоборствующую сторону. Для большинства очень сложно сохранять позицию нейтральную и взвешенную. Отправка долгосрочной миссии ЕС в Армению будет означать, что республика станет форпостом Евросоюза на Южном Кавказе. А какую позицию занимает Евросоюз, мы прекрасно с вами видели. Это то, что Европейский Союз готовит для Южного Кавказа - антиазербайджанский, антитурецкий, антироссийский фронт, острием которого будет Армения. Потому что как нас учат европейские коллеги – Армения – демократичная и правая, а Азербайджан – авторитарный и неправый. Как и Россия. Вот пожалуйста граница разделения мира европейско-союзовского и антиевропейско-союзовского. И России, и Азербайджану здесь отведена роль противников европейско-союзовского мира. Вот так и выстраивает Европейский Союз свою политику сейчас, когда необходимо определяться. Долгосрочные позиции государств, которые они сформируют сейчас, в конечном итоге определят расклад сил в регионе и мире на ближайшие десятилетия.