AZN = 55.48 RUB
USD = 94.32 RUB
EUR = 100.28 RUB
Новости дня

A
Эксперт Сергей Воронин: Почему Ереван пытается отбросить армяно-азербайджанское урегулирование назад

Эксперт Сергей Воронин: Почему Ереван пытается отбросить армяно-азербайджанское урегулирование назад

Нана Хоштария
21.09.2022 18:51

/upload/iblock/8e3/8e3ba149dc2fe390f7c98726287c2b13.jpg

Эксперт Сергей Воронин – в интервью «Москва-Баку» о попытках влияния Запада на процессы на Южном Кавказе.

- Сергей Анатольевич, с чем связана обострившаяся активность Запада на Южном Кавказе?

- Есть два момента, первый связан с разворачивающимся глобальным геополитическим противостоянием. В этом нет ничего нового, мы с вами знаем, как Запад, в частности Великобритания, на протяжение длительного исторического периода активно разыгрывал кавказскую карту. Это борьба за ресурсы, в данном случае, за влияние в ресурсно-обеспеченном Кавказском регионе. Второй момент – он был со времен большой игры в Азии, которой уже 150 лет – борьба с Россией за влияние в данном регионе.

В том, что происходит сегодня на Южном Кавказе я вижу одну цель – выдавить российских миротворцев, которые, согласно договоренностям сторон, должны находиться в регионе до ноября 2025 года. Для Запада будет прекрасным результатом, если этого удастся добиться раньше.

Делать ставку на западное посредничество (это как в старом советском фильме: «Заграница нам поможет») ошибочно. Надо очень хорошо понимать, что речь не идет о лоббировании интересов Москвы в регионе, хотя они, конечно, есть. Они есть и у Соединенных Штатов, которые, хочу обратить внимание, находятся за несколько тысяч километров от региона. Россия заинтересована в мире и спокойствии на своих граница В этой связи хочу напомнить: позиция стран Запада по отношению к другим - это позиция исключительно с точки зрения взаимоотношений метрополия – колония, а это значит, что территории «партнеров», в том числе южнокавказских, рассматриваются исключительно как ресурсные базы.

Российская политика – и в период Российской империи, и Советского Союза, и новой России, никогда не подразумевала колонизацию.

Что касается вовлеченности Брюсселя и активности, в частности, господина Шарля Мишеля и господина Макрона в армяно-азербайджанском урегулировании. Мне кажется, так складывается, что и Армения, и Азербайджан в определенной степени формируют условия, когда между Москвой и Брюсселем в урегулировании происходит конкурентная борьба. С точки зрения национальных интересов Баку и Еревана – это понятно. Условно говоря, кто первый решит проблемы Азербайджана и Армении, тот и покажет свою исключительную посредническую роль. Но есть и фактор претензий обеих сторон к политике Москвы на армяно-азербайджанском направлении.

В частности, обращает на себя внимание риторика премьера Армении Никола Пашиняна - наряду с периодическим выражением признательности России, он позволяет себе такие фразы, как те, что РФ является не только союзником Армении по ОДКБ, но и союзником тех, кто против нас, тем самым намекая на Баку. Это претензия Еревана к Москве.

Подобные «упреки» из уст Пашиняна довольно бессмысленны, учитывая его активные контакты с Энтони Блинкеном, недавний визит Нэнси Пелоси в Ереван. Я всегда люблю напоминать: Никол Пашинян – человек, пришедший к власти в Армении при помощи США. Когда это произошло, число сотрудников посольства Соединенных Штатов в Армении увеличилось со 150 до 1500 человек. Не отрицаю, что с годами с Пашиняном произошла определенная политическая эволюция. Но все же.

Со стороны Баку есть также определенные претензии к Москве. Азербайджан ждал, что параллельно с размещением российских миротворцев в Карабахе, армянская сторона эту территорию покинет. Этого не произошло.

Не могу не напомнить и то, что и Турция также втянута в процесс урегулирования. Но Турецкая Республика – государство, которое поддерживает исключительно одну сторону в конфликте, поэтому быть реальным посредником в переговорах она не может. Россия же пытается учитывать интересы двух сторон, свести их воедино.

Мне очень б хотелось, чтобы и в Баку, и в Ереване понимали: Запад вряд ли поможет, учитывая все те процессы, которые мы сейчас наблюдаем в мире, в том числе колоссальное давление на Российскую Федерацию. Надо понимать, что это давление будет осуществляться (и уже осуществляется) на все постсоветское пространство. Это уже происходит через сталкивание киргизов и таджиков, через попытки влиять на армяно-азербайджанское урегулирование. Это происходило и в Белоруссии, и в Молдове. Таких примеров очень много. В глобальном плане выживание постсоветского пространства заключается исключительно в его интеграции. Не в интеграции под эгидой «гегемона», как иногда трактуют в постсоветских республиках, имея в виду Россию. Это именно независимая интеграция. Выживание и интеграция возможны не через сотрудничество с США, которые находятся на огромном расстоянии от региона.

Хотел бы упомянуть формат, который сейчас не очень активно освещается. Это инициатива Ильхама Алиева, которая, на мой взгляд, в перспективе может быть наиболее продуктивной с точки зрения сотрудничества в регионе. Это формат «3+3» (Азербайджан, Армения, Грузия + Россия, Турция, Иран). Это cтраны региона, интересы которых в полной мере могут быть реализованы исключительно без вмешательства Брюсселя и Вашингтона.

Некоторым со стороны кажется, что в действиях России, особенно на фоне проводимой на Украине специальной операции, видится в последнее время некая «нерешительность» на армяно-азербайджанском треке. Но я вас уверяю, что это не нерешительность, а сдержанность. Это как раз отражение того, что Москва стремится представить в ходе урегулирования интересы сразу двух конфликтующих сторон – как Азербайджана, так и Армении. Ведь и Армения, и Азербайджан – союзники России. Армения является членом ОДКБ, на ее территории размещена российская военная база. Ситуация для России непростая, ей нужно проявлять сбалансированное отношение. Сдержанность не является попыткой усидеть на двух стульях или сыграть в сторону одного из партнеров в урегулировании. Любое торпедирование процесса достаточно опасно и мало предсказуемо. А Запад наоборот Запад пытается погонять, подхлестывать, ускорять. А ускорение при такой эскалации приводит к самым печальным последствиям.

При этом есть и еще один фактор - если говорить о двух карабахских войнах, то то, что произошло два года назад, впечатляет. Если в ходе Первой Карабахской войны Армения фактически обеспечила себе на почти 30 лет некий «пояс безопасности», то 2 года назад Азербайджан старую повестку просто взял и опрокинул, перевернул ее. Она стала совершенно иной. Азербайджан вернул ситуацию под свой контроль.

Но есть один момент, в политике очень важный, я бы даже сказал, выступающий превалирующим во многих двусторонних вопросах обстоятельством – это отношения между государствами и ее лидерами. У России и Азербайджана, ее лидерами – хорошие, дружественные отношения. И очевидно только усиление взаимодействия между государствами по политическим, экономическим направлениям в связи со складывающейся международной ситуацией. Складывается ощущение, что на всем постсоветском пространстве именно у России и Азербайджана самые лучшие отношения. Эти отношения, на мой взгляд, даже более прозрачные, открытые, чем у России с Белоруссией. Но это мое субъективное мнение. Личные отношения Ильхама Алиева и Владимира Путина всегда были на самом высоком уровне.

Вместе с тем наблюдаются попытки использования Армении Западом в качестве своего инструмента влияния на Южный Кавказ. В этом нет ничего нового. Коллективный Запад всегда выбирает для себя агента влияния, выбирает, условно говоря, слабое геополитическое звено среди стран. Этим слабым звеном может являться любая страна, которая так или иначе идет в форваторе западной политики. В данном случае это Армения.

Мы знаем влиятельность армянской диаспоры во Франции и США. И через агентов влияния выбрана модель для «захода» на Кавказ. Надеюсь, армянский народ не разделяет подобную позицию армянского руководcтва. Вряд ли армянский народ хочет быть инструментом влияния западной политики. Не хотелось бы, чтобы на Южном Кавказе вспыхнул кровавый конфликт, где была бы попытка воевать до последнего армянина.

В этом плане я не хочу делать комплименты, но это факт – Азербайджан ведет независимую политику, а это на сегодняшний день на вес золота. На Путина не повлияешь. На Алиева не повлияешь. На Эрдогана не повлияешь. На Си Цзиньпина, пожалуй, тоже. На этом список заканчивается. Больше примеров в современной политике немарионеточных режимов я не знаю. Мы же не будем обсуждать «политику» Олафа Шольфа. Это смешно. Когда человек не может сказать ни одного слова, не оглядываясь на Вашингтон.

- Ереван пытается отбросить ситуацию назад. Зачем, ведь у него есть такие хорошие возможность ступить на путь мира и развития.

- Я вам отвечу вопросом на вопрос. А почему бы Зеленскому на сегодняшний день не пойти на мирные переговоры с Российской Федерацией, к которым его призывают чуть ли не с конца февраля. Пашиняна подначивают – и изнутри – оппозиция, реваншисты, и снаружи – Запад. Это то, что не дает ему сделать серьезнейший шаг вперед. Ведь в апреле Пашинян говорил о том, что международные партнеры требуют от Еревана снизить планку по Карабаху. В результате на улицы вышли протестные группы, которые не столько выражали мнение народа Армении, сколько были науськаны оппозицией. Сейчас Пашинян также заявил о готовности подписать мир с Азербайджаном. И протестующие снова стали осаждать здание правительства. Пашиняну звонят из Вашингтона, приезжают. Там держат руку на пульсе, их задачу мы хорошо знаем – им плевать на всех, в том числе Армению и Азербайджан. Их принцип один – чем хуже здесь у вас, тем лучше тут у нас.

- Когда Азербайджан и Армения подпишут мирное соглашение?

- Все зависит от того, как будут разворачиваться события. Пока озвучивать какие-либо сценарии довольно сложно. Могу только с чисто исторической точки зрения и точки зрения международного права сказать: мирное соглашение может быть подписано только с подтверждением, что Карабах - это часть Азербайджана. По-другому оно достигнуто не будет. Если эта геополитическая реальность не будет признана, то любые соглашения станут временными, может возникнуть новая эскалация, новые проблемы.

Карабах – это Азербайджан. Это исторический, юридический факт. Если посмотреть на историческую составляющую вопроса, мы увидим, что Карабахское ханство было основано и населено азербайджанцами. И лишь потом в рамках политики, которую проводила Российская империя с целью разбавить мусульманское население Карабаха, на данную территорию активно переселялись этнические армяне. Это те люди, которые на эту территорию приехали. Это исторический факт.

Так получилось, что в конце 1980-х годов на слабого Горбачева стало сильно воздействовать армянское лобби, в результате произошли страшные события, которые привели к Первой Карабахской войне. Карабах, имея статус НКАО, всегда был азербайджанским.

Карабах абсолютно точно вернется и уже почти вернулся в состав Азербайджана. Это геополитическая реальность, которая должна быть признана в Ереване. Признание Арменией Карабаха как части Азербайджана - основополагающий фактор для завершения конфликта. Глубоко уверен, что Азербайджан не будет согласен ни с какими частичными, временными, фрагментарным решениями по данному вопросу. Здесь ставка такая – все или ничего. И это вполне естественно.