AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Эксперты: Тегерану следует здраво реагировать на реальность и не мешать укреплению стабильности на Южном Кавказе

/upload/iblock/4b5/4b5ecb702c83d533316775d9a359c834.png

Фото: AP

Обозначенный министром иностранных дел России Сергеем Лавровым по итогам встречи в Москве с главой МИД Ирана Хосейном Амиром Абдоллахианом формат сотрудничества 3+3 (три закавказских государства – Азербайджан, Армения и Грузия и три их больших соседа – Россия, Иран и Турция) впервые обрел четкую интерпретацию.

Напомним, что с предложением о таком формате еще в декабре прошлого года на совместной пресс-конференции в Баку выступили президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и лидер Азербайджана Ильхам Алиев. И хотя именно из уст главы турецкого государства прозвучало сочетание 3+3, в последующих официальных заявлениях преобладала преимущественно формулировка «шестистороннего» формата.

Сейчас Лавров поставил все точки над i. По мнению аналитиков, уточнение формата именно в такой интерпретации (а не, к примеру, как первоначально многим казалось Россия – Азербайджан – Армения (как подписанты трехстороннего заявления по нагорно-карабахского урегулированию) + Турция – Иран – Грузия) может быть связано в том числе с пониманием Москвой возникающей опасности столкновений интересов со стороны региональных государств и появляющихся серьезных трений, попыток перетягивать одеяло в целях собственных интересов. На такую интерпретацию, в частности, мог повлиять возникший между Ираном и Азербайджаном внезапный конфликт, раскручиваемый Тегераном и поддерживаемый так или иначе армянской стороной. 

По словам экспертов, Москве пришлось быстро реагировать на ситуацию, поскольку она может грозить подрывом выполняемости трехстороннего заявления лидеров РФ, Азербайджана и Армении по нагорно-карабахскому урегулированию. 

Именно Москва заложила в основу достижения мира в регионе, и в частности, между Азербайджаном и Арменией, идею разблокирования транспортно-экономического связей, к чему должны подключиться и другие региональные государства. По мнению официальной Москвы, налаживание именного такого взаимодействия может способствовать сближению народов двух стран. И подрыв продвижения в этом направлении со стороны Тегерана, по всей видимости, вынудил Москву и здесь применить уже отработанный формат взаимодействия Россия – Турция – Иран, чтобы, во-первых, показать крайне обеспокоенному снижением своего влияния в регионе Тегерану, что он – важный участник процесса, а во-вторых, именно в таком формате Россия видит возможность для компромиссов в условиях, когда Турция уже воздействует на процессы и обострившегося желания это делать со стороны Ирана. Ведь пускать под откос свой же поезд урегулирования у Москвы желания нет.

vitaly-arkov.jpgРуководитель портала PolitRUS, политолог Виталий Арьков:

- Амбиции Ирана, его желание лидерства в Закавказье, на Ближнем Востоке известны. И сейчас, судя по всему из-за того, что осенью прошлого года во время войны в Карабахе Тегеран так и не сумел проявить себя в качестве посредника меду Азербайджаном и Арменией в полной мере, из-за усиления Турции, неудовлетворенные амбиции Ирана обострились.

Можно сказать, что сейчас, судя по всему, Москва сделала шаг навстречу Ирану, предлагая вместе плотно работать на этом направлении, тем самым показывая Тегерану, что он тоже может влиять на процесс. На мой взгляд, это абсолютно правильное решение в этой ситуации, это ответ на возникающие шероховатости между странами региона, что не может не влиять на ход реализации трехстороннего заявления по нагорно-карабахскому урегулированию. Думаю, что Москва пошла на такое решение после обсуждений с Анкарой и Баку.

Формат 3+3 в нынешней ситуации, на мой взгляд, больше всех выгоден Ирану. После событий осенью прошлого года, мы видим, что Иран остался не у дел. После войны позиции России и Турции очень сильно укрепились. Страны Запада также остались не у дел. Тогда после заключения трехстороннего заявления Сергей Лавров отмечал, что западные коллеги начали предъявлять претензии российской стороне, что с ними вопросы урегулирования не были согласованы. Сейчас Франция продолжает истерить и пытается пакостить через Ереван, по сути, пытаясь нивелировать трехстороннее заявление. И вот теперь проявляет себя Иран…

По всей видимости, в Москве посчитали, что истерики Ирана и его попытки манипулировать, принимать какие-то решения за спиной, не нужны, они могут обернуться деструктивными тенденциями в регионе. Ведь сегодня Иран и так находится в сложном положении, она находится в крайне сложном положении в отношениях с Западом. И Россия решила, так почти незаметно, подать Ирану руку сейчас, понимая, что не нужно создавать дополнительные моменты, которые бы загоняли его дальше в угол. Загнанные в угол как правило способны на что угодно и лучше наоборот, выводить их оттуда. Правда сейчас, судя по всему, Иран сам хочет еще глубже погрузиться в эту изоляцию. И Россия показала, что Иран - не вне процесса, и такое решение правильное.

Понятно, что взаимодействие в формате 3+3 в итоге все равно может быть перекрестным. Потому что мы прекрасно понимаем, что двусторонние отношения никто не отменял в том числе и по данному вопросу разблокирования транспортно-экономических связей. Понимаем, и что периодически возникающие трения между Россией и Турцией, между Ираном и Турцией, между Ираном и Азербайджаном никто не отменял. Но все же формат 3+3 даст шанс России в большей степени контролировать ситуацию, когда в регионе есть недовольные.

На самом деле, такое поведение Ирана несколько удивляет. Например, как показывает практика, когда есть мегасложные вопросы, Россия и Турция договариваются. Или, например, Армения открыла для Азербайджана свое воздушное пространство для пролета в Нахчыван – значит и Баку с Ереваном уже могут договариваться. То есть подвижки есть, а вот Иран, наоборот, начинает закручивать гайки.

Мы видим, как Иран поддерживает Армению в попытках затягивать вопрос с выполнением соглашений по транспортному коридору. Почему? Потому что реализация трехстороннего заявления России, Азербайджана и Армении является, по мнению Тегерана, продолжением укрепления в регионе основного регионального соперника Ирана - Турции. Иран этого не хочет. И руками Армении Тегеран, насколько это возможно, пытается помешать реализации разблокирования транспортно-экономических связей в регионе. А Армения и рада. Ирану выгодно держать в своих руках Армению, чтобы она была зависима от него. Первоначальным надеждам, что все в регионе возьмут и начнут мило взаимодействовать помешала реальность и частные интересы государств. Поэтому Москве пришлось, чтобы не было срыва выполнения трехстороннего заявления, сглаживать ситуацию и находить новые выходы, когда Иран провоцирует на блокирование движения в направлении транспортно-экономического сотрудничества в регионе.

По идее Москвы в рамках трехстороннего заявления путь к примирению должен идти через разблокирование транспортно-экономических связей. Иран пытается расшатать эту идею. Понятно, что если вовремя это не остановить, вопросы транспортно-экономического взаимодействия будут блокироваться, все встанет и тут уже начнут появляться новые риски, в том числе новой войны. Потому что регион не получит своего экономического обновления – того, которое подразумевалось после нагорно-карабахского урегулирования и начала взаимодействия всех стран региона. Россия старается сейчас решать возникающие проблемы. Когда подписывалось трехстороннее заявление, было ясно, что просто все не будет. И пункты зафиксированные в трехстороннем заявлении - сложновыполнимые, но выполнимые. Невыполнимых пунктов в нем нет. А для того, чтобы сложные вопросы решались, стороны и садятся за стол переговоров и обсуждают их. Еще в декабре прошлого года Сергей Лавров заявил, что урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе в формате Азербайджан - Армения - Россия не было достигнуто в обход интересов Ирана.

Будем надеяться, что все вопросы между Азербайджаном и Ираном будут урегулированы и ситуация в регионе стабилизируется. Сейчас мяч на стороне Ирана. Тегерану стоит здраво подходить к ситуации и не строить из себя обиженного и мешать укреплению стабильности в регионе. Стабильность, развитие отношений в регионе идет всем на пользу. А раздрай между игроками - это выгодно только внерегиональным игрокам, в частности, Европе и США хотелось бы всех перессорить и в итоге выступить модератором примирения. Поэтому я считаю, что Москве, Анкаре и Тегерану надо договариваться, чтобы потом не пришлось выдавливать из региона Запад.

82918135-680591.jpgДиректор Института политических исследований Сергей Марков:

- Предложение о формате 3+3 первоначально прозвучало из уст президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Тогда, в Баку в декабре прошлого года Эрдоган заявил, что вместе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым они придумали такой формат. Важно, что такой формат подразумевает на самом деле 3+3-2, то есть минус США и Франция. По умолчанию это имеется в виду. Формат предполагает, что страны региона будут сами решать свои проблемы и исключат вмешательство внерегиональных держав, участие которых все эти годы было деструктивным и взрывающим безопасность в регионе.

Конечно, смягчающие ответы Сергея Лаврова на заявления главы МИД Ирана и иранских журналистов в Москве, показали, что России важно, чтобы в регионе была стабильная ситуация. Россия хочет сыграть роль модератора и помочь отношениям между Азербайджаном и Ираном. Потому что при раскручивании этого конфликта, в результате может сложиться довольно серьезная ситуация.

Что касается причин такого истеричного тона Ирана сегодня – не совсем ясно, видимо так есть внутриполитические моменты, которые еще не проявились. Кроме того, Иран очень обеспокоен ростом влияния Турции и Израиля в регионе. Плюс, по всей видимости, Иран против прокладки Зангезурского транспортного коридора и через провоцирование напряженности, возможно, он хочет сорвать проект. Кроме того, Армения и Иран сейчас обсуждают строительство дороги в объезд Азербайджана, что, несомненно, может негативно сказаться на выполнении транспортно-экономических пунктов трехсторонних заявлений лидеров России, Азербайджана и Армении от 9-10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года.

Между Ираном и Арменией за годы конфликта между Азербайджаном и Арменией сложились хорошие отношения. Связано это с тем, что Армения находится в географическом окружении Азербайджана, Турции и Армения имеет выход во внешний мир только через Иран. Поэтому Армения крайне заинтересована иметь хорошие отношения с Ираном и имеет их. Надо полагать, что Ирану хорошие отношения с Арменией нужны прежде всего с точки зрения инструмента своего влияния в регионе и для того, чтобы иметь хорошие отношения с влиятельной армянской диаспорой.

В целом, на данный момент сложно сказать, сколько продлится напряженность между Азербайджаном и Ираном. Вполне возможно, что это вопрос нескольких недель или месяцев. Но очевидно, что формат 3+3 является стратегическим и рассчитан на годы вперед.