AZN = 37.98 RUB
USD = 64.43 RUB
EUR = 72.7 RUB
BRENT = 62.07 USD

Игорь Коротченко: Результат переговоров по Карабаху должен быть один – возврат оккупированных территорий Азербайджану

Игорь Коротченко: Результат переговоров по Карабаху должен быть один – возврат оккупированных территорий Азербайджану

Нана Хоштария
27.03.2019 18:30

/upload/iblock/9ec/9ecbb8e65e808a5091ed598d83bbabfe.png

На недавно состоявшейся своей большой пресс-конференции в Ереване премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал довольно громкое заявление по ситуации вокруг вопроса назначения нового генсека ОДКБ.

«Без одобрения Армении новый генсек не может быть назначен, в противном случае это будет означать, что данная структура не существует», - заявил глава армянского правительства.

Вот уже полгода Организация Договора о коллективной безопасности – главный военный блок постсоветского пространства не может получить нового постоянного генсека из-за блокирования Арменией его назначения.

Напомним, что летом прошлого года Специальная следственная служба Армении обвинила на тот момент действующего генсека ОДКБ Юрия Хачатурова в свержении конституционного строя стране в связи с подавлением 1 марта 2008 года митингов несогласных с итогами президентских выборов. Причем уголовное дело в Армении было заведено без предупреждения партнеров Еревана по ОДКБ. Такое решение Еревана, безусловно, нанесло удар по Организации. И на данный момент Армения продолжает блокировать назначение генсека, настаивая на том, что оставшийся срок руководства организацией должен остаться, несмотря на случившуюся коллизию, также за ней.

О том, можно ли трактовать заявление Никола Пашиняна как очередной вызов ОДКБ, а также на другие вопросы «Москва-Баку»ответил военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

-Игорь Юрьевич, заявление Пашиняна по генсеку ОДКБ, как его понимать, неужели Пашинян вот так может легко противопоставлять Армению остальным союзникам по ОДКБ…

-Это заявление Пашиняна, безусловно, политически безответственное. Мы его должны расценивать именно так. К сожалению, Армения при Пашиняне сделала достаточно много для того, чтобы нанести удар по авторитету ОДКБ. Это связано в первую очередь с возбуждением уголовного дела - без всякого согласования со своими партнерами по ОДКБ - против прежнего генсека Организации Юрия Хачатурова. Ереван сделал это абсолютно в лоб, и, разумеется, сложившаяся ситуация не пошла на пользу ОДКБ. Уже после, когда начал обсуждаться вопрос возможного назначения новым генсеком представителя Белоруссии, Пашинян снова занял абсолютно неконструктивную позицию. Сегодняшнюю политику Армении нельзя назвать иначе, как политикой национального эгоизма. И такой подход не обернется позитивно прежде всего для самой Армении. Подобного рода заявления Пашиняна, которые, надо сказать, отдают политической провокацией, попахивают шантажом, мягко говоря, работают не в пользу не только авторитета ОДКБ, но и авторитета прежде всего самого Пашиняна. Россия заинтересована в том, чтобы ОДКБ существовала. В этом, мне кажется, должен быть заинтересован и сам Ереван. Но, увы, заявления негативно повлияли на климат и внутри ОДКБ, и вокруг нее.

-Видите ли вы в этом заявлении премьера Армении угрозу выхода из ОДКБ?

-Я не думаю, что это заявление Пашиняна – угроза, что Армения может выйти из ОДКБ. Не думаю, что вопрос стоит именно так. Для Армении членство в ОДКБ – это благо, поскольку это для нее вопрос безопасности.

К сожалению, мы видим, что период политической турбулентности в Армении продолжается. Но одно дело когда Пашинян, будучи оппозиционером, мог делать любые заявления, другое дело, когда он является руководителем, первым лицом Армении. Глава государства все-таки должен понимать, что он говорит, осознавать, какой это вызывает резонанс. В данном случае это заявление не соответствующее действительности и провокационное по своей сути.

Пашинян, конечно, может продолжать делать такие заявления – это его конституционное право, Армения – суверенная страна... Но вот российский газ тогда Армения будет покупать по той цене, которая будет назначена нашими поставщиками… Разумеется, на фоне таких заявлений никаких преференций экономического плана Армения от России получать не будет. Если бы Пашинян действительно демонстрировал дружелюбие к России, если он партнер, союзник, то он должен был бы демонстрировать это своей внешней политикой. А если он хочет сидеть на двух стульях, делать различные заявления, тогда будь добр, покупай газ по соответствующей цене.

-И все же, какова цель таких провокационных, как вы говорите, заявлений? Чего он хочет ими добиться?

-Полагаю, что если Пашинян себе такое позволяет, он просто незрелый политик. Здесь не митинги и не пикник. Здесь серьезная политика, ОДКБ – это не шутки, это оборонный блок на постсоветском пространстве. Поэтому извините, но здесь танец с саблями исполнять не надо, а надо системно работать, работать на авторитет организации, а не наносить ущерб ее имиджу.

Пашинян должен сейчас в первую очередь заниматься поднятием экономики Армении. Если через год, два, через семь лет Армения не даст стране существенного экономического роста, его постигнет судьба Сержа Саргсяна, он будет сметен народным гневом в ходе очередной революции. Главное, чтобы такие революции для Армении не вошли в привычку, ничего хорошего из этого не будет. Cам Пашинян проложил такой «революционный» вектор, сам, если не будет экономических успехов, и пожмет плоды. Это неизбежно, просто вопрос времени. Поэтому Пашиняну надо заниматься не критикой ОДКБ и выдвигать к союзникам какие-то претензии, а плотно работать на экономическое процветание своей страны. А без хороших политических связей не будет и хороших экономических связей, потому что одно взаимосвязано с другим. Он должен работать прежде всего в интересах народа Армении. А интересы народа Армении требуют экономического процветания. Сможет он это обеспечить? У меня большой вопрос, как он справится, если он так занимается политикой и экономикой.

-Как вы считаете, возможна ли «экономическая революция», о которой говорит Пашинян, без урегулирования карабахского конфликта? Он, судя по всему, считает, что может поднять экономику и без урегулирования… За счет помощи партнеров, налогов граждан…

-Революция? Заниматься экономикой – это не покричать в мегафон, не митинговать. Здесь надо реально работать. А если он поставил практически на все ключевые посты в Армении людей, которые прошли школу Сороса, ну значит в итоге, вероятно, получит украинский сценарий. С такими людьми экономику не построить. А никто так просто давать Армении деньги не будет. Митинговая активность – она хорошая только на этапе площадной демократии, а если ты взял власть – демонстрируй экономические успехи, политическую ответственность, состоятельность. Конечно, борьба с коррупцией – это важная тема, но через некоторое время народ спросит: «А где экономические успехи, где улучшение качества жизни»? На кого-то тогда надо будет списывать свои собственные проблемы… Вот в чем вопрос.

Возврат оккупированных территорий и будет означать как раз ту экономическую революцию, о которой говорит Пашинян. А если он не пойдет навстречу законным требованиям международных посредников, международного права, наконец, справедливому решению карабахской проблемы, никакой экономической революции не будет, будет лишь словесная революция, от которой никакого экономического роста не получить. Сколько не произноси «халва» - слаще во рту от этого не станет. Эта восточная пословица, очень хорошо применимая к ситуации «экономической революции» в Армении. Мы, здесь, в России желаем Армении процветания. Но нужно решить конфликт, вернуть территории и тогда для Армении откроются границы.

-К вопросу о карабахском урегулировании… Сегодня официальные Баку и Ереван подтвердили встречу президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьера Армении Никола Пашиняна 29 марта в Вене. Как считаете, чем закончится эта встреча на фоне, естественно, заявлений Еревана о том, что надо подключить к переговорам самопровозглашенный Нагорный Карабах?

-Скажу так: пока мы видим, что практическая политика Еревана не нацелена на какие-то позитивные изменения ситуации. Есть факт – оккупированные территории Азербайджана. Есть 7 районов вокруг Нагорного Карабах, статус которых как оккупированных территорий никто, включая сам Ереван, не ставит под сомнение. И есть Нагорный Карабах – тоже отторгнутая от Азербайджана территория. Безусловно, в процессе урегулирования нужно делать какие-то шаги навстречу. Со стороны Азербайджана мы видим стремление политико-дипломатическими методами, терпеливо решать вопрос возвращения оккупированных территорий. И естественно для Баку абсолютно неприемлемо с точки зрения норм международного права попытки Пашиняна усадить за стол переговоров еще каких-то представителей из НКР. Это не воспринимается и не будет воспринято Баку. Если Пашинян будет настаивать на такой повестке дня, а он настаивает, то переговоры заранее можно считать проваленными. Но сами переговоры необходимы.

-Можно ли сказать, что на фоне заявлений Пашиняна о том, что в переговорах должны участвовать сепаратисты, факт самих переговоров, кстати, уже четвертых между Алиевым и Пашиняном, говорит о том, что Азербайджан оказывается сильнее в этой «схватке»…? Международное сообщество на его стороне.

-Cам факт этих переговоров свидетельствует, как я уже и сказал, об ответственной политике Азербайджана. У него есть возможность в любой момент решить вопрос военным путем, но он этого не делает, а ведет мирные переговоры. Переговоры всегда лучше, чем война. Кроме того, Азербайджан видит, что позиция Пашиняна неконструктивна, провокационна, но он все равно идет на переговоры. Алиев как сильный и ответственный политик прекрасно понимает, что сам факт этих переговоров уже усиливает эффект Азербайджана в нынешней ситуации и его готовность решать вопросы политико-дипломатическими методами. Но при этом переговорами нельзя закрыть существующие проблемы. Если Пашинян продолжит себя вести неконструктивно, он провалит переговоры. Переговоры невозможно вести бесконечно. Здесь нужен результат. А результат – это передача оккупированных территорий. Пашинян должен сделать шаг и в качестве жеста доброй воли вернуть как минимум пять районов. Это первое, что он должен сделать в качестве политика – стремиться решить нагорно-карабахскую проблему. Это будет шагом, мощным, сильным, который пойдет на пользу всем – и Азербайджану, и Армении. Вернуть под гарантии ввода миротворческого контингента ОДКБ на линию разграничения. Вот это было бы практическим мощным шагом вперед со стороны Пашиняна. Это позволило бы Армении получить существенные экономические преференции - снятие экономических ограничений, которые введены сейчас и Турцией, и Азербайджаном.

Армения же не может десятилетиями удерживать земли, которые ей никогда не принадлежали. В Ереване говорят о 7 районах как некой зоне безопасности… Что значит какая-то зона безопасности?! Это оккупированные территории! Существуют нормы международного права! Можно рассуждать, спорить по поводу всех остальных вопросов, но 7 районов – это однозначно оккупированные территории. Их нужно возвращать без всяких предварительных условий под гарантии ОДКБ. А Пашинян между тем, как мы видим, пытается ОДКБ шантажировать.

Мы хотели бы решительного прорыва в урегулировании нагорно-карабахской проблемы. Но вопрос, насколько Пашинян свободен и готов этот вопрос решать. Очень много сомнений. Как реалист я понимаю, что Азербайджан делает все для переговоров, для содействия в поиске справедливого, законного решения, но Ереван пока показывает стремление выдвигать требования, которые заранее обрекают переговоры на неудачу. Это желание Пашиняна привлечь Нагорный Карабах к переговорам – это способ затянуть процесс. Более того, международные посредники не приемлют изменение формата переговоров. Никаких основополагающих документов для этого нет. Идут какие-то апелляции к событиям начала 1990-х, но слушайте, это полная ерунда. Есть позиция посредников, есть существующие реалии. У Алиева тогда есть полное законное право сказать: «Хорошо, давайте тогда привлекаем к нашим переговорам азербайджанскую общину, которая была изгнана из Нагорного Карабаха. А это более миллиона человек и они хотят возвращения к родным очагам. И здесь также возникает вопрос восстановления территорий, восстановления их для жизни после деоккупации – ведь там выжженная земля, там экономического ущерба на миллиарды. Естественно, Армения не cможет платить такие деньги за восстановление этих территорий. Не можешь это… Ну ты хотя бы верни земли. Начни реальный процесс переговоров, если ты хочешь экономического процветания.

-Вчера появилась новость, что в результате режима прекращения огня погиб азербайджанский военнослужащий… Насколько помню, это первый случай гибели после договоренностей Алиева и Пашиняна в Душанбе в прошлом году…

-Ответ однозначен: чтобы не было жертв, Армения должна уйти с оккупированных территорий, на линию разграничения должны встать миротворцы ОДКБ, тогда никаких жертв не будет. Азербайджанские беженцы, временно перемещенные лица должны вернуться к историческим очагам под международным контролем и под гарантии ОДКБ, будет проведена демилитаризация существующих вооруженных формирований в Нагорном Карабахе. Будет создана совместная азербайджано-армянская полиция, которая займется обеспечением правопорядка, поддержанием режима безопасности. В составе Азербайджана в Нагорном Карабахе пройдут парламентские выборы, в которых будут участвовать азербайджанские и армянские избиратели, вернувшиеся на территории. Вопрос же статуса может быть отложен на будущее, на тот период вперед, пока люди не начнут жить совместно друг с другом, наладят взаимоотношения, залечат свои прежние раны. В конце концов Германия и Франция – мы воевали друг против друга. А сегодня - нормальные взаимоотношения, и я уверен, что армянская и азербайджанская общины могут жить вместе, мирно сосуществовать, процветать. Азербайджан направит серьезные инвестиции на восстановление экономики в Нагорном Карабахе. Это пойдет на пользу всем – и азербайджанцам, и армянам. Люди хотят мира, нормальной жизни. Они устали от войны, от неопределенности. Надо решать эти вопросы.

Я хотел бы пожелать президенту Ильхаму Алиеву на предстоящих переговорах, достаточно трудных, успеха, переговоры нужны и надо делать все для справедливого решения вопроса. Cтарт этих переговоров очень важен и для Армении, и для Азербайджана, и для всех нас, кто неравнодушен к проблемам Южного Кавказа. И мы говорим, что нормы международного права, возврат территорий Азербайджану – это основа для мирного урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Эта рана должна быть затянута, залечена. Должен наступить мир. Азербайджан все для этого делает. Россия желает успеха!