AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Ильхам Алиев собрал кабинет реформаторов. Александр Караваев, научный сотрудник Института Экономики РАН
/upload/iblock/e36/e3634d91702d323baf19d767dc5c3b4a.png

О новой структуре кабинета министров Азербайджана после громких отставок и задачах поставленных президентом Алиевым на перспективу рассуждает научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев специально для "Москва-Баку"

Микаил Джаббаров назначен главой нового Министерства экономики - самого крупного ведомства нового азербайджанского правительства. В структуру вливается ранее руководимое Джаббаровым Министерство налогов, а также Госкомитет по вопросам имущества, и Госагентство по антимонопольной политике и контролю за потребительским рынком. Бывший глава Минэкономики Шахин Мустафаев назначен новым вице-премьером всего экономического блока, с достаточно широкими полномочиями межведомственной координации. Как выглядит новая структура кабинета министров Азербайджана и какие задачи поставлены президентом в перспективе 2020 года?

Революция управленческой элиты

Больше всего поражает не только темп кадровых изменений, сколько их нетипичная для Азербайджана длительность: пошла третья неделя с назначения Али Асадова премьер-министром и буквально каждый день публикуются новые кадровые и управленческие распоряжения президента. В целом, с апреля 2018 по сегодняшний день, в стране происходят наиболее глубокие управленческие реформы последних десяти лет.

В почетную отставку отправлена большая группа чиновников: несколько вице-премьеров, среди которых бывший мэр Баку, сотрудники аппарата правительства. Ушел в отставку важнейший символ эпохи Гейдара Алиева, бессменный глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев. Его можно назвать лидером этой группы "старослужащих" высшего эшелона азербайджанской власти. Если в начале своей карьеры они внесли значительный вклад в становление постсоветской системы азербайджаской власти, то в последствии, многие из них в общественном сознании стали символом ретроградного торможения. Именно поэтому, кадровые перестановки стали наиболее обсуждаемой темой, приветствуются всеми общественными слоями, включая оппозиционно настроенных политиков.

Кадровую ротацию, и фактический возрастной ценз - не занимать посты чиновникам "после 70 лет", озвученный Ильхамом Алиевым на заседании правительства, нужно понимать шире чем запуск аппаратных лифтов. Здесь не только стимулирование прихода во власть более подготовленных функционеров, способных поддерживать высокую динамику управленческих решений и, конечно, их соответствие быстрой динамике социально-экономической жизни. Другой важнейший момент - это один из механизмов против сращивания бизнеса и госсистемы, что собственно и порождает "теневой сектор".

В ходе встреч с новыми министрами Ильхам Алиев, неоднократно возвращался к этой теме: "В ряде случаев государственные чиновники, руководители, представители местных исполнительных органов не дают возможности развиваться бизнесу, особенно в регионах. Если кто-то открыл для себя какое-то небольшое дело, то они, подобно пиявкам, сосут его кровь. В отношении таких людей будут приняты строжайшие меры. Правоохранительные органы уже получили от меня очень серьезные поручения, и вам, как министру, надо постараться, чтобы такие явления не допускались, если будут допускаются, немедленно проинформируйте меня. Против таких негодных чиновников будут приняты самые серьезные санкции и меры. Мы должны дать предпринимателям дыхание, чтобы они спокойно работали. Никаких выплат, кроме налогов, быть не может".

По этому фрагменту встречи, кстати, ярко проявились неожиданные и даже беспрецендентные для официального стиля Алиева черты - фактически обществу приоткрывают дверь к внутренней кухне обсуждений докладов у президента. Стоит процитировать еще один фрагмент напутствия Алиева новому министру экономики: "…несправедливая конкуренция также создает для нас большую проблему. Этому потакают государственные чиновники, имеющие свои бизнес-интересы. Используя свои возможности, они вытесняют конкурентов, порой клевещут на них. Они создают такие условия, чтобы те вынуждены были либо продать свой бизнес, либо уехать. Этого тоже нельзя допускать, не страшась никого. Мне известно, что некоторые пытались оказать на вас, как на министра, особенно министра налогов, давление, чтобы не трогали их бизнес. Я знаю, что вы очень стойко противостояли им. Я всегда поддерживал это и всегда оказывал вам поддержку".

Детенизация экономики

Успешная работа Минналогов по созданию условий для вывода бизнеса из тени и стала залогом дальнейшего продвижения Джаббарова. Поэтому, остановимся на этом моменте.

Достаточно выпукло иллюстрирует картину изменений тот факт, что в течении 2019 года число активных плательщиков НДС увеличилось более чем на 40%. Отслеживаемый статистикой оборот в секторе торговли вырос на 22,1%, в том числе розничный товарооборот - на 35,2%, оптовый товарооборот - на 13,4%, оборот в секторе общественного питания - на 25,7%.

О чем это говорит? Предприятия перестают уклонятся от уплаты налогов. Все больше хозяйствующих субъектов оформляют свои обороты: количество объектов розничной торговли увеличилось на 7,5%, общественного питания - на 4,8%. Сам факт уклонения был порождаем нелегальными выплатами в адрес контролирующих инстанций, которые, либо закрывали глаза на снижение налогооблагаемой базы, либо вообще "не видели" субъектов предпринимательской деятельности, собирая с них платежи в теневую кассу.

{NEWS_2}Еще один индикатор изменения бизнес-климата - количество заключенных трудовых договоров и рост фонда заработной платы. По итогам года, скорее всего будет порядка 115-120 тыс. зарегистрированных трудовых договоров, из них 80% в негосударственном секторе.

Таким образом, пожинаются плоды плоды решения Алиева рубежа 2018-2019 года, применить льготы, и даже отменить планки подоходного налога в ненефтянных отраслях экономики. В свою очередь, это увеличило рост поступлений бюджета по статьям обязательного социального страхования и страхованию от безработицы.

Задачи для рывка-2020

С назначением Новруза Мамедова на должность премьер-министра, в апреле прошлого года была понятно, что период номинальной значимости кабинета министров в Азербайджане закончился. В тоже время, многие наблюдатели понимали, что транзитный период реформ кабинета еще впереди, ожидание прихода полноценного ядра реформаторов на руководящих постах росло от месяца. Причем не само по себе, а как следствие проводимой политики снятия административных барьеров, улучшения бизнес-климата и качества управления.

Очевидно, что ставка экономического блока нового кабмина будет сделана на развитие экпортноориентированной промышленности и увеличение внутренних инвестиций во все готовые к этому отрасли производства. Основными экспортными отраслями в эпицентре внимания министров станут:

- аграрная (включая хлопководство и садоводство). Набор обязательных к реализации задач отрасли прописан в "Государственной программе социально-экономического развития регионов Азербайджана в 2019-2023 годах";

- полимерная и карбомидная нефтехимия. Речь о развитии предприятий концерна SOCAR. Здесь же нужно учитывать сопряженную с полимерной текстильную промышленность;

- машиностроение. Эта сфера получила определенную динамику последние годы, однако значительные шаги по выходу на внешние рынки только предстоит сделать. Речь прежде всего о нескольких автосборочных предприятиях и большой группе предприятий Миноборонпрома, уже пополняющих госбюджет валютными поступлениями;

- развитие туризма. Сегмент рекреационного бизнеса (туризм, включая лечебный, развлечения, гастрономические услуги и так далее) в азербайджанских условиях может достигнуть не менее 5-7% ВВП. Естественно, Азербайджан в силу объективных климатических особенностей не может "догнать" долю испанского туризма в 11% от ВВП. Но увеличить объем сектора в два раза - решаемая задача на перспективу пяти лет.

Наконец, еще один штрих указывающий на качественное изменение задач правительства.

{NEWS_3}Мало кто помнит, что азербайджанский бюджет кризисного 2016 года был сверстан на параметры $25 за баррель нефти. Азербайджан испытал шок, учитывая, что поступления доходов происходят на 80% от нефтегазового экспорта. Резервы серьезно истощились. И тем не менее, был показан рост и по линии промышленности и по сельскому хозяйству. Теперь ситуация восстановилась, проект бюджета на 2020 год подготовлен с прицелом на $55 за баррель. Уже понятно, что важнейшие социальные и инвестиционные проекты не подвергнутся пересмотру. Ожидается, что в 2020 году темпы роста ВВП составят 3% (при номинальном объеме ВВП 83,3 млрд манатов). Это превышает средние показатели роста по Азии и Ближнему Востоку, опубликованные МВФ.

Но урок в другом. Теперь видно, что политика денефтенизации и оздоровления экономики перестает быть оперативной реакцией, своеобразной "скорой помощью". Теперь, это генеральная линия.