AZN = 44.01 RUB
USD = 74.77 RUB
EUR = 90.45 RUB
Новости дня

A
Кто станет модератором урегулирования отношений между Турцией и Арменией. Мнение эксперта

Кто станет модератором урегулирования отношений между Турцией и Арменией. Мнение эксперта

Нана Хоштария
09.09.2021 11:11

/upload/iblock/57b/57b472716792b5b8bf4a7009e03f4362.png

Премьер-министр Армении Никол Пашинян накануне на заседании правительства заявил о готовности властей страны к нормализации отношений с Турцией. Глава Кабмина напомнил, что ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прокомментировал возможность урегулирования отношений с Арменией.

"В этих заявлениях мы видим возможность обсуждения нормализации отношений Армения-Турция, восстановления авто- и железнодорожного сообщения. Мы готовы к такому разговору, который может получить более широкий контекст", - сказал Пашинян.

Как отметил премьер, речь идет о превращении региона в перекресток, который свяжет Север с Югом, а Восток с Западом. Готовность содействовать этому процессу выразила Россия. ЕС, в частности Франция, и США также заинтересованы в этом процессе. Известно также отношение Китая и Индии к развитию коммуникационных проектов в регионе.

Анкара и Ереван в последние недели подают друг другу сигналы о готовности к налаживанию отношений на фоне открывающихся в регионе возможностей в связи с нагорно-карабахским урегулированием. В частности, 25 августа президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, о возможности открытия "новой страницы" отношений между Анкарой и Ереваном и перспективах участия Армении в платформе «шести» в регионе. Ранее Эрдоган также неоднократно подчеркивал, что если Армения предпримет позитивные шаги для установления мира в регионе, Турция отреагирует положительно.

На прошлой неделе глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва готова выступить посредником в налаживании отношений между Турцией и Арменией, тем более, что в 2009 году уже была попытка – подписание при посредничестве РФ Цюрихских протоколов.

В этой связи возникает вопрос – может ли Россия действительно выполнить роль модератора в вопросе налаживания отношений между Анкарой и Ереваном.

Напомним, в 1993 году Турция в одностороннем порядке закрыла границу с Арменией из-за нагорно-карабахского конфликта, дипломатические отношения между странами отсутствуют. Турция как братская для Азербайджана страна посчитала невозможным продолжать дипломатические отношения с государством, оккупировавшим азербайджанскую территорию. Кроме того, отношения между Турцией и Арменией осложняются вопросом «геноцида армян». Ереван требует признания со стороны Анкары геноцида армян в Османской империи в 1915 году, Анкара геноцид отрицает и предлагает армянской стороне открыть архивы, от чего Армения отказывается.

Сможет ли Россия выступить посредником в урегулировании между Турцией и Арменией и есть ли другие претенденты на эту роль, а также возможно ли параллельное урегулирование армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений или это возможно только с первостепенным выполнением пунктов трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджан и Армении - «Москва-Баку» свою точку зрения обозначил директор Института политических исследований Сергей Марков.

82918135-680591.jpg- С одной стороны России выгодно быть модератором в налаживании отношений между Арменией и Турцией, поскольку роль посредника в урегулировании конфликтов повышает роль страны с точки зрения влияния на международные процессы.

В данном случае участие в налаживании армяно-турецких отношений поможет России еще раз подтвердить статус эффективного посредника в регионе, в налаживании мира даже не между двумя, а несколькими странами, что, конечно, обратит на себя внимание, а у кого-то вызовет ревность.

Мы помним, как в ходе второй Карабахской войны много говорилось о нарастающем влиянии Турции в регионе. Мы помним ситуацию, когда проармянские лобби устроили огромную антитурецкую информационную атаку. В принципе в момент, когда Турция начала чрезмерно проявлять себя в регионе, для России сложилась непростая ситуация. Но мы увидели, что Москва смогла удержать эту ситуацию, а с Анкарой найти компромисс. Как мы видим, российские миротворцы были размещены в Карабахе, совместно с Анкарой создан Российско-турецкий мониторинговый центр в Азербайджане. То есть Россия поступила политически мудро. А в разгар войны между Азербайджаном и Арменией Путин очень позитивно отзывался об Эрдогане, что тоже звучало политически мудро, показывая, что Россия - достойно справляется с ситуацией и с Турцией нет никакой проблемы.

Никто не отрицает, что Турция – сильное государство и у нее есть свои интересы в регионе. Поэтому было бы логично, если бы и здесь Россия взяла ситуацию в свои руки и выступила посредником между Арменией и Турцией, тем более, что таким образом она казалась бы снова в некотором смысле нейтральной стороной, нацеленной на позитивный исход для развития всего региона.

Если говорить о том, есть ли еще претенденты на роль модератора отношений между Турцией и Арменией, даже если бы кто-то захотел это сделать, не думаю, что нашелся бы такой статусный посредник, которого Турция бы восприняла в качестве переговорщика. США? Возможно, Ереван может попробовать разыграть эту карту. Но Турция не захочет этого делать, чтобы не навредить отношениям с Россией. Вряд ли это в ее интересах. Франция – с ней у Анкары далеко не радужные отношения, если не сказать обратное. Иран? Вряд ли здесь что-то получится. То есть нет такого посредника, кроме России. Но все же совсем исключать, что вдруг кто-то неожиданный для этой роли может появиться, нельзя. Примером тому – события в Афганистане. Оказалось, что Катар на протяжении многих лет спонсировал талибов («Талибан» - террористическая организация, запрещена в РФ – прим.ред.). Как известно, катарские специалисты на днях прибыли в Кабул для обслуживания аэропорта, а первым иностранным самолётом, приземлившимся в аэропорту Кабула после 31 августа, был самолёт ВВС Катара. Именно в Катар полетел госсекретарь США Энтони Блинкин вести переговоры с правительством по поводу отношений с талибами.

Вместе с тем, есть второй сценарий событий между Турцией и Арменией. Когда они сами попытаются урегулировать отношения. Почему? Потому что в случае с войной осенью прошлого года посредничество России в ситуации очень жесткого противостояния между Арменией и Азербайджаном было абсолютно необходимым. Если бы война продолжалась, со стороны Армении погибло бы порядка 10 тысяч человек. Армянские СМИ подняли бы огромную волну пропаганды против Азербайджана, представляя его как кровавого мясника. То есть здесь посредническая миссия была крайне необходима. В ситуации отношений между Арменией и Турцией острейшей необходимости в посредничестве нет.

Но нужно осознавать и сохраняющийся фактор желания со стороны России оказывать влияние на Армению. Армения зажата между двумя тюркскими государствами, с которыми на протяжении десятилетий находилась в сверхплохих отношениях, и которых она боится. Армении Россия нужна как спаситель.

На мой взгляд, урегулирование армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений может идти параллельно, хотя и нельзя отрицать, что эти процессы будут завязаны. Так, думаю, подвижки в отношениях произойдут, прежде всего для разблокирования транспортно-экономических связей в регионе, в частности, Зангезурского коридора, в связи с чем сейчас и подают сигналы и Эрдоган, и Пашинян. И тот, и другой ставят в основу возобновления отношений именно общие транспортно-экономические проекты. И здесь Азербайджан препятствовать не будет, потому что он уже получил обратно 70 процентов своих ранее оккупированных территорий, Азербайджан также заинтересован в транспортном коридоре.

Как известно, Турция и Армения и ранее неоднократно пытались наладить отношения, в период президентства Абдуллы Гюля были попытки «футбольной дипломатии», Цюрихские протоколы. Но тогда неурегулированность карабахского конфликта играла в итоге решающую роль и договоренности между Арменией и Турцией срывались. Потому что Азербайджан говорил свое веское слово, выступая против восстановления отношений из-за продолжения оккупации со стороны Армении азербайджанских земель. Турция сдала назад и улучшения и подвижек в армяно-турецких отношениях так и не произошло. После подписания в 2009 году Цюрихских протоколов Турция тоже не стала ратифицировать документы снова же из-за продолжения оккупации со стороны Армении азербайджанских земель.

Но сейчаc, полагаю, такого жесткого блокирования со стороны Азербайджана, не будет. Так как Азербайджан подписал трехстороннее соглашение, большая часть его территорий вернулась ему, он заинтересован в открытии Зангезурского транспортного коридора, к которому будет подключена Армения и Турция.

Поэтому, диалог между Турцией и Арменией и будет вестись как раз через логику разблокирования транспортно-экономических связей. Это будет такой составной частью общих переговоров, в том числе так или иначе пересекающихся с выполнением Баку и Ереваном трехстороннего соглашения по карабахскому урегулированию.

Сейчас дело в шагах Армении, ее нерешительности. Высока вероятность того, что Турция выдвигает ей серьезное для армянской стороны условие – никакого признания «геноцида армян» со стороны Анкары не будет и быть не может. Поскольку Армения – проигравшая в войне сторона, поломанная войной, сейчас ставшая значительно менее амбициозной, менее гордой, на улучшение отношений с Турцией ей придется во многом идти на турецких условиях. Но Пашинян побаивается пойти на это улучшение, поскольку радикалы могут с ним расправиться физически. Мы знаем историю, когда премьер Сербии Зоран Джинджич был застрелен за то, что он пошел на сдачу Косова. Думаю, точно так же Пашинян боится покушения. После поражения в войне, напомню, его не раз называли протурецким.

Возможно, Турции стоит сделать конкретный шаг вперед навстречу Армении. Провести встречу, обсудить перспективы и возможные шаги.

Урегулирование между Турцией и Арменией в перспективе может привести к тому, что Турция и Азербайджан войдут в ЕАЭС. России важно быть в определенной степени в одной связке с Турцией.

Возможно Турции вступление в ЕАЭС было бы даже выгоднее, чем Азербайджану, хотя, казалось бы, Азербайджан - постсоветское государство. Дело в том, что Азербайджан – поставляет на мировой рынок прежде всего углеводороды, которым не нужна свободная экономическая зона. Углеводороды пробивают себе дорогу на все рынки, потребность в энергии растет во всем мире. А Турция является продуктопроизводящей страной. У нее мощная легкая промышленность, мощное сельское хозяйство, которому нужны свободные рынки, мощная строительная промышленность, которой также нужны свободные рынки. Поэтому думаю, что перспектива вступления Турции в ЕАЭС очень реалистична. Это было бы плюсом для Турции. А вступление в структуру такой мощной, влиятельной державы как Турция могло бы дать мощный качественный рывок для ЕАЭС.