AZN = 54.11 RUB
USD = 91.98 RUB
EUR = 100.24 RUB
Новости дня

A
Леонид Калашников: Если хотите пустить процесс урегулирования конфликта в Карабахе под откос – передайте его Минской группе…

/upload/iblock/087/0873a0fe3445dc09912bd49173910b7b.png

Фото: Duma.gov.ru

Председатель Комитета Государственной думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников в интервью «Москва-Баку» о том, будут ли сопредседатели Минской группы ОБСЕ в постконфликтный период нагорно-карабахского урегулирования играть какую-то конструктивную роль в налаживании мира между Азербайджаном и Арменией.

- Леонид Иванович, сейчас снова стала звучать тема о роли сопредседателей Минской группы ОБСЕ в дальнейшем процессе налаживания мира между Азербайджаном и Арменией. Мы знаем, что сопредседатели так и не смогли довести вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта до конца. Многие после второй Карабахской войны заявили о ее неэффективности, хотя и не отрицали, что она все же создала определенную базу документов для разрешения конфликта. И сейчас Азербайджан ставит вопрос – что, собственно, посредники могут предложить сегодня в налаживании мира? На Ваш взгляд, смогут ли сопредседатели решать какие-то конкретные задачи сейчас или это невозможно?

- Постановка вопроса, способна ли на что-то Минская группа, очень правильная. Я всегда говорил, что эта контактная группа сама себя изжила. Она ничего не сделала за почти 30 лет своего существования, сама себя дискредитировала. Может ли Минская группа работать в условиях налаживания мира между Азербайджаном и Арменией? Россия - единственная из стран-сопредседателей, которая сумела добиться реальных результатов в решении конфликта и установлению мирной жизни между двумя государствами. Сделала конкретные предложения, в частности, по разблокированию транспортно-экономических связей в регионе, взаимодействию стран региона в этом направлении. Ни от Франции, ни от США я ничего подобного не слышал.

Минская группа превратилась в своего рода излишний механизм, от которого, наверное, надо избавляться, уходить от этого формата. Еще раз говорю: на протяжении этих лет она не то, что ничего не сделала, она еще и замыливала вопрос карабахского урегулирования. Когда я говорил, что только три региональных государства - Россия, Азербайджан и Армения могут решить карабахский вопрос, в ответ наши политики заявляли, что как так, ведь США как сопредседатель не признают этих решений, что Франция не признает этих решений и т.д., и т.п. Вопрос решился. А передача его решения сопредседателям Минской группы могла бы понравиться только тем, кто хотел пустить процесс под откос, втащив в него внерегиональных, не всегда равноудаленных игроков…

Вот, допустим, Украине. Мы по ней договорились. Есть Минский формат. Но тот, кто хочет подорвать Минские договоренности, говорит: нет, нет, нет, давайте сюда еще Америку подключим. Ну вот раньше подключили к карабахскому вопросу Америку и Францию. И что? И после достижения документа по урегулированию конфликту в прошлом году Запад высказывал своем недовольство. Руководители России, Азербайджана и Армении пришли к решению вопроса, они и дальше способны этим процессом рулить, а не Минская группа. Если же опять пытаться втащить в процесс Минскую группу, боюсь, что она, кроме как с изменением в худшую сторону, ничего не сделает. Она начнет играть на противоречиях, начнет подыгрывать той или иной нотке, каким-то предложениям, которые абсолютно нереальны, и это будет взрывать ситуацию, как взрывало почти 30 лет.

- Позиция у Азербайджана, что конфликт закончился и что, собственно еще Минской группе решать (ну может быть кроме как каких-то предложений по сближению азербайджанцев и армян)… Армения напротив – говорит, что конфликт еще не решен и давайте все вопросы решать в рамках минского формата…

- Контактная Минская группа, кроме вреда, ничего не сделает. Дело в том, что у Америки и ее союзника Франции, и России как сопредседателей совершенно разные взгляды на это урегулирование. Ни США, ни Франция не заинтересованы в том, чтобы помогать России урегулировать конфликт на ее границах. ну объективно, зачем им нам помогать, тем более, мы видим, как вражда с Россией только увеличивается. Зачем им помогать России, зачем им помогать Азербайджану… Я периодически вижу эту позицию в ПАСЕ, в Евросоюзе… Любое слушание – о России, как что - о Турции, об Азербайджане. Они не хотят помогать. Им лучше «увидеть» некую «проблему» в перечисленных странах, обсуждать все это под видом нарушения демократических прав… Я помню, как приезжал в Азербайджан на выборы. Все прекрасно прошло. Но потом миссия ОБСЕ вдруг пишет, что нет, недемократично выборы прошли. Я спрашиваю у своих товарищей, представителей Евросоюза: «А почему вы это пишете?» Вы ведь мне вчера говорили, что никаких нарушений нет, что все отлично… Понимаете, геополитические настроения выливаются в то, что в рамках таких вот институтов как ОБСЕ, ПАСЕ, таких контактных групп все и пускается под откос. Мы увидели настоящую группу, которая способна решить вопрос - это лидеры трех стран, это вице-премьеры стран. Они и должны и дальше решать вопрос. Владимир Путин имеет авторитет и в Азербайджане, и в Армении. И если мы не хотим подрывать мирный процесс, больше сюда никого вмешивать нельзя. Потому что у этих стран, которые называют себя сопредседателями, очень разные интересы. В том числе в регионе.

- Недавно заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Джордж Кент заявил, что Россия стремится сохранить конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а не урегулировать его. Мы прекрасно помним, как Запад выражал претензии России в связи достижением при ее посредничестве трехстороннего заявления по Карабаху в ноябре прошлого года…

- Они хотят бросить пыль с глаза. Пытались всех запутать почти 30 лет. Запутывали-запутывали и теперь, как только все начало решаться, начали опять все пытаться запутать, наговаривать на сторону, которая что-то решила – ну все, дескать, Россия обманула всех. Как говорится – на воре и шапка горит. Ну вот России больше делать нечего, как кого-то сталкивать и свои военные базы где-то держать. А так говорят, потому что Госдеп мыслит это про себя. У них несколько сот военных баз по всему свету. Они так привыкли решать свои проблемы. России сейчас совершенно не до военных баз на чужой территории. Ну правда. Именно поэтому их и нельзя втаскивать в процессы урегулирования. Мы договорились на троих - эту чашу втроем и надо до конца испить. Пусть она иногда и не очень приятная бывает.

Конфликт завершился и теперь нужно показывать, что это разрешение, все подписанные договоренности станут для всех жителей региона огромным плюсом. Это будет плюсом для тех, кто живет и будет жить в Карабахе, это будет плюсом для Армении, потому что она в течение десятков лет находилась в блокаде – с закрытыми границами с Турцией, с Азербайджаном, отрезанной от транзитных коридоров. То есть нужно показать, что ситуация изменилась, прежде всего для мирных жителей и изменилась только в положительную сторону. Нужно отстраивать инфраструктуру, соединять страны транспортными коридорами, делать жизнь лучше. Но некоторым этого не хочется. И они вмешиваются в процесс, пытаясь провокационными заявлениями его подорвать. Им не выгодно, если люди, если страны скажут, что еще год, два, три назад нам жилось плохо, зарплата была маленькая, мы не могли туда-то поехать, не могли привезти товар, но теперь мы это сделать можем, мы себя обеспечиваем, у нас есть работа, мы можем продать наши товары в Иран, в Турцию, в Россию. И наоборот. Что же в этом плохого? И все люди скажут: это отлично, это хорошо. Но кое-кому этого не хочется, им хочется поддерживать другой статус.

- Резюмируя, логика такая, что сначала решаются все вопросы, зафиксированные в двух трехсторонних заявлениях, по мере возможности на бытовом уровне налаживается взаимодействие между азербайджанцами и армянами и потом, уже через какое-то время, на что Россия и рассчитывает, будут (если они еще останутся) решаться те вопросы, которые сегодня решение не находят…

- Вопросы будут решаться постепенно, по степени остроты. А самый острый, я считаю, необходимый, как сегодня и представляется, это вопросы экономического характера, разблокирования транспортно-экономических связей. Экономические вопросы решим с пользой и выгодой для всех сторон и будем двигаться дальше. Договорились – действовать нужно в соответствии с этими договоренностями. Ильхам Алиев, надо отдать ему должное, всегда был абсолютно порядочным человеком, который если о чем-то договаривается, то он этим договоренностям следует. Он никогда не забегает вперед, он никогда не оглядывается назад и решает вопросы конструктивно. Именно поэтому к нему и такое отношение. Везде. Я вижу, что у Путина к нему такое отношение.

- Но объективно разблокирование транспортно-экономических связей действительно выгодно всем, кто бы что ни говорил…

- Конечно, выгодно всем. Абсолютно правильно об этом сказал Алиев. Кому невыгодно, чтобы на Южном Кавказе установился мир, тот пытается найти «что-то не то». Сейчас некоторые (потому что раньше не успели) пытаются увязать вопрос статуса Карабаха с разблокированием транспортно-экономических связей, говорят: нет, мы не разблокируем, пока не решим вопрос по статусу. Это глупость полная. Вопрос Карабаха решался таким жесточайшим путем не для того, чтобы его дальше загонять в угол. Ну зачем загонять вопрос в совершенно нерешаемое русло. Но, к сожалению, некоторые международные стороны способствуют такой риторике.